издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Обретенное счастье

В этом году заканчивается десятилетие, которое по решению Организации Объединенных Наций проходило под знаком семьи. В апреле в десятый раз отмечался объявленный ООН Международный день семьи. Накануне этого праздника главное управление социальной защиты населения администрации Иркутской области организовало "круглый стол" "Искусство быть семьей". На него пригласили лучшие семейно-воспитательные группы Иркутской области.

Иркутская область — один из первых субъектов
Российской Федерации, где стали создаваться
семейно-воспитательные группы, первый опыт в этой
сфере в нашем регионе появился еще в 1995 году. Сегодня
в 33 из 37 территорий Иркутской
области существуют 267 семейных воспитательных
групп, где воспитывается более 400 детей в возрасте
от 3 до 18 лет.

Семейная воспитательная группа — это
первый шаг к созданию приемной или опекунской семьи.
А передача детей на воспитание в семью позволяет им
обрести опыт семейной жизни, познать ее радости и
горести, научиться решать семейные проблемы.

Создаются
семейно-воспитательные группы, как правило, на базе
социальных учреждений. Так, в нашем регионе
эффективно функционирует областной центр помощи
детям, оставшимся без попечения родителей, главная
задача которого — устройство детей-сирот и
социальных сирот в семейные воспитательные группы.
Сегодня благодаря работе его сотрудников в 46
семейных воспитательных группах проживают 75 детей,
оформлена опека и попечительство 12 детей,
усыновлено 2 ребенка.

И вот более десятка таких
семейных воспитательных групп пригласили на «круглый
стол». Вы, наверное, услышав слова «круглый стол»,
представили себе сугубо деловую, строгую атмосферу,
в которую воспитанники этих групп не
вписываются. На самом деле все было не так. Для них
устроили настоящий праздник. Гостей ждали накрытые
столы, стаканы с соком и чаем, фрукты и сладости. Не
очень длинная официальная часть постоянно
перемежалась выступлениями ребят-воспитанников.
Увлечения и
таланты у детишек самые разные: кто поет, кто
танцует, кто занимается балетом, кто играет на
музыкальных инструментах.
Есть в зале и выставка — работы тех детей, которых
природа одарила талантом, новые папы и мамы
смогли обнаружить и развить их способности. А ведущие
рассказывали о том, какой бесценный опыт получают
ребята, попавшие в
семейно-воспитательную группу, приглашали на сцену
руководителей социальных учреждений и глав семей.

Особенно подчеркнули заслуги областного
социально-реабилитационного центра для
несовершеннолетних в поселке Залари. На его базе
создана целая деревня — семейновоспитательный
комплекс «Молодежный», не имеющий аналогов в
отечественной и мировой практике
социально-реабилитационной работы. На месте
заброшенной деревушки уже построено 13 домов, где
поселены 80 подростков. В каждом доме с детьми
проживает по два штатных воспитателя. В состав
усадьбы входят жилой дом, надворные постройки,
в которых содержится домашний скот и птица, баня,
приусадебный участок, за семьями закреплены пахотные
наделы. Так что ребята получают навыки, необходимые для
жизни в сельской местности.

Впрочем, и работа других семейных групп не менее
интересна.

Я разговариваю
с одной из мам-воспитательниц. Она соглашается на
интервью только после того, как я обещаю изменить в
тексте имена и фамилии ее и детишек. Дело в том, что
в школе ребята даже не подозревают, что девочки — не
родные ее дочки, и им хочется, чтобы так было и
впредь. Они живут как обычная семья.

А ведь Алла
Петровна, педагог музыкального училища, когда-то и
представить себе не могла, что ее семья разрастется
до таких размеров. Хотела сначала взять только
мальчика Мишу. Он занимался танцами, она возила его
на занятия. Там и познакомилась с его партнершей,
Ниной. А полгода
спустя, во время проходившего в
социально-реабилитационном центре праздника по
поводу Дня защиты детей, ее пригласили для разговора
директор и психолог. Говорят, что девочка
отказывается заниматься танцами, требует, чтобы
поговорили с Аллой Петровной, потому что только ее
она представляет в роли своей матери.

— Я, конечно, не
была готова к этому разговору, — вспоминает моя
собеседница. — Сказала, что единственное, что я могу
пообещать, это то, что возьму этого ребенка на
субботу-воскресенье домой. Девочка была очень
счастлива, и, когда я ее возвращала обратно, она
спрашивала: «А в следующий раз я тоже приду?». Так
довольно быстро возникло решение взять эту девочку в
семью.

А потом получилось так, что ко мне обратился
один наш известный поэт. У него в Братске живет
племянница, и ее мать попала под машину. Вроде бы
есть много родственников, но у всех проблемы, и
никто не может взять ребенка. Он попросил меня, мол,
пожалуйста, возьми. Я говорю: куда же мне ещ
третьего ребенка? Но когда я увидела глаза этой
девочки, то не смогла не взять и ее. Так у меня
появилось трое детей.

Сейчас Миша учится в школе
музыкантских воспитанников, а девочки — в обычной
школе.Кроме того они занимаются в музыкальной школе по классу
фортепиано и на хоровом отделении, обе рисуют. Дома
устраивают творческие семейные вечера. А еще
ребята любят встречать пришедшую с работы усталую
маму сюрпризом: то ужин при свечах приготовят, то
еще что-нибудь придумают. Вот так переплелись четыре
судьбы, три маленьких человечка нашли свою маму,
получили свою долю семейного счастья, на которое
имеет право каждый ребенок.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры