издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Оценку власти должен ставить народ

Беседа политического обозревателя "ВСП" Александра ГИМЕЛЬШТЕЙНА с губернатором Иркутской области Борисом ГОВОРИНЫМ

— С Новым годом, Борис Александрович! Первая рабочая
неделя 2004 года была и интересна, и неожиданна для
политики Иркутской области. Я имею в виду, в первую
очередь, встречу Президента Российской Федерации
Владимира ПУТИНА с губернатором Иркутской области
Борисом ГОВОРИНЫМ. Событие неординарное. В стране
знают, что подобные встречи — скорее исключение, чем
правило. Может быть, вы расскажете, что стало
предметом обсуждения?

— Вы правы. Встреча с президентом — событие очень
серьезное. Надеюсь, что оно положительно скажется на
дальнейшем экономическом и социальном развитии
региона. Должен сказать, что о встрече мы с
Владимиром Владимировичем договорились заранее, и я
очень рад, что она состоялась в первый рабочий день
нового года. Очень хороший старт!

Беседовали мы более часа. Обсуждался весьма широкий
круг вопросов регионального, федерального и
международного уровня.

В первую очередь президента интересовала жизнь в
Иркутской области: с какими результатами —
экономическими и социальными — закончила область 2003
год, положение дел в ЖКХ, как подготовились к зиме,
политический климат… Затем мы обсудили, какие
реальные действия в масштабах области следует
предпринять, чтобы решить задачи, поставленные
президентом в его Послании российскому народу и
Федеральному Собранию: удвоение ВВП и борьба с
бедностью.

Я проинформировал президента, что, по нашим ожиданиям,
прирост валового регионального продукта должен по
сравнению с 2002 годом составить 4%, а инвестиций в
основной капитал — более 10%. При этом реальные
доходы населения увеличились на 8%. С таким хорошим
заделом можно более эффективно работать в 2004 году.

Затем мы коснулись главных экономических проектов,
которые должны стать катализаторами эффективного
развития области.

Это прежде всего золото. В 2003 году область
превзошла все показатели советского времени и вышла
на уровень добычи россыпного золота в 17 тонн.
Перспективы дальнейшего развития этой отрасли связаны
с освоением крупнейшего в мире месторождения рудного
золота в Сухом Логе. Я проинформировал президента о
том, что в федеральных структурах до сих пор не
достигнуто соглашение о способе лицензирования —
аукцион или инвестиционный конкурс. Ведь нам в
первую очередь надо создать условия, при которых это
месторождение начнет осваиваться, вводиться в
хозяйственный оборот. Это не только обеспечит
поступление денег в бюджет, но и позволит создать
новые рабочие места.

Я показал президенту на карте, что речь идет о
северо-востоке Иркутской области. При этом мы
говорили о том, что надо создавать условия для
закрепления людей в Сибири и на Дальнем Востоке.
Очевидно, что скорейшее освоение Сухого Лога и
создание в Бодайбинском и Мамско-Чуйском районах 1,5
— 2 тысяч рабочих мест станет очень важным шагом в
этом направлении.

Вторая компонента Сухоложского проекта — наполнение
бюджетов значительными средствами, необходимыми для
решения социальных задач.

Итогом обсуждения этой темы стало поручение
президента правительству Российской Федерации.
Владимир Путин потребовал, чтобы все необходимые
согласования были проведены в оптимальные сроки и с
учетом, в первую очередь, интересов государства. Он
поручил правительству проинформировать его о
результатах этой работы и приемлемых сроках
лицензирования месторождения.

Затем я рассказал президенту о том, как идут
работы по подготовке к освоению Ковыкты, о том,
что мы вместе с ТНК ВР разработали региональный
проект газификации Иркутской области. Но поскольку
газ Ковыкты будет служить не только Иркутской
области, но и интересам России (в первую очередь он
обеспечит Бурятию и Забайкалье), то было бы
целесообразно определить в этом проекте роль и
функцию Газпрома. Президент дал поручение
правительству, Миллеру и Христенко проанализировать
мое предложение и проинформировать его о том, каким
образом Газпром сможет принять эффективное участие в
проекте.

В беседе мы не могли не коснуться актуальнейшей темы
о взаимоотношении бизнеса и власти. Наши с
президентом позиции совпадают: бизнес должен быть
социально ответственным. Не должно быть такого, чтобы
человек, получивший из рук государства в
собственность огромные производственные мощности, за
год получал доход в миллиард долларов, а власть при
этом не могла решать элементарные вопросы повышения
заработной платы и увеличения пенсий. Президент
намерен кардинальным образом изменить эту ситуацию в
пользу интересов большинства населения.

Я вновь поставил больной для Иркутской области вопрос
о госпакете акций «Иркутскэнерго». Нельзя лишить
население Иркутской области прав, связанных с
имущественным комплексом «Иркутскэнерго». Причин для
таких требований у нас достаточно — как правовых, так
и социально-экономических. Убежден, что президент
меня услышал, и надеюсь, что федеральная власть учтет
интересы населения Приангарья.

Затем мы обсудили роль и место Иркутской области во
взаимоотношениях России со странами Азиатско-
Тихоокеанского региона. Речь шла о конкретных
действиях региональных и федеральных властей,
направленных на то, чтобы сделать эти отношения более
гармоничными, максимально учитывающими интересы
России и ее населения.

Должен отметить, что, наряду с проектами федерального
и регионального масштаба, мы коснулись сравнительно
небольших, но очень важных дел. Я, в частности,
обратился к Владимиру Владимировичу с просьбой
оказать помощь в реставрации Крестовоздвиженской
церкви в Иркутске, памятника федерального значения.
Реакция президента была положительной. И я надеюсь,
что к 260-летнему юбилею церкви в 2007 году мы
сможем ее восстановить.

— Борис Александрович, в картине разговора с
президентом интересна не только информационная
составляющая, но и психологическая. Насколько был
эмоционален Владимир Владимирович? Как вы оцениваете
степень его погруженности в проблемы Иркутской
области?

— Президент продемонстрировал глубокое понимание
ситуации в регионе. Мы, в частности, вновь затронули
тему перепрофилирования БЦБК. В марте исполнится 4
года с тех пор, как еще будучи и.о. президента
Владимир Владимирович соприкоснулся с этой проблемой.
Он удовлетворен ходом работ в этом направлении.

Нет никаких сомнений в том, что президент глубоко
информирован. Он знает, как лечить Россию, как
проводить внутреннюю политику, каким образом
выстраивать отношения с другими странами. Это
человек, который уверенно управляет страной и,
безусловно, сделает для нас всех еще очень много
полезного.

— Были ли затронуты в беседе вопросы менее
формальные? Вспомнил ли, к примеру, президент
Соболиную гору в Байкальске?

— Нет. Про Соболиную гору он не вспомнил. Но мы
поинтересовались друг у друга
самочувствием близких, детей. И остались оба
довольны, что в семьях все, слава богу, нормально.

— Борис Александрович, поручения, которые дал
президент правительству — вещь, на мой взгляд,
достаточно формальная. Какова логика движения
принятых решений? Сроки реализации? Как
осуществляется контроль?

— Конечно, формальный элемент присутствует, что
неизбежно в любой бюрократической машине. Но здесь
заведен следующий порядок. Выходу на уровень главы
государства предшествует работа на местном уровне, а
затем в министерствах и ведомствах правительства
Российской Федерации. И если ты выходишь на самый
высокий уровень, то должен продемонстрировать, что
все остальные возможности решения проблемы исчерпаны.
Поэтому, когда президент дает поручение, это
возлагает ответственность по его выполнению не только
на правительство — администрацию президента,
министерства и ведомства, но и на нас. Мы не должны
сидеть и ждать, когда поручение будет выполнено. Мы
должны активно работать по продвижению и защите наших
интересов. Это одна из сторон взаимоотношений
Иркутской области с федеральной властью. Здесь,
кстати говоря, есть еще и проблема межбюджетных
отношений. Мы ее тоже затронули в беседе. При этом
президент согласился с тем, что сегодня идет изъятие
средств в пользу федерального центра и это затрудняет
проведение в регионах социальной политики. Президент
заявил, что готов к сотрудничеству с губернаторами,
правительством и Федеральным Собранием в интересах
эффективного разрешения этой проблемы.

— К вопросу о взаимоотношениях с федеральными
органами власти… В конце прошлого года сменилось
руководство в администрации президента. На место г-на
Волошина пришел г-н Медведев. У вас с ним уже
состоялись контакты?

— Встрече с президентом предшествовала встреча с
Дмитрием Анатольевичем Медведевым. Мы провели большую
предварительную работу, согласовав проблемы, с
которыми я намеревался обратиться к главе
государства.

— В декабре распоряжением президента вы включены в
состав Президиума Госсовета. Сейчас вы, в
определенном смысле, представляете в Госсовете весь
Сибирский федеральный округ. В соответствии со
сложившейся традицией каждый член Президиума ведет в
течение полугода, пока состоит в Президиуме,
определенную проблематику. Обсуждались ли какие-то
подходы к этому вопросу?

— Да, мы предварительно обсуждали этот вопрос в
телефонном разговоре с секретарем Государственного
совета Александром Сергеевичем Абрамовым. В третьей
декаде января состоится первое заседание нового
состава Президиума Госсовета, председателем которого
является президент. Думаю, что именно там будут
окончательно определены направления, работа по
которым будет доверена мне. После этого я смогу
проинформировать земляков о функциях, которые мне
предстоит выполнять в ранге члена Президиума.

— Борис Александрович, позвольте вернуться к
затронутой в беседе с президентом теме «Иркутскэнерго».
В прошлом году прошла информация о том, что
государство намерено реализовать госпакет акций
«Иркутскэнерго». Что может изменить в этом смысле
возвращение к разговору о правах Иркутской области?

— Государство, как собственник, может распоряжаться
своей собственностью как считает нужным. При этом
государство должно демонстрировать социальную
ответственность и защищать интересы населения. Это
заложено в концепцию утвержденной на высшем уровне
программы реформирования электроэнергетики. И
очевидно, что «Иркутскэнерго», как и вся
электроэнергетика России, будет в соответствии с
этой программой реформировано.

Другой вопрос, что от этого будет иметь Иркутская
область? «Иркутскэнерго» дало энергию стране, но
принесло и много вредного населению Приангарья:
серьезно изменились климатические условия, потеряны
лучшие сельскохозяйственные угодья, обводнены
населенные пункты, что особо опасно в нашей
сейсмической зоне. Поэтому, если государство пойдет
на приватизацию своей собственности, мы хотели бы,
чтобы деньги, которые при этом будут получены, пошли
бы и на решение острейших проблем региона: улучшение
здоровья населения, оздоровление экологической
обстановки, на социальные нужды…

— Борис Александрович, если резюмировать нашу
беседу, какими вы видите задачи власти в 2004 году?

— Отвечая на этот вопрос, я хочу еще раз коснуться
важнейшей темы. Главная цель всей нашей работы —
повышение качества жизни населения. Поэтому наши
экономические показатели, рост промышленного
производства должны быть непосредственно, напрямую
связаны с улучшением жизни людей, с повышением
благосостояния большей части населения. Стоит ли
гордиться экономическим ростом и показателями
эффективности в промышленности, если они идут на
пользу лишь отдельным гражданам?

Надо связать развитие экономики с развитием общества,
с повышением благосостояния граждан. Это задача
нового уровня, нового качества. Она требует
соответствующей правовой и административной базы. Она
нуждается в более высоком уровне управленческой и
организационной системы, в новых приоритетах.

Поэтому не зря президент говорит об административной
реформе, о необходимости реформирования всей системы
власти и, в первую очередь, местного самоуправления.
Именно это звено ближе всего к населению. Именно оно
должно лучше слышать и чувствовать насущные нужды
людей, быстрее и активнее на них реагировать.

Процесс реформирования коснется и Иркутской области.
Он должен сопровождаться улучшением жизни жителей
области, повышением ее качества. И только в этом
случае мы сможем сказать, что правильно выбрали
приоритеты в работе. Потому что целью всей нашей
деятельности является не среднестатистический
житель, а каждый конкретный человек. И этот
конкретный человек по окончании 2004 года должен
почувствовать изменения в лучшую сторону, ощутить,
что его материальное и социальное положение
улучшилось. Это главное, к чему мы должны стремиться,
над чем мы должны работать в 2004 году.

— Спасибо, Борис Александрович. Я надеюсь, что мы
скоро встретимся и продолжим обсуждение вопросов,
которые касаются всех жителей Приангарья.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры