издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Людмила БЕРЛИНА: "Служить без кумовства и сватовства"

В связи с тем, что федеральный закон о государственной гражданской службе в Российской Федерации, который вступил в силу с 1 февраля 2005г., вносит в ее организацию принципиальные изменения, возникла необходимость привести в соответствие с новым федеральным законом и областное законодательство. На мартовской сессии будут рассмотрены два проекта закона области. Отвечая на вопросы журналиста "Восточно-Сибирской правды", замеситель Председателя Законодательного собрания, председатель комитета по законодательству о государственном строительстве области и местном самоуправлении Людмила Михайловна БЕРЛИНА рассказывает, с какой целью и какие внесены изменения в закон о госслужбе, а также о том, как это должно сказаться на эффективности управления государством.

— Очевидно, что закон был принят в связи с необходимостью
усовершенствовать систему государственной власти. Но насколько
это возможно? Социальные опросы достаточно хорошо показывают,
какие именно недостатки в организации государственного аппарата
больше всего заботят население страны. Люди обеспокоены
коррупцией, которой буквально пронизана вся наша бюрократия.
Люди не доверяют власти, не верят чиновникам. Попытки
усовершенствовать аппарат власти предпринимались на протяжении
всей истории государства российского неоднократно. Достаточно
вспомнить опыт Сперанского, который, приехав в Иркутск, первым
делом выгнал около пятисот продажных чиновников. Но когда на их
место пришли другие, губернатор ужаснулся — они оказались ничем
не лучше. Неужели есть способы сделать российский аппарат
государственной власти более совершенным? Чтобы изменился сам
государственный чиновник и отношение к нему людей?

— Не сделаю открытия, если скажу, что в первую очередь необходимы
механизмы, которые противодействовали бы коррупции в органах власти
на всех ее уровнях. И такие механизмы за долгую историю
государственных институтов разработаны.

К примеру, гражданские служащие подлежат теперь обязательной
дактилоскопической регистрации. Или еще одно новшество: в
федеральном законе закреплена такая норма, как ротация гражданских
служащих.

Но законодательных норм для решения этой наболевшей проблемы
недостаточно. Следует наладить четкое взаимодействие между
государством и структурами гражданского общества. Только при наличии
прямых и обратных связей между властью и обществом можно создать
прозрачную, подконтрольную обществу систему управления,
ориентированную на результат.

Обязательно должны быть выработаны показатели результативности
каждого государственного органа и каждого государственного
служащего.

Необходимо ограничить неэффективное вмешательство государства в
экономику и общественную жизнь, обеспечить гарантии
конституционных прав для всех граждан.

Нужно, чтобы в работе государственного аппарата имелся механизм
публичного обсуждения общественно значимых проектов на этапе
выработки решений.

Для того чтобы решить все эти задачи, нужен качественно иной
государственный гражданский служащий. Профессионализм,
ответственность за свои решения и действия, высокий интеллект,
готовность к изменениям — главные качества, которыми он должен
обладать.

— Известно, что благими намерениями вымощена дорога в ад. Кто же
его такого, идеального, сплошь в белых одеждах, пустит в аппарат?

— В вашем вопросе подспудно заложено то традиционное недоверие к
власти, которое формировалось в России веками. Внесенные в Закон о
госслужбе изменения как раз на то и направлены, что обеспечить
безусловную доступность к управлению государством именно таких
людей. Добавлю, что для этого нужны гарантии законности и полной
подконтрольности системы госслужбы государству.

Я смотрю на вещи реально. Я не верю, что новый закон позволит
сиюминутно получить нового чиновника. Ведь если он сегодня мерзавец,
он и завтра им останется. Но нельзя оставаться такими, какие мы есть.
Трагедия в том, что, критикуя госаппарат (часто с мазохистским
наслаждением), мы не предлагаем какую-либо улучшенную модель. Но
мы должны найти такой организационный механизм, чтобы создать
условия для прихода на государственную гражданскую службу специалистов,
готовых служить населению, бескорыстно способствовать развитию
экономики, людей, для которых интересы государства превыше всего…
Новый закон конструктивен уже тем, что в нем делаются реальные шаги в
этом направлении.

— Что это за шаги, Людмила Михайловна? Какие именно изменения в
Законе о госслужбе вы считаете принципиальными?

— Принципиальным является то, что в соответствии с новым законом
замещение должностей будет осуществляться в подавляющем
большинстве случаев по конкурсу. Вводится аттестация, которая будет
проводиться не реже, чем раз в три года. Очень важно, что в работе
конкурсных и аттестационных комиссий будут принимать участие
независимые эксперты из вузов, которые готовят государственных
служащих, специалисты из научных учреждений и других организаций.
Комиссия должна оценивать работу чиновника с позиций интересов
общества. При этом могут быть приняты решения о том, чтобы направить
чиновника на учебу или включить его в резерв в порядке должностного
роста.

— А если человек не соответствует занимаемой должности?

— В этом случае следует перевод с понижением в должности или увольнение, если
служащий отказывается от профессиональной переподготовки или
перевода на другую должность…

Затем, что тоже принципиально, вводятся классные чины для областных
государственных служащих, чего раньше не было.

— И какой чин будет у губернатора Иркутской области?

— А вот здесь есть особенность. Под закон не попадают лица,
находящиеся на выборных государственных должностях Иркутской
области: губернатор, депутаты Законодательного собрания, аудиторы
КСП, члены областной избирательной комиссии и территориальных
избирательных комиссий. Всего их у нас 38 человек. Это не
государственные гражданские служащие. Всех остальных закон коснется.

Все должности подразделяются на 4 категории: руководители;
помощники, советники; специалисты; обеспечивающие специалисты. В
каждой категории, в зависимости от группы должностей (высшая,
главная, ведущая, старшая, младшая) установлены классные чины:
действительный государственный советник Иркутской области 1,2,3
класса, государственный советник Иркутской области 1,2,3 класса,
советник Иркутской области 1,2,3 класса и т.д. Всего 7 классов. Для
каждой группы должностей и каждого чина определены требования,
которые должны неукоснительно соблюдаться. Основными являются
профессиональное образование и соответствующий стаж госслужбы и
стаж по специальности. К примеру, чин действительного
государственного советника Иркутской области, соответствующий
высшей группе должностей, присваивается губернатором. Это
заместители главы областной администрации, помощники, советники,
специалисты. К ним предъявляются два основных квалификационных
требования: высшее профессиональное образование, стаж работы на
главных должностях не менее двух лет или стаж работы по специальности
не менее 5 лет.

— Изменится ли что-либо в оплате государственных служащих?

— Закон предусматривает повышение материальной заинтересованности
чиновников. И классный чин и денежное поощрение надо заработать. Сам
оклад большим не будет. Вся соль в надбавках: за выслугу лет, за особые
условия областной государственной службы, за работу с секретными
сведениями, премии за выполнение особо сложных и важных заданий,
ежемесячное денежное поощрение. Кроме того, предусмотрены
материальная помощь и единовременная выплата при предоставлении
оплачиваемого отпуска. Существенно и то, что сами оклады не могут
быть меньше окладов, установленных для соответствующих должностей
федеральных госслужащих.

Введена новая норма — служебное жилье для чиновников. Оно не
приватизируется и предоставляется служащему на время работы.

— Одним из обязательных ограничений старого закона был запрет
государственному чиновнику заниматься бизнесом или где-то
работать. Как обстоит дело с этим в новом законе?

— Государственному служащему разрешалось заниматься
преподавательской, научной или иной творческой деятельностью. Все
остальное запрещалось. Сейчас этого запрета практически нет. Чиновник
имеет право работать в другом месте, если нет конфликта интересов и
если он предварительно уведомил о своих намерениях нанимателя.
Запрет остался только на предпринимательскую деятельностью.

В законе появилось еще одно интересное положение. Государственный
служащий не в праве исполнять данные ему неправомочные поручения.

Изменен порядок приема на работу. Если раньше заключался трудовой
договор, то теперь будет составляться служебный контракт. Контракт
будет заключаться на определенный срок или бессрочно. Структура этого
документа прописана в федеральном законе. В нем много особенностей,
включая испытательный срок от трех месяцев до года.

— Вы сказали, что чиновник может не выполнять поручение, если оно
неправомерно? Что значит «неправомерно»?

— Мне тоже не все понятно в этой статье. Мы всегда исходили из
того, что руководитель — это более подготовленный специалист.
Если его указание под предлогом неправомерности не выполняется, то как
быть с исполнительской дисциплиной? Примечательно, что если
руководитель дал неправомерное указание, а подчиненный его выполнил,
то ответственность разделяют оба.

— Как вы оцениваете новый закон по сравнению с прежним? Стал ли
он более совершенным?

— Конечно, определенный шаг по совершенствованию системы
государственной службы сделан. В нем больше мотивации, больше
заинтересованности в профессиональном росте. Если человек чувствует,
что у него есть резервы для роста, он может сдать экзамен и пройти
аттестацию на более высокий класс. В этом случае его включат в резерв
на замещение более высокой должности. Этот механизм снимает
субъективизм в оценках. Ведь нередко человеку не дают расти
по службе не потому, что он слаб профессионально, а потому, что он
неудобен начальству. Успешных людей часто затирают.

[dme:cats/]

Но мы же понимаем, что как бы ни были хороши законы, их
эффективность зависит от людей. Закон не панацея от злоупотреблений.
Не менее важно осознание себя как государственного человека,
обязанного служить обществу без кумовства и сватовства. Формирование
такого человека — задача не только власти, но и всего общества. Процесс
очень непростой.

— Когда закон вступит в силу, Людмила Михайловна?

— Федеральный закон вступил в силу 1 февраля 2005г. Проект областного
закона будет приниматься в первом чтении 16 марта. Полагаю, что в
апреле мы примем его окончательно. В действие он должен вступить с 1
февраля 2005 г., одновременно с федеральным, с обратной силой.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры