издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Устремленный в завтра

Иркутскому государственному университету -- 85! Можно сказать с уверенностью, большинство из тех, кому посчастливилось учиться в стенах Иркутского государственного университета, испытывают чувство гордости за свою причастность к роду-племени питомцев нашей несравненной альма-матер, отмечающей в эти дни свое 85-летие. "Учусь (преподаю) в госуниверситете" -- эти слова всегда являлись и остаются своеобразным паролем, визитной карточкой человека, так или иначе связанного со старейшим вузом Восточной Сибири. Являясь одним из самых престижных учебных заведений на востоке страны, ИГУ высоко держит марку. Как говорит его нынешний ректор профессор Александр Смирнов, "самое главное в Иркутском госуниверситете, что остается неизменным на протяжении десятилетий, -- это традиции, которые заключаются в высочайшем профессионализме, самоотверженности, патриотизме наших профессоров, преподавателей, сотрудников". С Александром Ильичом, который, к слову, сам в свое время являлся учеником основателя школы иркутских химиков А.В. Калабиной, ведем разговор о вузе-юбиляре, несравненном нашем храме науки и знаний, его истоках, традициях, перспективах.

— Александр Ильич, неоднократно приходилось слышать,
что университет наш обязан своим появлением адмиралу
Колчаку…

!I1!— Для такого утверждения нет достаточных оснований.
Основную работу по открытию Иркутского университета
проделало демократическое правительство в Омске (до
переворота в ноябре 1918 года). Университет был создан
до того, как Александр Васильевич стал «верховным правителем».
Став же им, он не препятствовал становлению высшего
учебного заведения в Иркутске. Летописец Романов так
отметил это важное событие: «27 октября 1918 года в
1-м общественном собрании состоялся акт открытия государственного
университета, 28-го — начало занятий в нем». Университет
был основан в составе двух факультетов: историко-филологического
и юридического.

— Иркутск давно претендовал на роль университетского
города, здесь сложились культурные традиции, но, насколько
мне известно, не было квалифицированного профессорско-преподавательского
ядра, способного осуществить подготовку специалистов
высшей квалификации. Какой выход был найден?

— Открытие нашего вуза, можно сказать, завершило усилия
многих патриотов России и Сибири, ученых, государственных
деятелей, просветителей: Ядринцева,
Щапова, Словцова, Щукина, Потанина, многих других. Ядром
же преподавательского состава стали профессора и приват-доценты
классических университетов европейской России — Московского,
Казанского, а также Томского университетов. Первым ректором
Иркутского университета стал профессор философии Моисей
Матвеевич Рубинштейн (до этого приват-доцент Московского
университета, доктор философии Фрайбургского университета).
Первыми деканами юридического факультета были профессора
Михаил Михайлович Агарков (до этого исполнявший должность
доцента Казанского университета) и Василий Павлович
Доманжо, исполнявший должность экстраординарного профессора
Пермского университета, магистрант римского права. Деканом
историко-филологического факультета стал профессор
кафедры русской истории, бывший доцент Казанского университета
Владимир Иванович Огородников. События гражданской войны
привели к значительному притоку в Иркутский университет
профессуры с Урала и из Западной Сибири.

Историко-филологический факультет состоял из исторического
и славяно-русского отделений. В 1919 году было открыто
восточное отделение, где преподавались санскрит, монгольский,
китайский, тибетский и японский языки. В этом же году
был организован физико-математический факультет в составе
естественно-исторического и медицинского отделений.
В 1920 году медицинское отделение было преобразовано
в самостоятельный факультет. Первым советским ректором
стал профессор-медик Николай Дмитриевич Бушмакин, сумевший
отстоять университет в трудные для него годы послевоенной
разрухи. Началась пролетаризация высшей школы, изменялся
социальный состав студентов и преподавателей, не раз
менялась структура первенца высшего образования в нашем
крае.

— Говоря образно, из-под крыла альма-матер разлетелись
и обрели самостоятельность высшие учебные заведения
Иркутска… Кто они, эти бывшие «птенцы»?

!I2!— В 1930 году университет, скажем так, перерос свои
рамки. В результате реорганизации на базе медицинского,
экономического, педагогического факультетов были открыты
самостоятельные институты: медицинский, финансово-экономический,
педагогический. Факультет советского строительства выделился
из ИГУ и был преобразован в Сибирский институт советского
права, являвшийся единственным высшим юридическим учебным
заведением в восточных районах страны. В 1935 году институт
был переведен в Свердловск, где на его основе создали
юридический институт, ныне крупнейшее учебное заведение
— Уральская государственная юридическая академия. Кстати
говоря, в настоящее время выпускники ИГУ составляют
основу научных коллективов Сибирского отделения Российской
академии наук, Академии медицинских наук, педагогических
кадров высших учебных заведений Иркутска и в целом Сибири.

— Александр Ильич, сегодня приходится только удивляться,
что все факультеты университета долгие годы умудрялись
жить под одной крышей — в первом корпусе на берегу
Ангары, где сейчас обосновались физики и математики.
Как решалась эта проблема? И что мы имеем сегодня?

— Да, проблема такая, к слову, очень болезненная для
университета, была притчей во языцех не только на областном
уровне, но и в столице, в Министерстве высшего образования.
Единственный корпус, в котором располагался университет,
нуждался в ремонте, требовали своего решения многочисленные
вопросы, включая улучшение материально-технической базы,
условий труда преподавателей и студентов. Лишь к середине
50-х годов положение стало постепенно улучшаться: физико-математический
факультет получил новое оборудование от МГУ, а геологический
факультет — от Иркутского геофизического треста. В
конце 50-х университет построил новый четырехэтажный
корпус, в который перевели четыре факультета и ряд кафедр.
Кроме того, Иркутский горисполком выделил университету
корпуса в центре города.

Однако в связи с увеличением набора студентов нагрузки
на учебные аудитории значительно возросли. Необходимо
было иное решение проблемы. В 1963 году ректор университета
Петр Федосеевич Бочкарев внес предложение о строительстве
нового комплекса ИГУ. Предложение поддержал Иркутский
промышленный обком КПСС, который обратился в Министерство
высшего и среднего специального образования РСФСР с
просьбой предусмотреть строительство комплекса зданий,
общежитий и жилых домов для сотрудников университета.
Обосновывалась целесообразность строительства комплекса
на левом берегу Ангары на территории, прилегающей к
Иркутскому научному центру. В июне 1966 года состоялась
торжественная закладка нового корпуса, а через шесть
лет он был введен в эксплуатацию.

— Александр Ильич, сегодня у Иркутского госуниверситета
появилось немало младших собратьев по статусу. Вон их
сегодня сколько народилось, университетов: технический
и медицинский, педагогический и лингвистический, путей
сообщения и Байкальский экономики и права. Нет ли в
этой повальной «университезации» некоей нивелировки
статуса, предполагающего, на мой взгляд, не только набор
разнопрофильных факультетов и кафедр, но и обязательное
наличие мощного научно-исследовательского потенциала,
научных школ и традиций. Не испытываете ли вы чего-то
напоминающего ревность: ведь ИГУ во все времена был
единственным в своем роде?

!I3!— Он и остается в нашем регионе единственным классическим
по форме и содержанию университетом. Основанный в 1918
году по инициативе общественности, он явился родоначальником
региональной системы высшего образования, хранит и развивает
традиции евразийского культурного пространства. А что
касается «всеобщей университезации», то в ряде случаев
это вряд ли оправданно. Ведь если по большому счету,
то, действительно, университеты всегда являлись центрами,
генерирующими научную мысль, поскольку процесс обучения в
них носит интеграционный характер. Студенты, начиная
с первого курса, вольно или невольно втягиваются в творческий
процесс: ведь, как правило, основные профилирующие дисциплины
здесь ведут профессионалы высочайшего класса, ученые,
подтверждающие свою квалификацию отнюдь не наличием
диплома доктора или кандидата наук, а конкретным вкладом
в науку. Иркутский классический университет представляет
по своей изначальной идее неразрывное единство двух
компонент. Первая — научная, включающая активное усвоение
начальных исследовательских навыков, готовящая к творческой
работе в научном учреждении или к эффективной деятельности
в организации прикладного характера или сфере управления
бизнесом. Вторая — образовательная, обеспечивающая
глубокую теоретическую подготовку.

— Если не ошибаюсь, в стране насчитывается 68 полноценных,
точнее, классических университетов. В чем основное отличие
Иркутского университета и его собратьев от других, в
том числе от вновь создаваемых?

— Как классический университет, он основывает свою
образовательную деятельность на мировом и российском
научном наследии, развивает собственные исследовательские
направления и стремится к реализации их в целях развития
страны и региона. Приоритетными считаются научные направления,
развивающиеся на стыке различных наук и предлагающие
интеграцию усилий специалистов. Совместно с академическими
институтами создаются кафедры, учебно-научные центры,
реализуются научно-технические программы.

Только единство научной и образовательной деятельности
может рождать классическое фундаментальное образование.
Много лет мы работаем по программе «Интеграция», что
позволило разработать множество учебных курсов, десятки
учебных пособий, активизировать весь комплекс научно-исследовательской
работы студентов. Кстати, на долю студентов ИГУ приходится
около 40% научных публикаций студенчества области.

Еще одно — одно из основных — отличие классического
университета от многих других. Оно — в показателях,
которые заметно выше. К примеру, такая цифра. На одного
преподавателя классического университета по линии финансирования
науки приходится не менее 6,2 тысячи рублей в год. Для
большинства других — неклассических — этот показатель
чуть ли не вдвое ниже — 3,2 тысячи. Важным показателем
является и более высокое, чем у других, число остепененных,
в первую очередь докторов наук. Скажу больше: подтверждением
статуса классического университета является аттестация,
проводимая раз в пять лет, лицензирование всех профессиональных
программ (в этом плане мы по результатам последней
проверки — на уровне!).

— Александр Ильич, как вы смотрите на практику дублирования
специальностей в различных вузах, возьмем ту же журналистику,
юриспруденцию и т.д.?

— Без особого одобрения. Открытие новых специальностей
предполагает наличие научно-педагогических кадров и
соответствующей материальной базы. Кстати, сегодня министерство
предъявляет повышенные требования к тем, кто решил таким
образом расшириться. Допустим, чтобы открыть новую специальность
по естественным наукам, надо обеспечить соответствующее
финансирование: на одну студенческую группу — не
менее 20 тысяч рублей в год. Нет таких средств — разрешение
не последует. Хочу подчеркнуть, наш университет дает именно классическое,
полноценное образование, в частности, на том же отделении
журналистики.

Посмотрите, где сегодня работают наши
выпускники — во всех вузах региона! Математика, история,
биология… У нас действительно присутствует полный
набор классических университетских специальностей. Нам
удалось, несмотря на трудности, а их за последнее
десятилетие выпало с лихвой, сохранить все специальности.
Не было ни финансирования, ни платы за обучение —
мы, конечно, могли сократить и химию, и физику, и «чистую»
математику, но не стали этого делать. Кто еще подготовит
специалистов, которые смогут работать в других вузах,
в различных научно-исследовательских учреждениях Иркутской
области? Более того. По сравнению с началом — серединой
90-х годов число специальностей с 18 возросло до 43-х,
сегодня насчитывается 13 факультетов вместо былых девяти,
создано три образовательных научных института. Факультет
математики преобразован в институт математики и экономики,
юрфак — в юридический институт, сибирско-американский
факультет — в институт бизнеса и международного менеджмента.
Добавлю к этому, что ежегодно увеличивается, хотя и
не в тех объемах, которые хотелось бы иметь, и финансирование
науки, результаты исследований находят хороший спрос,
в том числе и за рубежом. На базе нашего университета
организован межрегиональный институт общественных наук,
финансируемый из фондов Маккартни и Карнеги (США).
По линии федерального финансирования на проведение
различного рода научных конференций, экспедиций мы имеем
4 млн. рублей в год. Еще раз подчеркну: главный критерий,
характеризующий именно университетский уровень подготовки
специалистов, — высокие показатели в науке.

— Иркутский университет всегда был славен своим научным
потенциалом, традициями. Вспомним таких корифеев университетской
науки, основателей научных школ и направлений, как физик
Парфианович, биолог-байкаловед Кожов, астрофизик Поляков…

!I4!— Этот ряд можно продолжать и продолжать. Имеет смысл
оглянуться, чтобы убедиться в одном: жизнь университета
— это судьбы людей, составляющих его гордость и славу.
В годы Великой Отечественной войны, например, каждый
как мог приближал заветный час победы. Н.А. Флоренсов
разведал очень нужные промышленности новые запасы графита.
Под руководством В.А. Лариной проводились работы по
переработке угля в жидкое топливо, М.М. Кожов закончил
свой труд «Животный мир Байкала», имеющий большое теоретическое
и практическое значение. Ученые-историки Гудошников,
Кудрявцев, Дулов выступали с лекциями по историко-патриотической
проблематике, публиковали книги, брошюры и статьи о
героических традициях русского народа.

Одним из направлений вузовской науки после войны было
изучение минерально-сырьевой базы восточных районов
страны и перспектив ее использования. В работах профессора
Е.В. Павловского был дан анализ новых данных о генезисе
и структурах обширной части Байкальского нагорья. Выводы
комплексной работы М.М. Одинцова о неметаллических
полезных ископаемых были использованы при составлении
генерального плана развития народного хозяйства Иркутской
области. Сотрудниками НИИ нефте- и углехимического синтеза
при ИГУ была создана единственная в Сибири лаборатория
меченых атомов, изучающая механизмы каталитических процессов
в нефтехимии, организована одна из первых в стране лаборатория
газожидкостной хроматографии, в которой разработан экспресс-метод
анализа бензина. Физики университета М.С. Мецик и К.
М. Погодаев разработали аппарат, позволяющий эффективно
измерять толщину слюдяных пластов в производственных
условиях. Авторы разработки получили премию Министерства
строительных материалов. Под руководством В.М. Полякова
группа вузовских исследователей разрабатывала модель
ионосферы и изучала плазменные процессы в ней с целью
создания основ прогнозирования распространения радиоволн.
Сотрудники вычислительного центра обработали материалы
наблюдений по волновому режиму оз. Байкал, что позволило
получить исходные данные для проектирования волнозащитных
сооружений.

Международную известность имеют научно-педагогические
школы в области люминесценции, физической химии и катализа,
физики ионосферы, физики высоких энергий, неорганической
химии и обогащения руд, дифференциальных и интегральных
уравнений, теории оптимального управления, алгебры и
математической логики, высокомолекулярных соединений,
биологии и экологии Байкала, археологии, этнографии,
политологии и новейшей истории, микробиологии, филологии,
геологии, географии, юриспруденции.

В настоящее время в структуре университета семь крупных
научных подразделений: научно-исследовательская часть,
четыре научно-исследовательских института, центр новых
информационных технологий и научно-технический «Прибайкальский
экологический парк».

Особые слова следует сказать о научной библиотеке ИГУ.
Это одно из крупнейших и богатейших книжных хранилищ
нашей страны. Ее фонд составляет более 3 миллионов экземпляров
книг на русском и иностранных языках. В собрание библиотеки
входят старопечатные издания, рукописи, книги петровской
эпохи, редкие книги XIV—XIX вв., книги декабристов и
многие другие уникальные издания. Литературные фонды
библиотеки постоянно пополняются новейшими изданиями:
ежегодно поступает более 50 тыс. экземпляров книг и
1000 названий периодических изданий. Библиотека ведет
книгообмен с 38 зарубежными партнерами и 11 партнерами
в России и ближнем зарубежье. Успешно развиваются
контакты с библиотеками и научными учреждениями США,
Великобритании, Франции, Германии, Китая, Кореи, Монголии
и сотрудничество с международным научным фондом Дж.
Сороса.

Универсальные фонды библиотеки востребованы учеными,
профессорско-преподавательским составом, студентами
ИГУ и других учебных заведений, специалистами города,
области и Восточной Сибири в целом. Студенты могут воспользоваться
читальными залами Белого дома (здание научной библиотеки
ИГУ), а также электронной системой поиска с выходом
в Интернет и электронные базы крупнейших российских
библиотек. В 2000 году Центр электронной информации
получил возможность помочь ученым университета в работе
с электронными журналами издательской корпорации Elseveir,
разработана технология предоставления ее ученым и специалистам
ИГУ, имеющим электронную почту. Внедрение этой технологии
позволило пользователям получать электронные копии статей
на своем рабочем месте.

— Это очень непростая проблема — рыночные отношения
и университетская наука. Кое у кого есть настойчивое желание
загнать научные школы в рыночные структуры и поставить условия творчества
в прямую зависимость от рыночной реализации его итогов…

— Да, вопрос этот весьма болезненный. С одной стороны,
есть некие установки, призывающие все шире и шире учить
студентов на стипендии и средства крупнейших промышленных
компаний, организаций с тем, чтобы эти компании в дальнейшем
позаботились о трудоустройстве и использовании молодых
специалистов в своих структурах. С другой стороны —
и это мы видим на каждом шагу, — ожидать активных
спонсорских шагов от «младенческого», с точки зрения
исторической, и притом мизерного в рамках грозящей нам
глобализации частного капитала по меньшей мере наивно.
И еще один момент, касающийся научно-исследовательской
деятельности университетских коллективов. По моему твердому
убеждению, фундаментальная наука никогда не будет представлять
интерес даже для самых крупных частных фирм. Фундаментальную
науку может содержать только государство, потому что
открываемые ею законы вряд ли окупятся в обозримом будущем.
Между тем можно услышать разговоры о том, что хорошая
наука должна сама себя кормить. Серьезное и опасное
заблуждение! По своей природе я оптимист и верю, что
наука, в частности университетская, все-таки обретет
в лице государства и главного своего спонсора, и радетеля.

Продолжая мысль об особенностях классического образования,
отмечу, что наш университет традиционно уделял внимание
естественно-научным и математическим дисциплинам, стремится
к опережающему развитию современных гуманитарных и социальных
дисциплин, экономики и менеджмента, которые формируют
знания, необходимые всем выпускникам для адаптации в
меняющемся мире. Для ИГУ характерен высокий уровень
общего образования и уже во вторую очередь — узкоспециальная
квалификация. Образование превращается в непрерывный
процесс, который не заканчивается с получением диплома.
Оно продолжается через магистратуру, аспирантуру, докторантуру
с получением ученых степеней.

Иркутский университет сочетает обучение студентов с
их участием в научных исследованиях, поощряет их практическую
активность. Обучение проводится на основе современных
информационных технологий, позволяющих расширить образовательное
пространство и входить в международные и зарубежные
образовательные системы.

— По данным рейтинга, проведенного среди классических
университетов страны, как выглядит наш, Иркутский?

— В последнем рейтинге, проведенном в 2002 году, участвовал
61 университет. Впереди нас лишь семь наших собратьев,
такие как Санкт-Петербургский, МГУ, Московский физико-технический,
Нижегородский, Томский, Ростовский и Казанский университеты.
Равные с нами позиции занимают десять вузов, среди
которых Новосибирский, Воронежский, Саратовский, ряд
других. Ниже нас по рейтингу расположилось более сорока
университетов России, в том числе такие именитые, как
Дальневосточный и Алтайский, Красноярский и Ярославский,
Кемеровский и Самарский. Основные критерии, которыми
руководствовались организаторы рейтинга, — квалификация
профессорско-преподавательского состава, не только преподавание,
но и научная деятельность, прежде всего в фундаментальных
разработках, участие в различных региональных, федеральных
и международных программах.

— Интеграция, как я понял из нашей беседы, — один
из определяющих моментов в жизни Иркутского госуниверситета.
Попутно хотелось бы услышать о международных контактах
— учебных, научных, общественных.

— Один из последних примеров — создание на базе ИГУ
международной кафедры ЮНЕСКО «Водные ресурсы». Сопартнером
является один из ведущих университетов Франции — Савойский.

В рамках подписанного соглашения осуществляется обмен студентами,
реализуется научная долговременная программа деятельности
кафедры и пять научных проектов в национальном
Институте Горы, новой научно-образовательной структуре
при Савойском университете. Кстати, с 2001 года мы являемся
соучредителями этого научно-образовательного учреждения.
Возможность такого сотрудничества очень перспективна для нашего
университета в связи с научным профилем Института Горы,
ставящего своей задачей реализацию комплексных программ,
связанных с изучением горных озер, в частности Альпийской
зоны, с нашей стороны — Байкальских рифтовых зон, особенно
озера Байкал.

Надо сказать, структура нашего университета очень удачно
вписывается в задачи Института Горы. Проекты ученых
ИГУ могут свободно интегрироваться в его широкомасштабные
научные программы, предоставляя нашим ученым новые возможности
реализации своего научного потенциала. Примером может
служить первый конкретный результат такой интеграции:
два проекта ИГУ (по ихтиологии и топонимике) приняты
к реализации, а на очереди — проекты по математическому
моделированию, горному праву и ряд других, осуществляемых
нашими учеными на разных факультетах ИГУ. Кстати, результаты
совместных экспедиций, проведенных в августе-сентябре
2002 года в районе французских Альп, получили высокую
оценку специалистов. В своем выступлении Генеральный
секретарь ЮНЕСКО господин Мацуура с трибуны форума определил
сотрудничество Иркутского классического и Савойского
университетов как символ международной интеграции.

Успешно развивается научное сотрудничество университета
с зарубежными странами (США, Япония, Канада, Германия,
Англия, Италия, Бельгия, Португалия и др.). Выполнено
научно-исследовательских работ по международным грантам
и контрактам на общую сумму 10,5 млн. рублей. С 1998
года по программам института «Открытое общество» (фонд
Дж. Сороса) сотрудники университета получили более 20
грантов. Среди них четыре — на поддержку Интернет-центра
ИГУ, четыре — по проекту «Пушкинская библиотека», совместный
грант фонда Дж. Сороса и областной администрации по
информатизации региональной системы здравоохранения.

Совместно с королевскими музеями истории и искусств
Бельгии выполняются исследования по гранту ИНТАС в области
археологии. С 1997 года работает сибирско-канадская
археологическая экспедиция. Исследования проводятся
совместно с университетом Альберты. С 2002 года выполняется
8 проектов Глобального экологического фонда. Исследования
направлены на решение проблем экологии, биологического
разнообразия и сохранения природной среды.

К сказанному добавлю, что наш университет является членом
Евразийской и Международной ассоциации университетов.
Мы реализуем совместные программы с Ляонинским университетом
(Китай), Мэрилендским (США), Симанэ (Япония), Савойским,
Южно-Корейским университетами, рядом других.

— Александр Ильич, каким вам представляется будущее
вуза с высоты его 85-летнего юбилея?

— Самое главное, что есть в университете, это богатейшие
традиции, которые заключаются в высочайшем профессионализме,
самоотверженности, патриотизме наших профессоров, преподавателей,
сотрудников. Такого кадрового потенциала нет ни в одном
вузе города: более 120 докторов наук и профессоров,
около 400 кандидатов наук и доцентов. Свои знания студентам
передают более 30 академиков и членов-корреспондентов
Российской Академии наук, отраслевых и общественных
академий.

ИГУ сегодня — это три учебных института и 13 факультетов,
два филиала в Братске и Ангарске,
три специализированных научно-исследовательских института,
биологическая станция на Байкале, ботанический сад,
включенный в международный реестр ботанических садов
мира, Центр новых информационных технологий, Интернет-Центр,
лаборатории, оснащенные самой современной техникой,
единственная в Сибири и на Дальнем Востоке вузовская
обсерватория. На любом из факультетов созданы условия
для плодотворной творческой учебы, приобщения к науке.
Физическим воспитанием в университете занимаются превосходные
наставники в баскетболе, футболе, спортивном ориентировании,
волейболе, других видах спорта.
Для людей, одаренных музыкально и художественно,
есть факультет общественных профессий, превосходный
академический хор, клуб веселых и находчивых. Коллектив
университета знает, к чему стремиться и как этого достичь.

Иркутский университет — классический университет —
не только бережно сохраняет и приумножает фундаментальные
знания, но и распространяет их на огромной территории
азиатской России. Именно культурно сберегающая и интегративная
миссии Иркутского университета делают его одним из самых
престижных учебных заведений страны.

Свое будущее университет видит в гармоничном развитии
естественных и гуманитарных наук, междисциплинарном
подходе к образовательной и научной деятельности, актуализации
научного поиска, превращении университета в открытое
сообщество преподавателей, исследователей, студентов,
выпускников, ветеранов.

Иркутский университет открыт для сотрудничества с учебными
и научными центрами мира. Через участие в международных
программах и проектах достигаются цели культурного транзита,
интеграция в мировое образовательное сообщество, глобализация
обучения. Словом, у нас есть все, чтобы XXI век стал для нашего университета
веком новых открытий и свершений.

* * *

В настоящее время выпускники ИГУ составляют основу научных
коллективов Сибирского отделения Российской академии
наук, Академии медицинских наук, педагогических кадров
высших учебных заведений Иркутска и в целом Сибири.

* * *

Научная библиотека ИГУ — одно из крупнейших и богатейших
книжных хранилищ нашей страны. Ее фонд превышает три
миллиона экземпляров книг на русском и иностранных языках.

* * *

Кадровый потенциал Иркутского классического университета
— это более 120 докторов наук и профессоров, около
400 кандидатов наук и доцентов. Свои знания студентам
передают более 30 академиков и членов-корреспондентов
Российской академии наук, отраслевых и общественных
академий.

* * *

Иркутский классический является членом Евразийской и
Международной ассоциаций университетов. Он реализует
совместные программы с Ляонинским университетом (Китай),
Мэрилендским (США), Симанэ (Япония), Савойским, Южно-Корейским
университетами, рядом других.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры
  все
Свежий номер