издательская группа
Восточно-Сибирская правда

"Коммуналка" изменит облик

  • Автор: Наталья МИЧУРИНА, "Восточно-Сибирская правда"

Проект государственной целевой программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства Иркутской области до 2006 года предстоит рассмотреть на ближайшей сессии депутатам Законодательного собрания. По замыслу разработчиков, в этот период должна быть сформирована модель управляющей компании, которая придет на смену нынешним жилконторам. Вчера документ был представлен административному комитету при губернаторе и получил безоговорочную поддержку всех его членов. Присутствующие лишь выразили опасение, что вывести реформу ЖКХ из теоретической плоскости в практическую будет сложно.

И это опасение оправдано конфликтом, происшедшим на минувшей неделе в Черемхове: дело дошло
до рукопашной, когда чиновник мэрии представлял руководителю ДЭЗа главу управляющей
компании. Старые структуры не сдают без боя свои рубежи
— так обозначил причину потасовки главный в
области идеолог реформ коммунальной сферы, глава комитета по жилищной политике администрации
Иркутской области Петр Воронин. И есть за что биться. Денежный оборот в «коммуналке» составляет 6
млрд. рублей.

За последние два с половиной года он возрос с 1,4 млрд. более чем в четыре раза. Хотя произошло это,
главным образом за счет роста цен на услуги энергетиков (цены на тепло выросли с 54 до 180 рублей)
и введения федеральных стандартов, сокративших долю государственных дотаций в коммунальных
платежах населения с 50 до 10%. При этом качественного прорыва в коммунальной сфере не
наблюдается. Но, как говорит Петр Воронин, есть редкие исключения.

Полтора года назад в Ангарске начали постепенно отказываться от системы эксплуатации и ремонта
жилья в пользу внедрения системы управления жилым фондом. Как утверждает Петр Воронин, 88%
ангарчан находят положительные изменения в работе ЖКХ против 4%, нашедших вред в работе
управляющих компаний. При этом средняя зарплата коммунальщиков возросла с 1950 до 2513 руб., а
сам фонд заработной платы значительно сократился. Зато затраты на ремонтные работы в расчете на 1
кв.м жилья увеличились с 0,17 до 0,9 руб.

Сегодня в Ангарске работают три компании, в управлении которых находится почти 50% жилого
фонда города. Управляющие компании нанимали хозяев домов, каждого из которых можно назвать
«лицом реформы ЖКХ». Именно им приходится работать с населением: они вовремя обеспечивают
сантехника, сбор коммунальных платежей тоже их обязанность. Заинтересованность хозяина дома в
индивидуальном подходе к каждому жильцу и сохранности самого жилья кроется в порядке
начисления ему заработной платы. Она зависит от того, какой процент платежей населения он собрал,
(к примеру, обеспечил 100-процентную собираемость — 5% клади себе в карман в виде жалования), а
также насколько эффективно потрачены деньги, предназначенные на содержание жилья.

Подобные ангарским управляющие компании работают в Саянске, Шелехове и Усть-Куте. В
последнем жители микрорайона, прозванного коммунальщиками Карабахом из-за царящей там
разрухи, с введением системы управления жилым фондом погасили многолетнюю задолженность в
сумме 1,5 млн. руб., рассказал Петр Воронин. Управляющие компании создаются в Усолье-Сибирском,
Тулуне, Усть-Илимске, Тайшете и уже упоминавшемся Черемхове.

Тем не менее, как считает Петр Воронин, ангарский вариант управления жилым фондом не может быть
признан эталоном, на который должна в дальнейшем равняться вся область. Дело в том, что ангарские
компании не могут в полной мере контролировать все коммунальные платежи. Так, платежи за тепло и
горячую воду расщепляются и напрямую идут производителю услуги — ОАО «Иркутскэнерго»,
которое не готово делиться своими доходами с кем бы то ни было и уж тем более их терять.

По данным комитета по жилищной политике, большая энергетика обеспечивает населению в среднем
0,49 Гкал тепла на 1 кв.м жилья, а муниципальная энергетика — 0,6 Гкал. В то же время утвержденные
Госстроем нормативы предполагают расход тепла в наших широтах соответственно 0,34 Гкал тепла
для южной части области и 0,38 для северной. Так, муниципальные котельные, где стоимость 1 Гкал
тепла достигает 600 рублей, отапливают около 9 млн. кв.м жилья. Расходование тепла, в том числе за
счет энергосберегающих технологий, в рамках нормативов могло бы обеспечить эффект в сумме 2
млрд. рублей.

Наряду с предоставлением управляющим компаниям полного контроля за коммунальными платежами
Петр Воронин заявил о необходимости прекращения бесплатной приватизации. Неприватизированное
жилье должно быть внесено в уставные капиталы управляющих компаний. Эти активы впоследствии
позволят привлекать коммерческие кредиты. Начиная с 2010 года области потребуется ежегодно до
1,5-1,8 млрд. рублей на реконструкцию жилья из-за старения внутренних коммуникаций.

В ходе реконструкции может быть создана, к примеру, не стоячная, как сейчас, а поквартирная система
отопления с соответствующими приборами учета, и каждый сможет платить ровно столько, сколько
потребляет. Кредитное финансирование обеспечит удорожание квартиры площадью 60 кв.м в среднем
на 144 рубля. Рассказывая об этом, Петр Воронин сделал оговорку: все эти мероприятия должны
проводиться в условиях исполнения государством обязательств по выплате дотаций и субсидий.

Даже губернатор удивился, что проект программы не вызвал вопросов ни у членов административного
комитета, ни у мэров. Борис Говорин заявил, что важно не допустить «девальвации идеи» реформы
ЖКХ по причине неподготовленности кадров или непонимания главами местного самоуправления ее
сути. Он также обратился к Законодательному собранию с просьбой провести по вопросу реформы в
коммунальной сфере депутатские слушания. До сих пор остается неясной мера ответственности тех
же властей в ходе коммунальной реформы. Ситуация складывается таким образом, что приходится
признать: учиться придется на собственных ошибках.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры