издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Поющие... пальцами

На днях из Москвы возвратился танцевальный коллектив "Грация" Иркутского ДК им. Горького областного отделения ВОГ (Всероссийского общества глухих). Иркутяне выступали на заключительном концерте лауреатов Всероссийского конкурса художественной самодеятельности среди глухих. Конкурс проходил в конце 2004 г. в Челябинске. Наши земляки там как раз и отличились. А в Первопрестольной они показывали свое мастерство делегатам 20-го съезда ВОГ и заслужили гром аплодисментов.

Под крышей ДК им. Горького, выполняющего
роль областного культурного центра для инвалидов по
слуху, работают и другие самодеятельные группы —
ансамбль жестового пения, народный театр «Контакт», кружок
клоунады.

Время от времени я бываю здесь — в кругу глухих
танцоров и певцов… Там особый мир, своя особая
жизнь, о которой здоровые люди порой мало что знают.

Талант виден сразу

Ване Ширяеву сейчас 20 лет. Пришел он в ДК как
обычный зритель четыре года назад. Сидел в зале и
внимательно наблюдал за тем, что происходило на
сцене. Руководитель «Грации» хореограф Ирина Иванова
поначалу не обратила на 16-летнего парнишку внимания.
Потом заметила, как пристально и зачарованно он
смотрит на танцоров, на то, как она репетирует с
ними, «зажигает» их собственным примером, жестами и,
подтанцовывая, «пересказывает» слова песни, передает
ее энергетику.

В сущности, Ирина была тут сама первым артистом. На
репетициях с нее обычно все и начинается. И от нее
зависит. Она, как чапаевский боец, работает по
принципу делай, как я. Это нечто совсем другое, чем
у обычных хореографов в обычных самодеятельных
коллективах. Глухие артисты буквально все — и текст,
и музыку — воспринимают только через нее. Через
показанное ею. Правда, потом добавляют что-то свое,
индивидуальное, творчески все осмысливают.

Увидев в зале Ваню в четвертый раз, Ирина подсела к
нему, спросила — голосом и жестами:

— Нравится?

Ваня — он чуть-чуть слышит и немножко говорит — ответил:

— Да.

— Хочешь сам попробовать танцевать?

Парнишка согласно закивал головой. Он был довольно
симпатичный, хорошо сложен, но стеснительный и
неразговорчивый. Однако на сцену вышел смело.
Хореограф показала ему несколько несложных
танцевальных движений. Ваня их легко выполнил. Тогда
она усложнила задачу. Парнишка и на этот раз все
запомнил, повторил. Ирина сразу почувствовала в нем
талант. Похвасталась после репетиции работникам ДК:

— У меня в танцевальной группе появился вот такой
способный мальчик! — и показала большой палец.

Так Ваня Ширяев стал артистом. Ездит по стране с
концертами. Вернувшись только что из столицы с
другими участниками «Грации», сказал:

— Рад, что побывал в Москве. Там все по-крупному…
Собрались самые лучшие танцевальные группы страны.
Мы, сибиряки, не ударили в грязь лицом. «Грация»
выступила успешно.

Ваня еще и староста в своем коллективе. То есть
фактически заместитель Ирины, ее правая рука. Работает
он мастером по пошиву на фабрике
социально-реабилитационного центра Иркутского
регионального отделения ВОГ. Начальник цеха Тамара
Яворская им довольна.

Страсть к искусству у глухих не меньшая, чем у нас,
слышащих. А оно, как известно, требует жертв. И
глухие приносят в жертву свое время. Ездят в
Иркутский ДК им. Горького из ближайших городов и
поселков на репетиции по нескольку раз в неделю.
Некоторые — вместе со своими чадами. Приобщают их к
искусству с детства. Для глухих это едва ли не
единственная возможность пообщаться с себе подобными,
раскрепоститься, поговорить «за жизнь». Ведь среди
обычных людей они чувствуют себя не всегда уютно. Не
понимают нас (как, соответственно, и мы их). От этого
очень страдают. Становятся порой замкнутыми. Уходят в
себя. Хотя многие умеют читать по губам. Это правда.

Есть стойкое мнение: если Бог обидел человека в
чем-то одном, то непременно воздаст в другом…

Глухие поют свои песни жестами. Их пение так и
называется — жестовое. Для слышащих это просто
пантомима, экспрессивный танец. Но они вот так поют.
Включают магнитофон с песнями, скажем, Филиппа
Киркорова, Олега Газманова, Надежды Кадышевой. Слов и
музыки, ясное дело, не слышат. Звуки им пальцами,
как я уже сказал, воспроизводит худрук.

Танцы и жестовое пение у глухих артистов тесно
взаимосвязаны. Дополняют и обогащают друг друга.
Поэтому почти все в хореографическом коллективе
являются одновременно участниками ансамбля жестового
пения. И наоборот. В том числе и Ваня Ширяев.

Яблоко упало рядом

Ирина Иванова пришла работать в ДК почти со школьной
скамьи. Как и ее мать, Галина Иванова, директор ДК,
заслуженный работник культуры РФ, руководитель
ансамбля жестового пения. Она занимается с глухими
самодеятельными артистами вот уже 35 лет. Начинала
сурдопереводчиком. Была культорганизатором, худруком.

Ирина, сколько себя помнит, все время проводила
рядом с матерью. Приобщалась. Училась. Сомневалась,
надо ли ей связывать свою судьбу с глухими. Умом
понимала, что молодой, обаятельной, амбициозной
девушке лучше бы пойти трудиться в «нормальный»
коллектив. Выбрать «нормальную» профессию. Но…
сказались, видно, родительские гены. Говорит: «Тянет
меня сюда, как магнитом. Без своих артистов я уже,
наверное, жить не смогу».

За долгие годы журналистской работы мне встречалось
немало различных династий. В советское время их было
значительно больше. О них с охотой писали в газетах,
рассказывали по телевидению. Сейчас как-то подзабыли.
А зря. Когда дети идут по стопам родителей — это
хорошо. Потому что накопленный старшим поколением
богатый опыт и тончайшие профессиональные навыки,
секреты не теряются, а передаются по прямой — из рук
в руки — молодому поколению. Такая эстафета
преемственности если и не самая надежная, зато самая
эффективная.

Я побывал на одной репетиции Ирины Ивановой.

… Вот она включила магнитофон. Постояла с минуту,
чуть задумавшись. Встрепенулась, оживилась вмиг.
Сказала громко:

— Таня, начали!

Таня Гриценко, мать четверых детей, легко взбегает на
сцену. Ирина «пропевает» ей песню популярного актера.
Отходит в глубь зала и режиссирует. Передает жестами
слова, танцует, вальсирует. Таня повторяет все ее
движения. Но делает это по-своему.
Добавляет в песню личное понимание. Это
и понятно: на сцене она почти 25 лет. У нее есть
собственное «я». В октябре готовит сольный
концерт-бенефис.

Таню Гриценко сменяет на сцене Оля Литовченко,
которая танцует и поет, как всегда, ярко, зажигательно.
О таких говорят: «Душу отводит». Глухие действительно
поют душой. А чем, собственно, еще им передать свои
чувства, если нет голоса?

Дальше хореограф репетирует с Ирой Сапожниковой —
руководителем шелеховской первичной инвалидной организации глухих,
затем с Мариной Ивановой (однофамилица). Потом
они все вместе исполняют «Песню о хорошем настроении»
из кинофильма «Карнавальная ночь».

«Звездная» семейка

Красавица Оля
Литовченко родилась артисткой. С малых лет танцует и
поет. По определению мужа, работника иркутского
авиазавода, «изображает». «Изображают» и их две
дочери, участвуют с мамой, солисткой ансамбля
жестового пения, почти наравне. В общем, «звездная» семейка.

Ее глава полностью глухой. Оля немного слышит (с
аппаратом) и немного говорит. А дети — нормальные.
Живут все в Усолье, откуда ездят в областной центр и
на работу, и на занятия художественной
самодеятельности.

В ДК говорят: Оля очень талантливая. «Если бы не
глухота, наверняка стала комедийной актрисой». У нее
все — с юмором, шутками. Искрометная и неисправимая
фантазерка. «На сцене не поет, а фантазирует».
Отступает от общепринятого, все время предлагает
что-нибудь неожиданное, неординарное. «Идеи из нее
прут, как из квашни тесто». Зрителей восхищает ее
пластичность, мягкость движений.

Оля работала в Усолье швеей на местной фабрике. Но
при вхождении в наш дикий рынок предприятие
разорилось. Оля попробовала себя в торговле. Однако
поняла, что это ей не по душе. Душа у нее уже давно
лежала к актерскому ремеслу. И она с головой ушла в
него.

Осенью 2001 г. приезжала по обмену опытом делегация
австрийцев, представляющая свои инвалидные
общественные организации. Иркутяне встретили гостей
большим концертом. Оля была в ударе. И другие —
тоже. Не каждый ведь день приходится показывать
мастерство заграничным гостям.

Благодарные австрийцы, уехав домой, не забыли далекий
сибирский город. Прислали нашим глухим самодеятельным
артистам в дар три десятка импортных слуховых
аппаратов. Оля Литовченко радовалась удаче
несказанно, потому что слышать стала с помощью этого
нехитрого заграничного приспособления значительно лучше.
Окунулась в актерское дело еще с большей
энергией. В конце концов ее решили пригласить в ДК на
постоянную работу — культорганизатором. В проведении
конкурсов, игр и других массовых мероприятий ей
теперь нет равных.

Вместе с Ирой Сапожниковой и Мариной Ивановой
поступила в один из московских вузов, закончила уже
два курса.

Старшая дочь супругов Литовченко, 16-летняя Настя,
активно помогает матери проводить культурно-массовые
мероприятия. Делает сурдоперевод, выступая этаким
связующим звеном между Олей и залом. Занимается также
сама в ансамбле жестового пения.

Зрители охотно идут на Олю Литовченко. Она собирает
во время своих представлений много народу. Приходят и
вполне здоровые люди из окрестных мест. Прежде
нередко все было наоборот. Слышащие
массовики-затейники «рулили» в полупустом зале, а
глухие (для которых как раз все эти действа и
предназначались) сидели… в баре. Им было
неинтересно, ибо культорганизаторы не понимали их
душу, психологию, менталитет. А Оля понимает. Как
глухая глухих.

Себя показать и страну посмотреть

Председатель областного отделения ВОГ Леонид
Магальников любит своих артистов. Помогает им
всемерно. Он один из старейших и самых опытных в
России руководителей региональных организаций ВОГ.
Умеет ладить с вышестоящими. Умеет слушать и понимать
рядовых. Умеет находить средства и экономно, с
пользой для инвалидов их тратить. Без его пробивной
энергии, равно как и без серьезной финансовой подпитки
со стороны областной администрации, вряд ли удалось
бы иркутским неслышащим артистам поездить по стране и
миру. Вот российские города, где они выступали с
концертами: Зима, Братск, Улан-Удэ, Красноярск, Омск,
Новосибирск, Челябинск, Кемерово, Владивосток,
Санкт-Петербург, Москва. Побывали и за границей — в
Монголии, Венгрии, Болгарии, Германии.

Привозят домой призы и дипломы победителей. В 2001 г.
в Красноярске на первом Сибирском конкурсе жестовой
песни обошли всех. Их ансамбль занял 1-е место, а
солист Сергей Перевалов был удостоен самой высокой
награды — Гран-при. Сейчас Сергей готовится принять
участие в V международном фестивале жестового
пения, который состоится в сентябре этого года в
столице Белоруссии Минске.

Будет он там исполнять свой коронный номер — песню
Валерия Леонтьева «Августин», которая не раз
приносила ему успех, или подготовит что-то
новенькое, обладатель Гран-при рассказывать не стал.
Сказал: «Это секрет». Но пожаловался, что импортный
слуховой аппарат, который ему (как и Оле Литовченко)
подарили австрийцы, вышел из строя. Теперь лучший в
Сибири артист, поющий пальцами, в растерянности. Без
аппарата он ничего не слышит. В ДК всерьез опасаются,
что блестящая сценическая карьера рабочего парня
(Сергей трудится слесарем-ремонтником на одном из
промышленных предприятий) может по этой причине если
и не прерваться на время, то сильно пострадать.

Предлагают ему отечественные.

— Я с ними ничего не слышу. Ничего! — восклицает
Сергей. — Не знаю, как быть. Наши неслышащие
после импортных слуховых аппаратов (кому посчастливилось
такие поносить) не хотят переходить на российские. Мы,
конечно, патриоты своей страны. Но это, примерно, то
же самое, что после южнокорейского телевизора
«Самсунг» или японского «Панасоник» смотреть нынешний
российский «Рубин» или «Авест». В наших слуховых
аппаратах нет той чистоты восприятия звука, что в
заграничных. Шумы, потрескивания и т.д. В общем,
замучаешься.

Ситуацию усугубляет и то обстоятельство, что слуховых
аппаратов на всех элементарно не хватает. Даже отечественных.
Большие очереди на их получение. Сама процедура сбора
социально-медицинских документов излишне усложнена,
забюрократизирована. С 1 января 2005 г. выдача бесплатных
аппаратов передана от органов соцзащиты в соцстрах,
но кардинальных изменений в решении этой застарелой
проблемы пока не наступило.

Глухие артисты надеются на чудо. Они, конечно,
люди не наивные, понимают реальное положение дел.
Просто от этого маленького аппаратика зависит их
дальнейшая жизнь. Творческая, без которой они себя
уже не мыслят. Да и просто жизнь.

Р.S. В Прибайкалье (включая УОБАО) постоянно
увеличивается число инвалидов, сегодня это
уже 198 тыс. В России — 10 млн. (14,5% от
численности всего населения). Даже не специалисту
ясно: такое большое количество людей не может (и не
должно!) быть выключено из общественной и культурной
жизни. Это было бы неправильно, несправедливо, не
по-людски. Все государственные структуры обязаны им
помогать. Всем вместе и каждому в отдельности. Это и
будет означать на практике выполнение социальной
задачи, поставленной президентом РФ Владимиром
Путиным, — дойти до каждого человека, работать с
каждым индивидуально.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры