издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Дорожный "патруль"

  • Автор: Александр АНТОНЕНКО, "Восточно-Сибирская правда"

Зима не застанет врасплох, если действовать сообща с природой С первыми морозами и снегопадами на экранах телевизоров замелькали видеосюжеты о дорожно-транспортных происшествиях и автомобильных пробках. Судя по сопровождающим теленовости пейзажам "священного моря", происходят они большей частью на Кругобайкалке. Обслуживает ее Слюдянское дорожное предприятие (ДЭП-158) - одно из лучших подразделений упрдор "Прибайкалье".

— Никак зима врасплох застала? — справляемся у
директора предприятия Виктора Демина. — Где тут у вас
произошло ДТП?

— Понятия не имею, — пожимает плечами Виктор
Васильевич. — По крайней мере на обслуживаемом нами
участке от Култука до Танхоя ничего подобного не
было.

— Да и не могло случиться, — добавляет главный инженер
ДЭП-158 Сергей Сунгатулин. — В отличие от
коммунальщиков, зима нас никогда не застанет врасплох,
так как мы действуем в согласии с природой.

Вначале мы на это «согласие» не обратили внимания,
увлеклись организационно-техническими деталями
подготовки к зиме. И вовсе не из простого любопытства.

Слюдянские дорожники — одни из немногих, достойно выстоявших в
ходе так называемых реформ и многочисленных
реорганизаций, обрушившихся на отрасль в
последние годы. Предприятие трансформировалось в
эксплуатационную дорожную организацию, обслуживающую
173,5 км главной экономической артерии страны. Из них
50 км приходится на горные участки Кругобайкальской
дороги, которая входит в пятерку
сложнейших в России. Не случайно водители прозвали ее
«занозой» в теле М-55.

Кстати, начало дороге в обход моря-озера положило
постановление царского Сената 1803 года «О лучшем и
удобнейшем устройстве сухопутной дороги вокруг
Байкала». Завершение строительства приходится на 60-е
годы прошлого столетия. Однако состояние ее и сегодня
оставляет желать лучшего. Здесь существуют отдельные
участки, которые не ремонтировались с момента их ввода
в эксплуатацию.

— Маловато средств выделяют, — вздыхает Виктор Демин.
— В европейской части на обслуживание отстегивают в
два-три раза больше, а чем мы хуже?

Действительно, если в нашем регионе средств не хватает
даже для допустимого уровня содержания, то
за Уралом, как заявил на селекторном совещании
руководитель дорожной отрасли Виктор Букреев, их не в
состоянии освоить. А ведь по Кругобайкалке проходит до
9 тысяч автомобилей в сутки, что соответствует дороге
первой технической категории, а она по условиям
проезда тянет лишь на третью-четвертую. Стоит ли
удивляться, что большегрузные машины порой не в
состоянии идти по нашим горам?

Недостаточное финансирование не позволяет сокращать
накопившийся недоремонт. Дорожное полотно из-за
возросших автомобильных нагрузок подвергается
разрушениям, происходит деформирование дорожной
одежды, появляется сетка трещин и т.д. Так что при всей
красоте природного ландшафта наслаждаться поездкой на
автомобиле здесь небезопасно. Сложность рельефа,
узость дорожного полотна, горный серпантин при высокой
интенсивности движения требуют от водителей
предельной концентрации сил, напряжения.

А представляете, каково тем, кто обслуживает эти
участки?

— Сложность в том, что 60 процентов нашей дороги — от
Култука до Танхоя — подвержены так называемой
сублимации, — говорят слюдянские дорожники.- Так
что зима никак не может застать нас врасплох.

Это явление вызвано близостью Байкала. Днем при
плюсовой температуре выделяемые озером испарения
покрывают дорожное полотно, а при ночной минусовой
превращаются в стекловидный лед, что особо опасно
для движения транспорта. Вот эта самая сублимация и
призывает дорожников быть в «согласии с природой», о
котором вел речь Сергей Сунгатулин. Поэтому слюдянцы
раньше других начинают работать в режиме зимнего
содержания.

— Уже к 1 октября у нас 100-процентная готовность к
работе в зимних условиях, — говорит Виктор Демин. —
КДМки, автогрейдеры, погрузчики, снегоуборщики,
средства малой механизации — все отремонтировано и
находится на линейке готовности.

А еще на всех производственных участках оборудованы
бытовые помещения. Обучены и экипированы спецодеждой и
шанцевым инструментом люди. На весь зимний период
заготовлен противогололедный материал.
Одной соли запасено около 500 тонн.

— Нынче завезли два вагона калийно-магниевой соли,
говорит Виктор Демин. — Этот химический
противогололедный состав абсолютно безвреден, что
чрезвычайно важно для Байкала. Кроме того, он
безвреден для бетонных и арматурных мостовых
конструкций, а также движущегося по нашей дороге
автотранспорта.

Переход на зимнее содержание — это не что иное, как
круглосуточное дежурство и патрулирование дороги.
Шесть автомобилей с противогололедным материалом
постоянно курсируют взад-вперед по вверенному
коллективу участку Кругобайкалки. Все экипажи дорожных
машин оборудованы средствами радиосвязи. В спокойном
режиме обычно занято до 50 человек. Потребует
оперативная обстановка — выйдут все сто (именно такова
численность подразделения), а также шнекороторы,
снегоочистители,автогрейдеры. Для очистки мостов и
ограждений приобрели три американских снегоуборщика,
каждый из которых способен заменить десяток дорожных
рабочих.

Главные фигуры патрульного экипажа — дорожный мастер и
водитель спецмашины. Среди первых руководитель
предприятия назвал Сергея Суханкина и Владислава
Лебедева, которые по десять лет служат дороге верой и
правдой. Среди вторых — Владимира Вахменцева и Владимира Быкова.
«Это настоящие профессионалы и очень ответственные
люди», — добавил Виктор Демин. Тут же припомнил
недавний случай, когда при патрульном проезде на
Мангутайском подъеме обнаружили развернутую над
обрывом «фуру». Владимир Вахминцев своей «кадээмкой»
быстренько «обслужил» ее посыпочным материалом,
а затем на свой страх и риск вытащил с откоса.
А сам — на следующий перевал, где придется начинать все сначала.
И так изо дня в день, из ночи в ночь.

Умению и готовности слюдянцев обслуживать
Кругобайкалку можно только позавидовать. И вовсе не
случайно проезжающие по ней транзитные пассажиры и
спешащие на лыжные трассы туристы отмечают, что дорога
с каждым годом становится и безопасней, и красивей.
Трубы, кюветы, мосты очищены от мусора и грязи.
Придорожные полосы и автобусные павильоны приведены в
порядок. Парапеты, перильные ограждения, оголовки труб
окрашены. Разметка, дорожные знаки обновлены.
Произведена уборка оползней, вырубка кустарников и
подлеска, дорожное полотно отремонтировано — ни одной
ямки на всем протяжении. Вопреки всем трудностям
слюдянские дорожники достойно вошли в зиму.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры