издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Главная задача -- активной защитой прав и интересов граждан вернуть их доверие к милиции

  • Автор: И.о. начальника главного управления внутренних дел Иркутской области В.Н. САФРОНОВ

Разрушительные последствия системного экономического кризиса, проявления экстремизма и сепаратизма, стихийная миграция, детская беспризорность и безнадзорность, безработица и другие социально-негативные явления последнего десятилетия породили в стране принципиально новую, не имеющую аналогов криминогенную ситуацию, которая и предопределила масштабность современной российской преступности.

Характерными чертами ее стали организованность, межрегиональность
и международность. Усиливаемая терроризмом, криминальной
миграцией из дальнего и ближнего зарубежья, финансовой
мощью, получаемой от наркобизнеса, торговли «живым товаром»
и оружием, она стала титаном, способным серьезно противостоять
всей правоохранительной системе России.

Критическая обстановка, расширение негативных тенденций
в структуре и динамике преступности, недоверие населения
правоохранительным органам, в первую очередь в дееспособность
милиции, привели российское общество к порогу социальной
терпимости.

В этих условиях президент и министр внутренних дел России
разработали и в последние годы стали реализовывать программу
по реформированию всей системы органов внутренних дел,
направленную на достижение стратегической двуединой
цели: поднять общественный престиж милиции, развернуть
все милицейские коллективы и каждого работника в отдельности
в сторону реальной гарантированной защиты прав и свобод
граждан, собственности, интересов общества и государства.

Обозначенные цели планируется достичь за счет комплекса
увязанных между собой равнозначных мер: укрепление законности,
учетно-регистрационной и служебной дисциплины, структурная
реорганизация органов внутренних дел, обеспечение кадровой
политики и адекватного реагирования на происходящие в
обществе процессы, связанные с обострением криминогенной
обстановки.

МВД России в правоохранительной реформе выступает в
качестве генератора перемен, однако основная нагрузка
в реализации задуманного ложится на исполнителей в органах
внутренних дел субъектов Федерации, административных
и муниципальных образований.

Именно в этих милицейских структурах происходит работа,
которую называют «возвращением доверия граждан».

Руководство ГУВД Иркутской области, осознавая важность
и необходимость реформ, предприняло ряд практических
шагов, направленных на реализацию поставленных задач.

Проходящий год как для органов внутренних дел области,
так и для всей России был обозначен процессом структурных
изменений, реорганизацией ряда служб и подразделений.

Логика таких изменений заключается в необходимости сокращения
структур, которые напрямую не участвуют в выявлении,
раскрытии и расследовании преступлений, охране общественного
порядка и обеспечении безопасности населения.

На основе этого в аппаратах управлений УР, БЭП, БОП
были сформированы оперативно-розыскные части, в задачи
которых входит раскрытие наиболее сложных, замаскированных
преступлений, пресечение деятельности организованных
преступных групп.

К этим же реорганизациям относится и передача в ОВД
функции раскрытия налоговых преступлений и ликвидация
управлений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков
в системе МВД и перевод головной, координирующей роли
в борьбе с наркопреступностью на вновь созданную федеральную
службу — Государственный комитет.

Такие изменения безусловно влияли на ход работы милиции,
приходилось незамедлительно принимать решения и вносить
коррективы в деятельность отделов внутренних дел области,
чтобы не потерять контроль над оперативной обстановкой,
которая в этом году оставалась и остается достаточно
сложной, но усилиями всех сотрудников ОВД Иркутской
области подконтрольной.

Результаты анализа работы ГУВД Иркутской области, проведенные
на основе новых критериев оценки органов внутренних дел,
утвержденных приказом министра от 23 ноября 2002 года
N 1150, показали, что в целом по управлению наблюдается
устойчивая положительная динамика ряда приоритетных
показателей, в том числе: рост количества зарегистрированных
сообщений о преступлениях, снижение количества выявленных
укрытых преступлений и количества заявлений о преступлениях,
рассмотренных в превышающие установленные законом сроки.

При оценке этих параметров необходимо учитывать, что
нагрузка на личный состав ГУВД Иркутской области по
количеству всех выявленных преступлений одна из самых
высоких не только по Сибирскому федеральному округу,
но и по всей стране.

Усилиями всех служб, мерами предупреждения и пресечения
сокращено количество умышленных убийств, грабежей, разбойных
нападений. За истекший период раскрыто более 30 тысяч
преступлений, в том числе 700 убийств, полторы тысячи
грабежей, 8000 краж, более 700 разбойных нападений.
Разворачивается в позитивную сторону ситуация по противодействию
организованным преступным группам.

В текущем году было раскрыто одно из самых сложных в
доказывании преступление, предусмотренное ст. 210 УК
РФ, — организация преступного сообщества. Пресечена деятельность
более 270 членов организованных преступных групп.

Эти и другие показатели оперативно-служебной деятельности
ГУВД Иркутской области свидетельствуют о том, что большинство
сотрудников работают в напряженном ритме, но есть и
проблемы, связанные с непониманием важности и необходимости
осуществляемых реформ, и в первую очередь — к укрепление
учетно-регистрационной дисциплины.

К такому выводу пришли 21 октября 2003 г. члены коллегии
ГУВД Иркутской области на своем заседании.

Заслушивание руководителей служб и подразделений аппарата
управления, ОВД области показало, что часть из них еще
находится в плену глубоко укоренившихся стереотипов,
ошибочных представлений о том, что такое «хорошо» и
что такое «плохо» в работе милиции.

Назрела необходимость разъяснить каждому сотруднику
милиции позицию руководства МВД России и ГУВД Иркутской
области.

Многие годы оценка деятельности органов внутренних дел
фактически подменялась оценкой состояния внешней среды.
Именно по росту или сокращению преступности, проценту
раскрываемости определялась эффективность работы. При
этом не бралось во внимание то обстоятельство, что состояние
внешней среды, уровень преступности и ее динамика лишь
в некоторой степени зависят от результатов деятельности
органов внутренних дел, а в большей мере являются продуктом
совокупности политических, экономических, социальных и иных
факторов.

Кроме того, существовала конкуренция двух взаимоисключаемых
целей. С одной стороны, от сотрудников милиции требовалось
обеспечить постоянно растущий процент раскрываемости,
а с другой — регистрировать все заявления и сообщения
о преступлениях. Очевидно, что совместить эти два требования
на примитивном уровне невозможно: увеличение числа
зарегистрированных преступлений при ограниченных возможностях
для установления виновных неизбежно ведет к снижению
раскрываемости.

Учитывая эти обстоятельства, ориентируясь на цели реформы
правоохранительных органов, руководство страны разработало
единую организационно-правовую государственную концепцию,
в соответствии с которой оценка деятельности органов
внутренних дел будет осуществляться на федеральном,
региональном, муниципальном, а также ведомственном уровнях.

В настоящее время апробируется система оценки ведомственного
уровня, в задачи которой входит переломить психологию
некоторых сотрудников милиции, их «запрограммированность»
на укрытие преступлений и развернуть личный состав
в сторону активной и заинтересованной работы с гражданами
в целях обеспечения их реальной защиты от преступных
и других антиобщественных посягательств. Поэтому деятельность
органов внутренних дел оценивается по 57 равнозначным
критериям, характеризующим результативность деятельности
милиции по выполнению задач, которые определены в качестве
приоритетных, и в первую очередь — укрепление учетно-регистрационной
дисциплины.

Наряду с этими критериями важным показателем нашей с
вами работы являются результаты «замеров» общественного
мнения, которые позволяют судить о динамике общественного
мнения, отражающего социальные интересы и потребности
населения в правоохранительной сфере, о степени доверия
населения к сотрудникам милиции, о ситуациях, при которых
возникает наибольшее число проблем во взаимоотношениях
милиции с населением, а также о роли средств массовой
информации в формировании негативных и позитивных установок
общественного мнения о милиции.

Я понимаю, что жителям Иркутской области, читающим эту
статью, зачастую неинтересно, как будет оцениваться
деятельность милиции, их больше волнует, насколько
гарантирована защита их прав и свобод, жизни и здоровья.

Вижу в этом отношении ряд проблем, из которых основными
являются: во-первых, несовершенство нашего законодательства.
В России в качестве потерпевших и свидетелей проходит
порядка 10 млн. человек. Причем от 5 до 10 тысяч из
них нуждаются в срочной защите. В новом УПК уже прописан
ряд положений, позволяющих сохранить в тайне данные
о свидетеле. Например, разрешено при необходимости проведение
закрытых процессуальных действий и судебных разбирательств
(ст. 166 и ст. 276 УПК РФ).

Но практика показывает, что имеющиеся пробелы законодательства
и выделяемые финансовые средства не дают возможности
ОВД гарантированно защищать интересы потерпевших и свидетелей.

В настоящий момент в нижнюю палату парламента внесены
два законопроекта. Один — президентский, другой —
думский. В целом они довольно схожи. В обоих, по сути,
предлагается взять на вооружение американскую многоступенчатую
систему: установить несколько уровней защиты свидетелей
в зависимости от степени угрозы, начиная от предоставления
охраны, установления сигнализации и заканчивая пластическими
операциями, сменой документов и места жительства.

В отличие от Америки у нас значительно растянут процесс
предварительного следствия, который может тянуться годами,
что, естественно, отразится на стоимости программы и
степени защиты граждан.

Во-вторых, считаю, что защищенность, как это ни парадоксально
звучит, во многом зависит от самого населения. В работе
милиции очень важна информация. И кто, как не сами граждане,
играет в этом ведущую роль. Для получения информации
о правонарушениях, в том числе и о неправомерных действиях
сотрудников милиции, в каждом ОВД области установлены
телефоны доверия. К сожалению, граждане слабо пользуются
этим способом информирования милиции. Например, в 2003
г. поступило всего 45 сообщений на телефон доверия ГУВД
Иркутской области. Многие граждане в своих жалобах ссылаются
на, мягко говоря, прохладное отношение сотрудников милиции
к ним. Необходимо понимать, что если к обычному гражданину
беда приходит не так часто, то сотрудники милиции сталкиваются
с чужим горем постоянно, со временем у них вырабатывается
своеобразный иммунитет, воспринимаемый людьми как черствость,
равнодушие к проблемам заявителей. Нам всем требуется
учиться терпению, во взаимоотношениях между сотрудниками
милиции и населением назрела необходимость перейти на
другой, более качественный уровень — конструктивное
сотрудничество. В решении этой проблемы лидирующую роль,
как наиболее заинтересованной части сотрудничества,
безусловно, должна занимать милиция.

Принципиально новых отношений органов внутренних дел
с населением, основанных на заинтересованном партнерстве,
невозможно добиться без активной защиты прав и интересов
обратившихся к нам за помощью граждан. Считаю недопустимым
лишать доступа к правосудию граждан, обратившихся в
органы внутренних дел за помощью в надежде на гарантированную
Конституцией Российской Федерации защиту встретившимся
по вине некоторых руководителей, считающих, что «учетно-регистрационная
дисциплина не мое дело», с произволом и беззаконием,
когда сотрудники милиции отказывают в приеме заявлений,
оставляют без рассмотрения сообщения о преступлениях,
не принимают активных мер по раскрытию и необоснованно
отказывают в возбуждении уголовного дела.

Только на этом основании ряд руководителей территориальных
органов внутренних дел, служб и подразделений на коллегии
ГУВД Иркутской области был привлечен к строгой дисциплинарной
ответственности.

Каждый офицер, рядовой сотрудник милиции обязан понимать,
что изменения в органах внутренних дел являются объективной
потребностью правоохранительной практики и непонимание
этого приведет к барьеру, у которого надо будет решать —
или оставаться в органах внутренних дел и менять психологию,
подходы в отношении к работе, или уходить, освобождая
место для более профессиональных сотрудников, которые
смогут выполнить главную задачу — обеспечение надежной
защиты жизни, здоровья, прав, свобод и имущественных
интересов граждан и общественной безопасности, гарантированных
Конституцией России.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры