издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Двойной плакат

Создает ли праздничное настроение социальная реклама на улицах областного центра Близится юбилей Великой Победы. Иркутск украсился праздничными плакатами, флагами и баннерными растяжками. На центральных улицах появились щиты с социальной рекламой. Разработкой их содержания и размещением занималась администрация Иркутска. Как сообщил главный дизайнер города Александр Картопольцев, праздничное оформление уже почти завершено. В Иркутске еще неделю назад было установлено более 200 щитов 3 на 6 метров, 34 световых короба на старом Ангарском мосту, около 40 баннерных растяжек на улицах. Еще до начала мая в витринах магазинов, учреждениях социальной сферы, образования, здравоохранения и культуры были развешаны 1200 небольших праздничных плакатов.

Реклама — это то, что все мы запоминаем вольно или, чаще, невольно.
Тем выше должны быть требования к ее эстетическому и
стилистическому содержанию. К сожалению, взгляд на этот вопрос у
общества и самих рекламщиков, а также у тех, кто за эту рекламу
платит, очень часто не совпадает. Ну а так как общество у нас не
умеет и не хочет отстаивать свою точку зрения, побеждают обычно
последние. Происходит все строго по принципу «Кто платит, тот и
заказывает музыку». Нам всем остается эту музыку слушать, точнее,
глотать совершенно неудобоваримые рекламные ролики и слоганы.
Тем выше должны быть требования к рекламе социальной, тем более
когда она посвящена Дню Победы.

Честно говоря, от наружной рекламы к юбилею Победы можно было
ожидать большего. Например, довольно нелепо выглядит щит, где на
красном полотнище написано: «С праздником». Если постараться,
где-нибудь поблизости, например, через дорогу или среди щитов с
коммерческой рекламой, можно увидеть такие щиты: «Иркутяне»
или «60 лет Великой Победы». Собственно, плакат задуман как
триптих. Например, при въезде на Ангарский мост он висит на трех
щитах: «С праздником иркутяне 60 лет Великой Победы». Но
окончательно понятно, что имела в виду дизайнерская фантазия,
становится около железнодорожного вокзала. Там в единую полосу
выстроился десяток щитов, изображающих красное полотнище, а в
серединке — вышеупомянутый триптих.

Кстати, городские дизайнеры в этом случае не поставили запятую.
Когда плакат двойной, это хоть как-то оправданно, но когда тот же
самый слоган без запятой размещен на трамвае, уже режет глаз. Это
не единственный казус. На улице Гоголя висит растяжка на
строящемся здании «С днем Победы». Отсутствие восклицательного
знака — не единичный случай. Запятых тоже частенько не хватает. Но
уж о том, что в словосочетании «День Победы» оба слова пишутся с
большой буквы, знает каждый школьник. Уверения рекламщиков (см.
ниже) о том, что в рекламе не действуют некоторые законы русского
языка, в данном случае тоже не проходят. А для школьников реклама
— наглядное пособие по русскому языку, кто бы что ни говорил.
Малыши учатся читать сначала вывески и плакаты, а уже потом —
книжки. Язык, даже когда им говорит реклама, — зеркало нашего
внутреннего мира. Если деньги устанавливают в нем свои законы,
значит, мы признаем, что деньги в нашем мире — сильнее всего. И
учим этому своих детей. Так сказать, ужасное и загадочное
нейролингвистическое программирование в действии. В конце концов,
разве может истинно великая нация говорить о своей Победе корявым
языком с грамматическими ошибками?

Город решил выступить буфером между коммерческими
предприятиями и обществом и сделать всю компанию единообразной,
значит, он автоматически взял на себя ответственность и за
грамматические ошибки.

По улице Карла Маркса висят рядом баннерные растяжки «О
сибиряках могу сказать одно — настоящие воины. Г. Жуков»
от ОАО Компания «РУСИА
Петролеум» и «Наши воины-сибиряки с честью выполнили
свой патриотический долг. В. Якубовский»
от компании ТехноКом. Конечно, не Владимир Якубовский автор этих плакатов.
Неважно, проявили инициативу сами компании или администрация, в
любом случае получилось некрасиво. Извините, но у легендарного
маршала и мэра Иркутска разные весовые категории. И любой
чиновник должен знать, что подобные вещи дискредитируют, прежде
всего, личность руководителя. То есть хотели как лучше, а получилось
как всегда.

Главный архитектор города Евгений Третьяков:

«Щитовой рекламой занимался я лично, и могу оценить ее
качество очень высоко. Впервые городская администрация привлекла
на договорной основе группу независимых дизайнеров, которые и
занимались проектом оформления города. Растяжки и щиты размещал
город, а витрины и фасады зданий украшают сами предприятия по
единому образцу, разработанному при администрации. На все
оформление, включая шары и гирлянды, было выделено 1,5 миллиона
рублей. Гирлянды из флажков кое-где уже появились, а шарами
город украсится в самый последний момент. Все-таки они крайне
недолговечны».

Владимир Рак, художник, в 1985 году получил первое место по
городу за оформление Ленинского района к Дню Победы:

— Плакаты военной поры очень хорошие. Это и возвращение к
истории, и просто талантливые произведения. Все-таки в то время
умели делать такие вещи, да и отбор был очень жестким. К
сожалению, их мало. А вот современные разработки я бы назвал
неудачными. Довольно невразумительно смотрится плакат «С
праздником». Понятно, что задуман он как двойной. Но кое-где
размещен крайне неудачно. С одной стороны дороги — одна половинка,
с другой — вторая. Кто же будет вертеть головой в поисках второй
части? Тягостное впечатление остается от плаката с черной
женщиной, будто мы празднуем День Победы в последний раз.

Тамара ДРАНИЦА, искусствовед:

— Я могу сказать следующее. Мне понравились некоторые плакаты:
это прикуривающий солдат, женщина с цветком. А в целом сделано
недостаточно ярко, неубедительно, слабая дизайнерская проработка.
Зачастую щиты с социальной рекламой просто теряются на фоне
рекламы коммерческой. К сожалению, не отражена сущность Дня
Победы, все величие и драматизм праздника. Мне лично тема близка,
мой отец воевал, брал Кенигсберг.

Я считаю, не нужно было выдумывать велосипед. Достаточно взять
плакаты военной поры. В них такой накал эмоций, такая боль, что
лучше все равно уже не скажешь. Еще понравился образ русского
солдата на плакате «Дойдем до Берлина». Именно русского, а не
советского. Пора уже вспомнить о своей национальной гордости.

Николай САВИНОВ, директор Иркутского представительства
компании News — Outdoor (щитовая реклама):

— Я считаю, что рекламная кампания в этом году одна из самых
удачных и продвинутых. Во-первых, сама концепция. Она выдержана
в одном ключе, нет того разнобоя, что был год-два назад. Во-вторых,
украшать город начали за месяц до знаменательной даты, а не в форс-
мажорном режиме, как это у нас часто бывает. Содержание плакатов я
бы тоже назвал удачным. Прикуривающий солдат, девушка с
тюльпанами, триптих — все это ярко, красочно, зрелищно. Ну а что
касается пунктуации, то реклама — не учебник русского языка, она
строится прежде всего на законах визуального восприятия.

Наталья ЛИТАСОВА, педагог:

— Я бы сказала, город развернул широкую кампанию по празднованию
юбилея Победы. Первое впечатление от обилия рекламы в каждой
витрине было двойственным. Это похоже на какую-то рекламную
акцию, как будто о таких вещах нужно напоминать. Но, с другой
стороны, растет поколение, которое очень мало знает об этом
празднике, и, наверное, правда, ему нужно напоминать. Мне нравится,
что все плакаты и растяжки выдержаны в одном стиле, в этом
просматривается серьезный, даже государственный подход.
Вспоминаешь, что ты гражданин когда-то великой страны. Но
современные плакаты мне не понравились, какие-то они легковесные.
Можно было взять на вооружение лозунги и плакаты военной поры,
это было бы более стильно. Я уже не говорю о том, что это наша
история, наша боль. Кроме того, они несут огромный
воспитательно-патриотический заряд.

Если честно, многие социальной рекламы не замечают вообще, и
мыслей по ее поводу у людей не возникает. Когда их нет в Новый год
— ладно. Новый год — это праздник плоти. А День Победы — праздник
духа. И мысли возникать должны. Наверное, ни государство, ни
городская администрация не виноваты, если этих самых мыслей нет.
Но если уж размещена социальная реклама, хочется, чтобы в эти дни
она выполняла свое назначение — напоминала, будила, тревожила… И
не выглядела как галочка для отчета.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры