издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Общественные слушания по проекту ВСТО завершились

  • Автор: Иван ЖУКОВ

В течение двух месяцев в семи регионах Восточной Сибири и Дальнего Востока проходили общественные слушания материалов раздела "Оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС)" Обоснования инвестиций (ОИ) в строительство трубопроводной системы Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО).

Состоялись такие слушания и в Иркутской области. В областном центре была открыта общественная приёмная, где все желающие могли познакомиться с разработанными институтом «Гипротрубопровод» материалами. По сути дела жителям восточных регионов страны был представлен новый проект, хотя некоторые его параметры в чём-то совпадали с проектом строительства магистрального нефтепровода по транспортировке российской нефти в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) — Ангарск — бухта Перевозная на побережье Японского моря, общественные слушания по которому проходили летом 2002 года.

Как уже не раз отмечалось, предыдущий проект в целом получил положительное заключение Государственной экологической экспертизы (ГЭЭ), однако именно прохождение трассы по территории Иркутской области вызвало немало дискуссий. Тогда в результате тщательного анализа ситуации, напряжённой и кропотливой работы экспертов и специалистов, целого ряда дополнительных мероприятий, таких как прошедшие по просьбе областной администрации и главы муниципального образования общественные слушания в Казачинско-Ленском районе, проект подвергся весьма существенным корректировкам именно на западном участке.

В качестве начальной точки будущей нефтепроводной системы ВСТО в результате был выбран Тайшет. Это вместе с комплексом дополнительных инженерных решений в значительной степени повысило экологическую безопасность проекта, практически выведя трубопровод из водозаборной зоны Байкала и, кроме этого, приблизив его к потенциальным сырьевым базам — Юрубченко-Тахомскому и Верхнечонскому месторождениям.

Таким образом и правительство РФ, и заказчик проекта ОАО «АК «Транснефть» продемонстрировали свою готовность к конструктивному диалогу, тем самым ещё подчеркнув, что только в условиях социально и экономически ориентированного консенсуса между центром и регионами в нынешних условиях возможно осуществление масштабных стратегических проектов ТЭК России.

Функции оперативного управления проектом на данном этапе (а фактически — функции заказчика) компания «Транснефть» передала инжиниринговой нефтегазовой компании ОАО «ВНИИСТ» (Всероссийский научно-исследовательский институт по строительству и эксплуатации трубопроводов, объектов ТЭК). Опыта ВНИИСТу, как говорится, не занимать, ведь ещё более четверти века назад в институте начались работы над вариантами проекта транссибирского магистрального нефтепровода с выходом на Тихоокеанское побережье Дальнего Востока. Вполне закономерно поэтому, что состоявшиеся общественные слушания прошли в полном соответствии с действующим законодательством, население региона было своевременно проинформировано, а предложения, вопросы и замечания граждан и общественных организаций (только по Иркутской области их поступило более ста) были собраны, обобщены и переданы для анализа соответствующим службам заказчика и проектировщикам. А ведь именно такую основную цель и преследуют общественные слушания.

Тщательно и серьёзно готовились к прошедшим слушаниям и общественные экологические организации. Наиболее радикальные из них даже объединились в особую коалицию. Цель при этом традиционно одна и та же -организовать противостояние, очевидно, ради самого противостояния. А как иначе объяснить содержание первого пункта предложений по совместным действиям, распространённого среди участников коалиции НПО (неправительственных организаций). Вот цитата: «НПО, находящимся на западном участке трассы, запросить у заказчика информацию о восточном, и наоборот. Этим самым мы продемонстрируем, что воспринимаем проект целиком, а не по частям. В качестве обоснования такого запроса можно выдвинуть формальный довод о том, что по закону заказчик обязан представить полный состав ОВОС; кого-то во Владивостоке волнует Байкал, а в Улан-Удэ — перспективы выживания леопарда и серых китов». Комментарии, как говорится, излишни.

Что интересно, на слушаниях 2002 года эти же общественные организации обрушились на представителей заказчика в частности за то, что в Ангарске им подробно рассказали об экологических аспектах строительства и эксплуатации нефтяного терминала в бухте Перевозная в Хасанском районе Приморья.

И всё-таки хочется отметить, что состоявшиеся нынешним летом в Иркутской области общественные слушания материалов ОВОС ОИ ВСТО прошли в рациональном, деловом ключе, чему во многом способствовали принципиальная, взвешенная позиция областной администрации, ответственность и профессионализм заказчика (ОАО «АК «Транснефть», ОАО «ВНИИСТ») и проектировщиков (ОАО «Гипротрубопровод»), заинтересованный, пристальный взгляд на перспективы реализации проекта научной общественности региона и, конечно же, активность граждан.

Всё это вместе взятое — убедительное свидетельство того, что все участники этого сложного процесса отчётливо понимают важность, значимость проекта ВСТО и свою персональную ответственность за его разработку и реализацию. Ведь, обсуждая сегодня материалы Обоснования инвестиций в строительство нефтепроводной системы Восточная Сибирь — Тихий океан, мы, проще и яснее говоря, обсуждаем наш с вами вклад в наше с вами будущее.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры