издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Нужно ли тепло Тайшету?

  • Автор: Светлана ТЕПЛОВА

Три года Восточно-Сибирская железная дорога борется за стабильное теплоснажение Тайшета Немалую часть города снабжает теплом котельная шпалопропиточного завода (ШПЗ) Восточно-Сибирской железной дороги. При этом квартиры и предприятия в Тайшете минувшей зимой были исправно согреты, но плата за это тепло так и не поступила в полном объеме его производителю - котельной ШПЗ ВСЖД.

Конфликтная ситуация возникла еще в 2000 году, когда
предприятием, поставляющим тепло на объекты города и
ответственным за оплату услуг, стало муниципальное
унитарное предприятие (МУП) «Тайшетское коммунальное
хозяйство». Платежи проходили нерегулярно, и по сути
создавался целый долговой фонд. Выигранные через
арбитражные суды суммы взыскать было невозможно.
Именно в преддверии зимы 2003 года областная
администрация уделила внимание этой критической
ситуации на совместном заседании администрации
Тайшета, руководства МУП «Тайшетское коммунальное
хозяйство» и руководства ВСЖД под председательством
главы областного комитета по ЖКХ Олега Воронина.
Тогда было достигнуто решение, несмотря на долги
перед железнодорожниками, начать отопительный сезон
и полностью оплатить согласно графику накопившиеся
долги и текущие расходы.

Путем несложной дипломатии 17 октября 2002 года
между ФГУП «ВосточноСибирская железная дорог», МУП
«Тайшетское коммунальное хозяйство» и администрацией
Тайшета было заключено соглашение о новации. По
этому документу долг за тепло был переведен в
заемное обязательство. По его условиям МУП
«Тайшетское коммунальное хозяйство» и мэрия Тайшета
должны были согласно составленному графику в срок до
1 мая 2003 года возвратить долг в сумме 25 млн. 477
тыс. 631,70 руб. Администрация Тайшета выступила
поручителем за МУП «Тайшетское коммунальное
хозяйство» в этом соглашении и взяла на себя
солидарную ответственность по возврату займа, уплате
процентов за его пользование. Между ВСЖД и
администрацией Тайшета об этом поручительстве и
солидарной имущественной ответственности было
заключено отдельное соглашение.

Тогда же, 17 октября, тремя сторонами был подписан
график погашения долга перед ФГУП ВСЖД, по которому
с октября 2002 г. по апрель 2003 г. должники должны
ежемесячно выплачивать по 3 млн. 200 тыс. рублей —
сумма более чем реальная для бюджетов МУП
«Тайшетское коммунальное хозяйство» и администрации
города.

В результате зима для Тайшета прошла гладко. В
домах, больницах, детских садах, школах и на
предприятиях было тепло. Жители Тайшета спокойно
зимовали, не переживая за то, что их город может
быть разморожен, как это было в Усть-Куте и Чуне.

Казалось бы, решение проблемы долгов было найдено.
Но ответчики и здесь нашли способ усложнить
ситуацию. К новому году должники практически сорвали
график погашения долгов. По обязательству дороге
надо было возвратить 11 млн. 250 тыс. рублей, но
фактически на 31 декабря отдали только 3 млн. 824
тыс. 981 руб., а 7 млн. 425 тыс. 018,26 руб. повисло
в воздухе. Это был первый тревожный звоночек, и
дальше не было никакой уверенности, что график будет
благополучно выполнен.

По результатам задолженности и срыву графика
погашения долгов за IV квартал 2002 года ФГУП ВСЖД
подало документы в арбитражный суд Иркутской области.

7 мая 2003 года арбитражный суд Иркутской области,
рассмотрев исковое заявление ВСЖД, вынес решение
(дело NА19-2428/03-16): «На основании
вышеизложенного, руководствуясь статьями
Арбитражного-процессуального кодекса РФ взыскать
солидарно с муниципального унитарного предприятия
«Тайшетское коммунальное хозяйство», муниципального
образования «Город Тайшет» в лице администрации
г.Тайшета в пользу федерального государственного
унитарного предприятия «Восточно-Сибирская железная
дорога» 7 млн. 425 тыс. 018,26 руб. — основного
долга и 48 тыс. 725,10 — расходы по уплате
госпошлины. При этом в ходе рассмотрения дела
ответчики признали исковые требования в полном
объеме, что подтверждается их отзывами на исковое
заявление (л.д. 30, 37).

Но исполнять статьи 309 и 810 п.1 Гражданского
кодекса Российской Федерации об обязательствах в
соглашении и возвращении займодавцу полученной суммы
займа в срок никто не торопился и после решения суда.

Практически город Тайшет с января по апрель 2003
года пользовался теплом дороги даром.
Административные органы МУП «Тайшетское коммунальное
хозяйство» и администрация г.Тайшета сочли нужным
сделать вид, что радеют за тепло в городе, а
фактически проплатили только 732 тыс. рублей из
долговых 14 млн. 227 тыс. 631,70 руб. До сих пор
остается тайной, на какие нужды и дела пошли деньги,
заложенные на исполнение соглашения с ВСЖД.

Таким образом, все договоренности и графики
погашения долгов к концу апреля 2003 года были
планомерно сорваны. Дорога уже второй раз за год
была вынуждена обратиться в юридические органы.
Арбитражный суд Иркутской области 15 июля 2003 года
(дело NА19-9539/03-47) рассмотрел исковое заявление ВСЖД о
взыскании долгов за предоставленное тепло.

Судом было установлено, что исковые требования
мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиками
солидарно обязательств по соглашению от 17 октября
2002 года. Все требования истца (ВСЖД) были признаны
законными, и судом решено «взыскать эту сумму
солидарно с МУП «Тайшетское коммунальное хозяйство»,
муниципального образования «Город Тайшет» в лице
администрации г.Тайшета в пользу ФГУП ВСЖД 13 млн.
495 тыс. 631,7 руб.

В самый ответственный период — август-сентябрь,
время подготовки к зиме, ни мэром города Николаем
Шрайнером, ни руководством МУП «Тайшетское
коммунальное хозяйство» не было предпринято ни
одного шага для разрешения ситуации с долгами перед
железнодорожниками.

Хочется задать вопрос уже не руководству города, а
жителям Тайшета: почему вас не волнует, как
используются ваши деньги, куда делись ваши платежи
за тепло и почему в ваших квартирах до сих пор
холодно?

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры