издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Обратная сторона "автогражданки"

  • Автор: Наталья МИЧУРИНА, "Восточно-Сибирская правда"

«Автогражданка», считающаяся во всем мире самым
убыточным видом страхования, в нашей стране пока
является исключением из этого правила. И дело не в
высоких ставках, с которыми год назад пытались
бороться некоторые политики. Ставки-то, может быть,
самые нормальные, хотя и позволяют сегодня компаниям
зарабатывать сверхприбыли. (Позволю себе напомнить,
что в Иркутской области насчитывается 620 тыс.
единиц автотранспорта. В прошлом году в аварии
попали более 15 тыс. автомобилей, погибли 664 и
ранены 4585 человек.) Дело в самих автомобилистах,
которые не могли еще толком разобраться в тонкостях
«автогражданки». Эта наука, как показывает практика,
стоит денег.

Одна моя знакомая небрежно отнеслась к заполнению
документов на месте аварии. Посему, хотя она и
признана пострадавшей в ДТП, страховку не получила.
Все дело в том, что не успела обратиться в страховую
компанию виновника ДТП в течение пяти дней, как
предписывают правила, поскольку не знала, куда
обращаться. Так в спешке ни сотрудник ГАИ, ни сама
пострадавшая не заметили, что владелец «Лады»,
нервно прижавшийся к «Хонде», за рулем которой
находилась моя знакомая, то ли по злому умыслу, то
ли по растерянности забыл указать в документах
название своей страховой компании. В итоге, пока
комиссия в ГАИ окончательно определилась с виновным
в аварии, пока искали страховую компанию, прошло не
только пять дней, но весь месяц.

Вроде к страховой компании не придерешься. Женщине
предложили поискать справедливости в суде и взыскать
эту сумму с незадачливого водителя «Лады». Ущерб был
не очень велик — 5 тысяч рублей, и в суд она не
пошла. Поскольку решила, что эти деньги не стоят
того, чтобы затевать процесс, который может
продлиться не один год.

При этом нельзя не отметить, что размер средних
страховых выплат по России составляет 750 долларов,
а по Москве и вовсе 920, что, как говорят
страховщики, в два раза выше, чем в странах Балтии.
При этом общее место всех конфликтных ситуаций,
связанных с выплатой страховки, — возмещение ущерба
на 30-50% ниже реальной стоимости ремонта автомашин.
Возможно, такой высокий средний показатель связан с
тем, что «по мелочам» автовладельцы в страховую
компанию не обращаются. И так же, как героиня моей
истории, в силу разных причин из процесса возмещения
оказывается исключено огромное количество
автовладельцев, машины которых получили
незначительные повреждения.

Год назад российские страховщики азартно кинулись
делить рынок обязательной «автогражданки». И было за
что драться. Надо было поделить между собой, по
разным оценкам, 1,5-4 млрд. долларов. К тому же
ОСАГО сулило высокие рейтинги, укрепление финансовых
позиций, популярность в прессе и новых клиентов в
других областях страхования. В итоге портфели по
ОСАГО у некоторых страховых компаний увеличились до
предела. Обязательное страхование даже стало главным
делом. Статистика такова, что за год серьезно
увеличилось количество персонала в страховых
компаниях, причем половина агентов продают
исключительно полисы «автогражданки». Лидеры ОСАГО
вышли в лидеры и среди страховых компаний по
собранным премиям.

Этот вид страхования стал важнейшим событием
последних лет как для общества (достаточно
вспомнить, как принимался закон об «автогражданке»),
так и для страховщиков и уже изменил расклад на
страховом рынке. Но сегодня дело не только и не
столько в дополнительном притоке финансовых средств
в страховой бизнес, сколько в неопределенности
финансового результата операций по «автогражданке».
Под сопровождение корпоративного пиара обывателя
сначала заставили застраховать автотранспорт, а
затем и поверить в то, что «автогражданка»
теоретически близка по своему смыслу к панацее от
многих проблем на дороге. Но на практике не всем
доводилось в этом убедиться.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры