издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Крест во имя спасения

Дорога человека к себе лежит через испытания. Порой через самые серьезные. Но как найти в этих испытаниях точку равновесия? Где в зыбком болоте современности твердая почва, встав на которую человек научается извлекать уроки из происходящего с ним? Одна из твердынь, пребывая в которой можно восходить по пути мудрости и человечности, -- православие. Тысячелетний опыт, вечные ценности, проповедуемые православной церковью, особенно актуальны и востребованы среди осужденных. В исправительной колонии N 4, которая находится в Плишкино, десять осужденных пожелали принять таинство крещения. Игумен Феофан, руководитель отдела Иркутской епархии по пастырскому окормлению заключенных, отправляется в ИК-4 проводить обряд.

— Окормление мест лишения свободы — одно из
приоритетных направлений для Русской православной
церкви, — рассказывает отец Феофан. — Не нужно
забывать, что эти люди выйдут на свободу. И самое
страшное, что мы становимся в некотором роде
соучастниками их преступлений. Сегодня уже в школах
дети используют уголовную лексику. «Ценности»
уголовного мира влияют на нас, молодежь рассуждает
понятиями преступного мира.

Ведь сейчас страха ни у кого нет. А человеку, который
обратился к Богу, стал православным христианином,
становятся понятны слова Спасителя, что за все
дела, за каждый поступок мы будем отвечать ценой
своей жизни, ценой царствия Божьего. Это способно
остановить перед совершением преступления.

В колонии в Плишкино пока нет храма, поэтому все
обряды и службы проходят в крошечной молельной
комнате. Алексей, церковный староста, собирает
будущих неофитов. Комнатка заполняется тюремными
робами. Тюремный колорит: на груди у каждого
— бэйджик с фотографией и номером отряда. Сегодня
православная община ИК-4 увеличится на десять
человек. Активных верующих в колонии около
сорока, крещеных — раза в два больше.
Администрация колонии заинтересована в том, чтобы
число православных среди осужденных увеличивалось.

— Церковь для колонии — необходимый институт, —
говорит Анатолий Чичигин, начальник ИК-4. — Мы будем
ее строить, и это не дань моде. Люди, которые веруют
в Бога и с почтением к нему относятся, с почтением
относятся и к закону. Значит, меньше будет
нарушителей и преступников. Анализ показывает:
те, кто посещает служения,
слушает батюшку, не числятся в нарушителях режима.

Перед таинством крещения необходимое условие —
прослушать проповедь. Отец Феофан объясняет смысл
обряда, чтобы человек понимал всю важность
совершаемого им мистического действа.

Православная традиция сравнивает жизнь с бушующим
морем, а церковь — с огромным кораблем. Те, кто
находится на корабле, имеют возможность спастись.
Кормчий (капитан) церкви-корабля — сам Иисус Христос.
Спасение человека заключается в принятии своим личным
спасителем Иисуса Христа и обретении царства Божия.
Непременное условие спасения — выполнять указания
Христа.

— Само по себе таинство крещения лишь дает
возможность спасения, — просвещает осужденных отец
Феофан. — Если человек до крещения был грешником и
преступником, то теперь он имеет возможность
очиститься. Почему? Потому что, находясь на корабле,
необходимо не только выполнять традиции и правила,
которые существуют на нем, но и переносить некоторые
трудности.

Отец Феофан прав. Нелегко человеку, укоренившемуся в
своих отвратительных привычках и качествах, вдруг
начать вести праведную жизнь — без сигарет, наркотиков,
алкоголя, без ежедневного унижения, а то и уничтожения себе
подобных. Потому что плохое всегда делать легче. А
проблемы проще «утопить» в стакане с водкой или
«растворить» в шприце с героином.

— Самое главное в крещении, — продолжает священник,
— взять крест и понести его, как понес Иисус. Он
пример для подражания.

Сейчас 98 процентов считают себя верующими, но эти же
98 процентов на практике отрицают Бога. Ведь что
такое вера в Бога? Вера — это когда человек борется с
грехами. Когда видит перед собой Бога и
понимает, что всякий грех удаляет его от Бога. И
говорить, что Иисус для меня личный спаситель, и
вместе с тем совершать грехи — прямое отвержение
Бога!

Первое и самое важное условие обряда крещения —
покаяние. Без покаяния нет веры, нет истинного
смирения и страха. Страха, который не позволит вновь
совершить преступление. В покаянии заключается
глубинный смысл очищения перед тем, как принять
таинство крещения.

— И не скрывайте, братья, за что вы сидите и какая у
вас ходка, — обращается отец Феофан к
новообращенным. — Мне знание о ваших статьях ни к
чему. Но когда люди, пожелавшие принять веру в Христа,
обратились к Павлу и спросили, что им нужно
для этого сделать, апостол ответил: «Покайтесь!»
Признайте и вы, что были не правы до этого момента.
Не правы в плохих поступках и делах, которые и привели вас сюда.

Далее по обряду каждый из присутствующих говорит, за
что он отбывает срок. Исправительная колония N 4 —
колония общего режима. Сидят здесь по так называемым
«легким статьям» и «статьям средней тяжести». Это
квартирные кражи, угон автотранспорта, нанесение
тяжких телесных повреждений. Немало здесь наркоманов.
Самому старшему из будущих христиан — 23 года. Только
один из присутствующих выбивается из общей массы
молодой поросли: ему 42 года. Поражает то, что у
всех принимающих крещение это не первое знакомство с Фемидой. Самому
молодому 18 лет, но он уже имеет четыре судимости. Он
типичный сын перестройки. Восемнадцатилетний парень
не умеет читать.

— Евангелие читал? — спрашивает отец Феофан.

— Нет, — слышим в ответ.

— Почему?

— Я не умею читать…

Неразумеющий грамоту отбывает срок за очередную кражу.

Основная проблема, по мнению отца Феофана, в вопросах
веры — это потребительское отношение к религии.
Именно поэтому православная церковь
своей целью ставит не просто крещение, но укрепление
неофитов в вере через познание православных традиций
и ценностей. И считает, что ни в коем случае нельзя привлекать людей в
церковь через подачки. Дабы не развивать и дальше
потребительства в людях.

Быстро проходит крещение водой, помазание елеем,
целование креста и клятва верности Иисусу Христу.
После обряда отец Феофан напутствует новообращенных:

— Все действия в церкви совершаются с молитвой. А
молитва — это беседа, общение с Богом. Поэтому всякий
верующий обязательно должен молиться,
и не только церковной молитвой, но и простыми
словами.

Тело человека — это храм Бога, потому нельзя его
уродовать татуировками. Если в прошлом вы по глупости
сделали татуировки, теперь больше не делайте. Крестик
нельзя с себя снимать. Это грех. Если потеряли, сразу
надо другой надеть.

Помните, что крещеный человек подобен воину. Воину,
который в суматохе битвы сохраняет спокойствие. Если
в тебе будет мир, то и вокруг тебя будет покой.
Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи.

Во всем есть промысел Божий. Просто так ничего не
совершается. Человек принимает таинство крещения и
верит в Божий промысел. На зону, не попадают
просто так. Пускай мне только не говорят, что
кто-то здесь без вины находится, и «сидит ни за что».
Так не бывает! Нести заслуженное наказание — это ваш крест.
Сказать, что он тяжелый вряд ли можно, потому что Бог
не дает человеку крест не под силу.

Помните, что вы покрестились не для галочки, не для
меня и не для отчета перед начальником. Вы
покрестились для того, чтобы, войдя в корабль
церковный, сохранить свое присутствие на этом корабле.

И живите всегда так, как говорил Христос: «Как вы
хотите, чтобы поступали с вами, так и поступайте с
другими!».

До запретной полосы нас провожает церковный староста
Алексей. Он рассуждает:

— Не может такого быть, что сидят ни за что. Батюшка
правильно замечал сегодня, что тюрьма для многих
спасительный крест. Неверующий человек, попав
сюда, переоценивает свою жизнь, свои поступки — и в
результате приходит к Богу. Мы должны
принять хорошее в себе.

— Отец Феофан, вы как-то отслеживаете судьбу ваших
прихожан после освобождения?

— Статистику я не веду принципиально. Потому что ее
можно использовать в рекламных целях, а православная
церковь чужда саморекламы. Пусть Господь судит наши
дела. Но судьбы некоторых я все-таки отслеживаю.
Бывший староста вот из этой четвертой колонии, когда
освободился, женился и уехал в Москву. Его жена
работает в одном из приходов Москвы. Он присылает
мне православную литературу. Получил уже три посылки
по 15 килограммов каждая. Это очень большое дело, ведь
сегодня одна книга стоит 200 рублей…

Вера, обретенная за колючей проволокой, помогает не свернуть
вновь на путь преступления. Ведь многие
преступления совершаются по гордыне. Если человека
нельзя смирить по-другому, значит, его можно смирить
только через тюрьму. Для многих существует из
жизненного тупика только два выхода — смерть или
тюрьма. А православие учит принимать тюрьму как испытание.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры