издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Полет продолжается

  • Автор: Ирина ОВСЯННИКОВА, областной комитет статистики

Считается, что свободное ценообразование, в соответствии с законами рынка, устраняет дисбаланс стоимости отдельных товаров и услуг. Два великих регулятора - спрос и предложение - призваны уравновесить чаши рыночных весов. Раскрепостившись в начале 90-х годов прошлого века, цены пустились в свободный полет. Резко набрав высоту, иной раз они слегка приближаются к бренной земле, чтобы вновь воспарить.

В разных уголках необъятной России высота ценового полета неодинакова.
Яркий пример тому — уровень цен в столицах сибирских регионов. Возьмем хотя бы
тарифы на услуги в родном Иркутске и у ближайших соседей (Чита, Улан-Удэ и
Красноярск), а также в Кемерове и Новосибирске.

Пожалуй, только на юридическом поприще наблюдается завидное единодушие:
независимо от географии, в любом из перечисленных городов удостоверить
завещание можно ровно за сотню рублей. Все остальные цены и тарифы
демонстрируют независимость и самостоятельность. Даже городской транспорт,
подлежащий частичному ценовому регулированию, проявляет разный аппетит.
Скромнее других автотранспортники Красноярска, они возят земляков и гостей
города всего за 4 рубля. Кемеровчане ездят за пятерку, читинцы в муниципальном
автобусе платят 8 рублей, а в коммерческом, как и в маршрутном такси, — 10. В
маршрутке по Новосибирску можно прокатиться за 12 рублей. Поездка с комфортом
по железной дороге, в купейном вагоне скорого поезда, в одном направлении и на
равное расстояние, дороже всего при покупке билета в Новосибирске и дешевле — из
Читы. Разница — порядка 20 рублей на каждые 100 километров пути. Но в любом
случае билет на фирменный поезд в полтора раза дороже, чем в вагон без этой
атрибутики.

Иркутянам повезло с кинотеатрами: вечерний сеанс стоит в среднем 69 рублей,
в других городах — от 72 до 86 рублей. Зато наши медики отдельные услуги
оценивают выше, чем их сибирские коллеги: общий анализ крови — 108 рублей, в
Красноярске, Кемерове и Улан-Удэ — вдвое дешевле. УЗИ брюшной полости в
Иркутске стоит 260 рублей, Новосибирске — 255, в Кемерове — 200, Красноярске —
142 рубля. По стоимости других медицинских процедур, при получении их на
платной основе, Иркутск не выделяется, вписываясь в золотую середину. Но
санаторное лечение недешево — в среднем 767 рублей в день. На десятку больше
платят красноярцы, остальные — меньше.

Красноярск отличается довольно высоким уровнем цен. К примеру, посещение
бани (общий зал) здесь обходится в 60 рублей (в Иркутске и Чите — 40). При этом
относительно недороги отдельные бытовые услуги, действуют минимальные
тарифы в прачечных и парикмахерских.

Из всех видов сервиса наиболее ощутимо воздействует на кошелек жилищно-
коммунальная сфера. Множество коммунальных платежей можно привести к
одному знаменателю, сделав условный расчет для семьи из 4 человек,
проживающих в муниципальной квартире без лифта общей площадью 60
квадратных метров. В Иркутске такое семейство для оплаты всех жилищных
удобств должно выделить 1,6 тыс. рублей. Жители других сибирских столиц платят
на 2-5 сотен меньше. Невеселое исключение представляет Улан-Удэ, там просто
зашкаливают тарифы на отопление, горячее водоснабжение и канализацию, отчего
общая сумма перевалила за 2 тысячи.

Интересно, что по мере продвижения на периферию цены нарастают. На
дальней окраине страны, во Владивостоке, жилье с удобствами для такой же семьи
требует оплаты в сумме 1,8 тыс. рублей. Просмотр кинофильма на большом экране
оценивается в 107 рублей, больше сотни (103 руб.) стоит баня без особого шика, в
общем зале. Расценки по другим видам бытового сервиса на 20-50% выше,
чем в шести рассматриваемых сибирских городах. Зато особое
географическое положение и налаженные связи с Японией, центром мирового
автопрома, позволяют иметь собственный автомобиль каждому пятому жителю
Приморского края. Оттого и спрос на услуги общественного транспорта ниже, чем в
других регионах, и даже водители маршруток удовлетворяются пятеркой с
пассажира. И билет в купе скорого поезда жителям Владивостока обходится на 20-
40% дешевле, чем сибирякам (при равной дальности поездки). Однако, тариф, для
возможности сопоставления взятый в расчете на 100 км, при умножении его на
немалое расстояние поглощает эту мнимую выгоду.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры