издательская группа
Восточно-Сибирская правда

"Невинное" очарование конопли или, Cannabis, лапы прочь!

Недавно мой младший сын отмечал восемнадцатилетие. Дом заполнила шумная ватага молодежи. В атмосфере шутливой торжественности приносились дары. Среди прочих "умилил" меня образчик оголтелого китча -- настольные часики. Представляют они собой символический шершавый пенек, в кору которого вписан циферблат. Рядом с пнем в позе фривольной и развязной расположился колоритный негр. На носу очки, в зубах сигарета (как я, наивная, подумала), на яркой рубашке (так же, как и на "пне") -- зеленые "лапки" семилистной формы. Этот шедевр безвкусицы я попросила именинника "прописать" в его комнате и не выносить в гостиную. Но меня смутила только форма предмета, а у него, оказывается, есть не менее зловредная содержательная нагрузка. Как объяснил своей дремучей матери получатель подарка, резные листики -- не что иное, как конопля (она же гашиш, она же марихуана, она же ганжа), а "соска" негра -- "косяк", то есть свернутая козья ножка с наркотическим зельем. И вся эта идиллия подписана по-английски: "Legalize"("легализовать" то есть). Вот такая эстетика с символикой!

Мой культурный шок по поводу открытия у сына вызвал
беспечный смех. Оказывается, атрибутикой коноплевого
культа нынешние российские тинейджеры окружены, как
воздухом. Повсеместно продаются брелоки, кулоны, браслеты
и сережки из дешевых металлов с очертаниями этой дурманящей
поросли. Есть и майки с ее изображениями, и так называемые
«банданы» (полоски ткани, которые неформалы носят на
головах). Среди музыкальных кумиров юных меломанов известна
группа «Cannabis» (что означает буквально «конопля» в
латинском варианте), есть группы с другими названиями,
которые в своих логотипах и в оформлении альбомов обильно
используют все тот же семилистник.

Соответственно и к употреблению зелья вырабатывается
отношение, как к само собой разумеющемуся занятию, так
же, как к искушенности в современных музыкальных направлениях,
к использованию подросткового неформальского сленга,
умению вести себя на тусовках (что с точки зрения «отсталых
предков» равнозначно полному неумению себя вести) и
прочим шалостям юности. Младший сын уверил меня, что
из многочисленного круга знакомых ему сверстников хотя
бы однажды пробовали «косяк» практически все, курят
изредка, если вынуждает обстановка, примерно половина,
ну а более-менее регулярными курильщиками должны признать
себя не меньше четверти ребят и девчонок. Себя он причислил
ко второй группе, то есть к разряду редких «сосунов».
В довершение родительского стресса мой вполне здравомыслящий
и конструктивно ориентированный в жизни старший сын, университетский
студент, добавил, что и он, астматик с тринадцатилетним стажем,
не употребляющий сигарет вообще, тоже пробовал анашу, что
знает ребят, в принципе некурящих, которые, тем не менее,
косяком не гнушаются. И самое главное, в голос горячо
заявили он и его товарищ: они не видят в этом драмы,
абсолютно никакой. В ход пошли аргументы в пользу легализации
легких наркотиков, в которой преуспела Голландия, существенно
пополняющая казну от продажи средств невозбраняемого
кайфа. «Во всяком случае пиво гораздо опаснее травки!»
— в заключение резюмировали оба сторонника конопляной
вольницы. Начав неумеренно потреблять «Клинское», мол,
есть прямые шансы перейти на водку и стать алкоголиком,
в то время как утверждение, что с анаши обязательно
переходят на более сильные наркотики, а в итоге — на
героин, не имеют под собой реальной фактической почвы.
Травкой баловались все поколения меломанов в разных
странах — и ничего. Поднимать вокруг этого панику —
то же самое, что пророчить: «Сегодня он играет джаз,
а завтра Родину продаст».

Субкультура курильщиков «косяка» тесно связана с традициями
молодежной музыки, особенно стиля реггей, пережившего
пик популярности в семидесятые годы. Исполнителями этого направления
были преимущественно негры (настоящий король реггей
— Боб Марли), сторонники религиозно-мистического течения,
известного под названием растамания. Речь идет о растафарианстве,
в основу которого положен постулат о том, что эфиопский принц
Рас-Тафарай, якобы прямой потомок царя Соломона и царицы Савской,
взойдя на престол, ознаменовал Второе пришествие библейского
Мессии (при этом подразумевается, что и подлинным Сионом является
Эфиопия, и библейские богоизбранные израильтяне мало
общего имеют с современными евреями, а были как раз
негроидами — гонимым и угнетенным народом многие века).
Растафарианство стало причудливой смесью национально-освободительных
и антирасистских стремлений черных, их языческих шаманистских
истоков и православного христианства, не избежавшего
еще и влияния индуизма. Из индуизма образ патлатого,
курящего ганджу бродячего аскета «саддху» перекочевал
к растаманам, которые пытались постичь божественную
Истину (непостижимую простыми человеческими усилиями),
причащаясь Единому через ритуальные воскурения марихуаны.
Растаманами даже взлелеян мистический культ бога Джа,
который нисходит на курильщиков конопляного дурмана
и обещает им вечное блаженство после смерти. Сложные
и разветвленные формы афрохристианства — настоящие
джунгли для исследователя. Но, пожалуй, самым неожиданным
и химерическим плодом этих теологических дебрей стала
именно идея обкуренного божества, так бойко растиражированная
практически по всему миру среди поклонников негритянской
музыки и наконец после слома «железного занавеса» дотянувшаяся
до России. Не вдаваясь в тонкости философии и религиозной
схоластики, богу Джа воскуряют ядовитый фимиам и образованные,
и малограмотные представители российской молодежи. При
этом даже не считая себя потребителями наркотика. «Ну,
какой же это, в самом деле, наркотик, если на утро даже
похмелья нет?» — рассуждают они.

Мой младший сын, слушая резоны старшего в пользу безвредности
курения анаши, все-таки вставил некоторые коррективы
как более опытный в этом вопросе на практике:

— Просто я знаю ребят, которые привыкли курить «косячки»
практически ежедневно или через день, — сказал Тарас.
— С ними даже, когда они не курят, разговаривать невозможно
и не о чем. У них, что называется, «тормоз не выключается»,
на дебилов они похожи, сидят с косыми стеклянными глазами
и все, что происходит вокруг, воспринимают с задержкой
чуть ли не в часы. Травка сушит мозги, это видно невооруженным
глазом. Так что не такая уж она безобидная.

Конечно, наркотик есть наркотик, и проводить принципиальную
грань раздела между коноплей и героином нельзя. При
всех их различиях и то, и другое изменяет сознание
человека, изменяет искусственно и злотворно. Федеральная
служба по контролю за оборотом наркотиков прислала к
нам в редакцию краткий обзор правоприменительной практики
в борьбе с незаконной пропагандой и рекламой наркотических
средств. В Калининграде на 400 минимальных зарплат оштрафован
хозяйствующий субъект за сбыт водки «Каннабис». В Брянске
четыре частных предпринимателя привлечены к административной
ответственности за розничную торговлю майками, рамками-приколами,
сувенирами папиросками с изображениями конопли и различными
надписями, пропагандирующими и рекламирующими марихуану.
В Бурятии, Мордовии, Татарстане, в Астрахани и Мурманске
выявлены факты продажи футболок, толстовок, бандан и
балахонов, кепок, напульсников, сменных панелей к мобильным
телефонам с конопляными листьями и призывами к легализации
этого наркотика. В Саранске продавали мобильники в корпусах
не только с изображением, но даже и с запахом (!) конопли.
Есть прецеденты появления на прилавках швейных изделий
с надписями «Cannabis Republic», «Cannabis in Smokemaster»,
«Коси и забивай». В некоторых предложенных к реализации
книгах рассказывается о свойствах и целях использования
наркотических средств, в частности, о стимулирующем половое
возбуждение эффекте экстази и кокаина. Все это — не
что иное, как противозаконная реклама наркомании, и
она наказуема. Символы, которые мы встречаем часто,
открыто и в изобилии, способствуют выработке у нас некритического
отношения к пропагандируемому явлению, как утверждают
специалисты. Объектом правонарушений в таких случаях
становятся общественная нравственность и здоровье людей,
по сути дела — национальное здоровье. Ну а все приведенные
нами в пример товары с точки зрения закона квалифицируются
как растиражированная наркогенная информация. Накачивание
ею молодых неокрепших мозгов — дело не только небогоугодное,
но и подсудное. Это стоит принять к сведению всем реализаторам
подобной продукции и в нашем регионе, а правоохранительным
органам Приангарья — не медлить с пресечением наркогенной
информационной экспансии. Резные семипалые лапы каннабиса
— прочь от наших детей!

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры