издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Кому мешает правый руль

  • Автор: По материалам российских СМИ

Российские чиновники не оставляют намерений запретить использование праворульных автомобилей На состоявшейся недавно встрече с журналистами заместитель директора департамента промышленности Минпромэнерго Николай Сорокин сообщил, что министерство "изучает эффективность использования на территории нашей страны автомобилей с правым рулем". Сорокин тут же отметил, что запретов на их использование пока нет, и пояснил, что эффективность использования "праворуких" машин изучается с точки зрения соответствия действующим в России техническим требованиям. По словам Сорокина, "эта проблема есть и постоянно рассматривается". Несколько раньше на конференции института Адама Смита "Автомобильная промышленность в России" Николай Сорокин сообщил, что его ведомство собирается существенно повысить пошлины на ввоз подержанных иномарок старше пяти лет. Сейчас подобными запретительными пошлинами облагаются автомобили старше семи лет. Смысл снижения порога "возраста старого автомобиля" чиновник не пояснил.

Впрочем, и так понятно, что вся чехарда с «техническими регламентами»
и «плохими» шестилетними иномарками начинается в русле очередной кампании
по спасению отечественного автопрома вместе с его неповоротливой инфраструктурой
по изготовлению запчастей. Но чиновникам для спасения отечественных производителей
этого кажется мало. Вот они и подумывают о том, чтобы запретить «неправильные»
машины: опасные «праворульные» и «разваливающиеся» шести-семилетние.

Специалисты оценивают такие идеи категорично.
Завотделом стандартизации продукции
автомобилестроения НАМИ Вадим Федотов считает, что
«наш российский производитель пытается защититься от конкуренции не качеством,
а таможенными пошлинами и запретами на правый руль. Но это все — как
мертвому припарки».

Впрочем, реверанс у Минпромэнерго теперь получается не
только в сторону отечественного автопрома, но и к иностранцам — им дешевый
секонд хэнд из Японии также мешает продавать новые машины. Внакладе же
останутся опять только рядовые автомобилисты.

Для производителя массовых моделей практически
нет разницы, с какой стороны установить рулевую колонку, по стоимости они
получаются совершенно одинаковыми, и даже собираются право- и леворульные
машины на одной конвейерной нитке. Ставить же руль слева диктует здравый
экономический смысл: в ПДД оговорено движение по правой стороне дороги, и
никому не захочется за те же деньги покупать автомобиль с определенными
неудобствами. Единственное, чем праворульные машины не соответствуют
российским стандартам, — это фары. Из-за конструктивных особенностей
световых приборов праворульных машин получается, что в условиях
правостороннего движения фары ближнего света слепят встречных водителей, а
не освещают обочину дороги.

Но ГАИ не предъявляет претензий к таким машинам — во всяком случае, весь
Дальний Восток, включая и гаишников, передвигается по правой стороне,
слепя встречных. Или не обязательно слепя, потому что владельцы
праворульных машин давно научились переделывать фары. В августе 2000 года
пресс-служба ГУ ГИБДД МВД РФ опубликовала пресс-релиз, в котором
говорилось, что удельный вес иностранных автомобилей с
правым рулем в общем числе ДТП, совершенных всеми
иномарками, составляет более 30%. Правда, гаишники
забыли упомянуть, что, по данным того же ГИБДД, в России
машин с правым рулем зарегистрировано больше трети от
числа всех иномарок.

Пока в России нет ни одного закона, запрещающего производство, продажу или
эксплуатацию автомобилей с правым расположением руля. Но попытки изменить
ситуацию были. Правительство уже пыталось запретить праворульные
машины. В январе 1993 года Виктор Черномырдин подписал
постановление, запрещавшее эксплуатацию таких машин с 2001 года.
Правда, уже в апреле того же года Борис Ельцин это постановление
отменил. В августе 2002 года из
Минпромнауки в различные министерства и ведомства
поступил план мер по развитию отечественного автопрома,
предполагающих запретить с 2005 года ввоз иномарок с
правым рулем. Появление плана вызвало
не только массовые протесты автомобилистов, но и
повышенное внимание к этому вопросу депутатов Госдумы. В
декабре того же года в письме в Госдуму глава
Минпромнауки господин Клебанов заверил парламентариев, что его ведомство
против введения ограничений на использование автомобилей
с правым рулем.

Но сегодня в правительстве работают другие люди, и как будет развиваться
ситуация, покажет время.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры