издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Коммунальное самосохранение

  • Автор: Наталья МИЧУРИНА, "Восточно-Сибирская правда"

На одном из местных форумов наткнулась на сообщение
иркутянина, возмущенного тоном обращения по
продлению договора на обслуживание жилья родным
ДЭЗом. Надо сказать, что индивидуальный выбор
организации для управления жилым фондом с
вступлением в силу нового Жилищного кодекса — а
произошло это 1 марта нынешнего года —
автоматически перешел в разряд коммунальных
атавизмов. Наш законодатель закрепил коллективный
подход к решению этого вопроса.

Что это значит? А вот что: на собрании жильцов
необходимо выбрать форму управления своим домом.
Возможно несколько вариантов проявления демократии в
этом вопросе. Возможно коллективное решение о
передаче заботы о доме товариществу собственников
жилья, которое будет управлять самостоятельно или
наймет кого-нибудь. Либо общее собрание жильцов
должно определиться с управляющей структурой.
Впрочем, если в течение года не будет принято
решение, то за жильцов это сделает муниципалитет.

Управление жильем должно стать бизнесом,
коммерческим предприятием менеджеров и
высококвалифицированных специалистов. Власти
самоустраняются от этого процесса. От того, какое
решение будет принято жильцами, зависит, как дом
будет жить. Это и было главной задачей нового
Жилищного кодекса, который сложил с государства в
лице федерального центра все коммунальные
обязательства перед гражданами и переадресовал их
непосредственно владельцу жилья. И отныне придется
забыть о том, что кто-то придет и проведет в доме
капитальный ремонт. Это забота собственника.

А этому самому собственнику дано право на ежегодном
собрании жителей выбирать управляющую компанию,
отказываться от ее услуг, сдавать свободные нежилые
помещения в аренду. Причем голосование проходит не
по количеству квартир, когда одна квартира — один
голос, а в зависимости от площади квартиры. Чем
габаритнее квартира, тем больше голосов. Важно, что
в собрании не участвуют жильцы неприватизированных
квартир, за них голосует представитель
муниципалитета.

На днях депутат Государственной Думы, член комиссии
по разработке жилищного законодательства Галина
Хованская высказалась относительно нового кодекса
таким образом. Государство, мол, за ваш дом больше
не отвечает. Течет крыша — это проблема жильцов
дома. Выберете хорошую компанию, она будет за вашей
крышей следить — проблем не будет.

Теоретически все понятно. А вот как практически
реализовать хотя бы одну из трех схем, не известно.
Сегодня среднестатистический собственник квартиры не
то что не знает, сколько в его доме квартир и какие
из них приватизированы, но и не ведает, как соседа
зовут. К тому же надо заставить людей привыкнуть к
мысли, что в зоне ответственности владельцев квартир
не только записанные в техпаспорте квадратные метры,
но еще и крыша, лестничные пролеты, лифт и все, что
во дворе, — скамейки, детские площадки.

Как мне кажется, к коммуникационным и
психологическим проблемам прибавятся еще и
технические. Для признания собрания жильцов дома
легитимным необходимо, чтобы в нем приняли участие
владельцы жилья, обладающие не менее 50%+1 голос.
Решение же будет принято только при условии, если за
него квалифицированное большинство. И как,
собственно, должно проводиться это собрание, уж не
в виде ли уличного митинга?

Старорежимные муниципальные жилищные конторы, хоть и
«крышуются» властями, лишь за редким исключением
могут честно конкурировать с рыночными компаниями по
управлению жилищным фондом, которые доказали, что
коммунальное хозяйство может быть эффективным. Надо
признать, что в связи с этим действия упомянутого
вначале ДЭЗа вполне согласуются с принципом
самосохранения.

Сегодня в Иркутской области из 32 млн. кв. м
муниципального жилья в управлении находится около 10
млн. кв. м. Безусловно, не везде и не всегда опыт
передачи жилья в управление бывает удачным. В
прошлом году, к примеру, в Ангарске муниципалитет за
ненадлежащее выполнение работ расторг договор
доверительного управления с одной из компаний. Но в
большинстве случаев от отлучения ДЭЗов от жилищного
фонда фонду становится лучше. В регионе три города
— Ангарск, Саянск, Шелехов — полностью передали
муниципальное жилье управляющим компаниям. А в
некоторых территориях области пошли еще дальше. В
Куйтунском районе практически все котельные переданы
в управление частникам, которые смогли провести без
сбоев отопительный сезон. Более того, собираемость
средств за предоставленные ими услуги была увеличена
с 50% до 90%. Вот такой опыт.

И порадоваться этому, конечно, стоит. Только смущает
одно обстоятельство. Проводя системные изменения в
управлении столь важной для всех коммуналки, власти,
как в случае с монетизацией, снова отмалчиваются,
сторонятся всяких разъяснений. Ведь население в
большинстве своем не читало Жилищный кодекс. И уж
точно не знает о том, какие управляющие компании
работают в регионе.

Большинство экспертов сходятся во мнении, что в
ближайшие годы никакие организационные решения по
управлению жилфондом собственниками приниматься не
будут. Отсутствие информации, пассивность населения,
а также его нежелание контролировать уходящие в счет
квартплаты деньги приведут к тому, что большая часть
жилищного фонда так и останется под контролем
чиновников. Как следствие, качество услуг не
улучшится, поскольку обслуживать дома в основном
будут старые ДЭЗы, переименованные в ООО или АО. Не
будет конкуренции, будут высокие цены, выгодные
карманным фирмам. И еще одна реформа будет
дискредитирована.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры