издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Что охраняешь, то имеешь...

  • Автор: Пресс-служба прокуратуры Иркутской области

В байкальских заповедниках продолжается строительство фешенебельных коттеджей Прокуратурой Иркутской области проверено исполнение водного, земельного и лесного законодательства Российской Федерации в части законности использования земельных участков, расположенных в водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах водных объектов области.

Незаконное строительство и самовольный захват земельных
участков в водоохранных зонах крупнейших водных объектов —
озера Байкал, Иркутского водохранилища, реки Ангары
— получили
распространенный характер. И это несмотря на то, что
целая армия государственных контролирующих органов обладала
широкими функциями управления и одновременно контроля
за исполнением законов в этой сфере. Среди них ГУПР
и ООС МПР России по Иркутской области, многочисленные
лесхозы, Ангаро-Байкальское бассейновое водное управление;
центры государственного санитарно-эпидемиологического
надзора; инспекция рыбоохраны и др. Не случайно по инициативе
Президента РФ началась сегодня в России реформа федеральных
органов исполнительной власти, одной из целей которой
является пресечь коррупцию, исключить условия для ее
развития, для чего разграничить функции государственного
управления и функции государственного контроля. Проще
говоря, исключить принцип существования «что охраняешь,
то имеешь».

Пока же мы пожинаем плоды разобщенности контролирующих
природоохранных органов в борьбе с правонарушениями,
повсеместно выявляем примеры беспринципной позиции,
от которой страдает население и ущемляются интересы
государства. Низкая эффективность, а зачастую просто
создание видимости такой борьбы приводят к необходимости
вмешательства правоохранительных органов, поскольку
безнаказанность ведет от правонарушений к преступлениям.
Не препятствуют нарушителям и органы местного самоуправления,
нередко с согласия которых или на основании их откровенно
незаконных решений происходит освоение земельных участков
под строительство фешенебельных дач и коттеджей в водоохранных
зонах рек и озер области.

Наибольшее количество таких нарушений допускается на
территории и со стороны органов местного самоуправления
Ольхонского, Иркутского, Слюдянского районов. Между
тем часть побережья Байкала в Ольхонском и Иркутском
районах входит в состав Прибайкальского национального
парка, часть побережья в Ольхонском районе — в состав
Байкало-Ленского государственного заповедника и относится
к землям особо охраняемых природных территорий федерального
значения. На побережье
озера Байкал в Ольхонском районе области несколько тысяч
гектаров земли сельскохозяйственного назначения имеют
особый статус и режим использования.

В современных условиях, после ликвидации колхозов и
совхозов, в том же Ольхонском районе использование этих
земель для сельскохозяйственного производства стало
экономически невыгодно, поскольку это сельхозугодья,
не имеющие особой ценности, — пастбища, засоренные камнями.
В то же время такие земли могут использоваться для
размещения на них объектов рекреации: туристических
баз, кемпингов, баз отдыха и т.п. Однако для предоставления
земельных участков сельскохозяйственного назначения
без изъятия из хозяйственной эксплуатации под размещение
объектов рекреации необходимо произвести в установленном
законом порядке их перевод в категорию земель особо
охраняемых территорий и объектов. В соответствии с Земельным
кодексом РФ такой перевод вправе осуществлять только
органы государственной власти.

Однако администрация Ольхонского района и руководители
Прибайкальского парка
не инициируют перед органами государственной
власти ни изъятие этих земель из состава национального
парка, ни их перевод в другую категорию. Решение названных
вопросов положительно отразилось бы на рациональном
использовании земель, позволило бы предоставлять эти
земли пользователям в соответствии с требованиями закона
и сложившейся экономической ситуацией, способствовало
бы получению дополнительных доходов в высокодотационный
бюджет Ольхонского района.

Вместо этого органы местного самоуправления Ольхонского
района с целью получения дополнительных доходов в бюджет
постоянно предпринимают попытки незаконного предоставления
земельных участков на побережье озера Байкал в собственность
и в аренду под размещение рекреационных объектов. Так,
в 2003 г. Ольхонской районной Думой в нарушение действующего
федерального законодательства с превышением предоставленных
полномочий принят ряд решений о переводе земель сельскохозяйственного
назначения в категорию «особо охраняемых территорий
рекреационного назначения муниципального значения» и
о продаже в частную собственность земель на побережье
озера. Незаконные решения оспорены прокурором в судебном
порядке. Требования прокурора удовлетворены Думой района
в полном объеме.

В этом году администрация Ольхонского района нашла
другой выход из создавшейся ситуации. Прокуратурой выявлены
незаконные правовые акты о предоставлении земельных
участков в собственность граждан для дачного строительства,
ведения садоводства на землях сельхозназначения. Предоставление
земель сельскохозяйственного назначения для этих целей
Земельным кодексом РФ не запрещено. В то же время предоставление
земельных участков в собственность для строительства
возможно только на торгах. Администрация района торги
не проводит, земельные участки предоставляет в собственность
граждан без проведения кадастрового учета, а главное —
без каких-либо ограничений в режиме использования, несмотря
на то, что они находятся в пределах территории национального
парка. На незаконные решения мэра района прокуратурой
области принесены протесты.

Если на территории Ольхонского района органы местного
самоуправления принимают незаконные решения о предоставлении
гражданам и юридическим лицам земельных участков в водоохранной
зоне озера Байкал, то на территории Иркутского района
распространены факты самовольного захвата и строительства
объектов в водоохранных зонах Байкала и Иркутского водохранилища.

В Листвянке выявлены факты самовольного захвата земельных
участков гражданами в водоохранной зоне озера Байкал
и строительства на них лодочных гаражей, бань, жилых
домов непосредственно у воды. В отношении нарушителей
прокурором района вынесены постановления о возбуждении
дел об административном правонарушении по ст. 7.8 КоАП
РФ. В Иркутский районный суд прокурором района направлены
исковые заявления о сносе самовольно возведенных строений.

Аналогичные нарушения допущены гражданами и юридическими
лицами в водоохранной зоне Иркутского водохранилища.
По результатам проверки семь человек привлечены к административной
ответственности, направлено два исковых заявления в суд
о сносе самовольно возведенных заграждений в водоохранной
зоне к садоводческому товариществу «Строитель-2», ЗАО
«Авалон-Риэлти», возбуждено уголовное дело по факту
незаконной порубки леса.

В 2003 году прокуратурой области на территории Иркутского
района в результате проверки по многочисленным жалобам
граждан был выявлен факт самовольного занятия земельного
участка, расположенного в лесах первой группы и входящего
в состав водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы
Иркутского водохранилища на 17 км Байкальского тракта.

При этом, как было установлено, ни органы местного самоуправления,
ни контролирующие органы не только не приняли должных
мер к пресечению нарушений закона, но и сами допустили
нарушения природоохранного законодательства, в связи
с чем потребовалось вмешательство прокуратуры области.
Внесены представления об устранении нарушений закона
мэру Иркутского района, руководителю ГУПР и ООС МПР
России по Иркутской области. Объявлено предостережение
о недопустимости нарушения закона главному государственному
санитарному врачу по Иркутской области. По факту совершения
самоуправных действий, выразившихся в самовольном завладении
участком государственного лесного фонда Ангарского лесхоза,
возбуждено уголовное дело. В Иркутский районный суд
направлено исковое заявление о сносе самовольно возведенных
строений.

Несмотря на принятые прокуратурой области меры, до настоящего
времени нарушения продолжают иметь место. Более того,
органами местного самоуправления начат процесс узаконивания
самовольно занятых земельных участков. Данная ситуация
сама по себе является парадоксальной. Только прокуратура
оказала противодействие нарушениям закона, в то время
как государственные контролирующие органы, органы местного
самоуправления интересы Российской Федерации и населения
Иркутска и Иркутского района не отстаивали. Так, уже
после проведения проверки и направления заявления в
суд о сносе незаконных сооружений администрацией Иркутского
района принято постановление о предварительном согласовании
расширения территории садоводческого кооператива «Политехник»
— на том же «опротестованном» месте.

Федеральным законом «О садоводческих, огороднических,
дачных некоммерческих объединениях граждан»
предусмотрено, что предоставление земельных участков
осуществляется в соответствии со схемой зонирования
территории для размещения садоводческих, огороднических
и дачных некоммерческих объединений граждан. Такая схема
в наиболее привлекательном для этих целей Иркутском
районе отсутствует. В то же время наличие схемы зонирования
территории вдоль Байкальского тракта обеспечило бы экологическую
безопасность при размещении садоводческих, огороднических,
дачных объединений граждан.

Следует отметить, что в случае выявления самовольного
захвата земельных участков, производства самовольного
строительства принятие мер к устранению таких нарушений
крайне осложнено пробелами в законодательстве. На сегодняшний
день продолжает действовать Постановление Совета Народных
Комиссаров от 22 мая 1940 г. N 390 «О мерах борьбы с
самовольным строительством в городах, рабочих, курортных
и дачных поселках», в
соответствии с которым при неустановлении лиц, совершивших
нарушения, предъявление в суд требований о признании
построек самовольными, а также их сносе должны принимать
органы местного самоуправления. Однако органы местного
самоуправления в Иркутской области крайне редко используют
свое право и предъявляют иски в суд о сносе строений.
В случае предъявления таких исков прокуратурой органы
местного самоуправления, как правило, выступают на стороне
ответчика.

Вопиющим примером является принятие председателем комитета
по управлению муниципальным имуществом Черемховского
городского муниципального образования распоряжения,
в соответствии с которым река Черемшанка была передана
в безвозмездное пользование комбинату благоустройства.
В соответствии со ст.ст. 1, 34 Водного кодекса РФ реки
являются исключительной государственной собственностью.
Незаконное распоряжение по протесту прокурора отменено.

Всего по результатам последней проверки прокуратурой
внесено 48 представлений об устранении нарушений закона
в органы местного самоуправления, руководителям хозяйствующих
субъектов, государственных контролирующих органов; вынесено
27 постановлений о возбуждении дел об административных
правонарушениях; объявлено три предостережения о недопустимости
нарушений закона; внесено семь протестов на незаконные
правовые акты; направлено в суды 12 исковых заявлений
с требованием о сносе самовольно возведенных строений
и освобождении незаконно занятых земельных участков
в водоохранных зонах.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры