издательская группа
Восточно-Сибирская правда

"Балованные" лекарства

  • Автор: Александр ЛИНЬКОВ, "Парламентская газета"

Среди гостинцев, что собирал я в столичном супермаркете для бабы Мани, живущей в далекой деревеньке Владимирской области, была и упаковка сметаны. Уже по приезде, за обеденным столом довелось впервые услышать новое для себя определение. Взяв красиво сделанную упаковку, баба Маня чуть поддела ложкой сметану и отправила ее в рот на пробу.

— Балованная сметана-то, ой балованная, — изрекла
она через минуту-другую.

— Это как — балованная? — не понял я.

— Это по-нашему, по-деревенски. Не настоящая, значит.
Вам, городским, намешают не поймешь что, напишут
«сметана», а вы и верите…

Тут с бабулей трудно не согласиться — в написанное
верим, зачастую не подозревая, что перед нами чистой
воды подделка. Увы, наблюдаются они и в такой сфере,
как производство лекарств. Скажем сразу, явление это
далеко не новое. Упоминание о фальсифицированных
лекарствах встречается в документах, датируемых IV
веком до нашей эры. Сегодня же, по оценкам ВОЗ,
примерно десять процентов — а это около 21 миллиарда
долларов США — мирового оборота фармацевтической
промышленности основано на продаже фальсифицированных
препаратов. Партии подделок постоянно появляются в
самых различных уголках матушки Земли. Что такое
фальсифицированные препараты? В формулировке ВОЗ это
звучит так: «Фальсифицированным считается любой
фармацевтический препарат, информация о котором,
изложенная на этикетке, является умышленно вводящей в
заблуждение относительно идентификации или
происхождения препарата. К фальсифицированным могут
относиться препараты с правильным или неправильным
составом, без активного ингредиента, с недостаточным
количеством активного ингредиента или с фальшивой
упаковкой».

Россия — не исключение из мирового процесса. Объем фальсифицированных лекарственных средств в стране
растет. «Стоимость поступивших в обращение фальсифицированных или контрафактных лекарственных препаратов
в 2004 году, по данным некоторых экспертов, составила
порядка 110 миллионов долларов США, — говорит первый
заместитель председателя Комитета Госдумы по охране
здоровья Александр Чухраев. — Аналогичная ситуация и с
ввозом субстанций. Как результат — постоянная криминализация данного сектора рынка». Здесь стоит сказать, что
отечественная фармацевтическая промышленность ныне
полностью зависит от зарубежных поставок, поскольку 98
процентов лекарственных средств изготавливается из импортных субстанций. Но как они завозятся, мало кто знает,
поскольку контроля за данным процессом почти никакого.

С этой сложившейся ситуацией решили разобраться
законодатели. Группа депутатов и сенаторов
подготовила ряд поправок в закон о лекарственных
препаратах. «Предлагается, чтобы закупка лекарств и
субстанций производилась либо непосредственно у
производителя лекарств, либо у фирмы, уполномоченной
производителем, — разъясняет новации один из авторов
законопроекта депутат Андрей Макаров. — За качество
лекарств всегда отвечает производитель. Таким
образом, мы одновременно решаем две проблемы — это
подлинность лекарств, которые приходят на наш рынок,
и отсечение большинства посредников, которых
государство не в состоянии проконтролировать. Нам
кажется, что это один из самых важных вопросов».

Одновременно решается и вопрос регулирования цены.
Увы, сегодня у государства руки до этого не доходят.
«Казалось бы, существуют размеры предельных надбавок.
А значит, механизм должен работать. Но почему же он
не работает? — задается вопросом Андрей Макаров. И
сам же на него отвечает: — Да по одной простой
причине — у нас нет понятия отпускной цены
производителя. Вот какая есть, такая есть — государство этот вопрос не регулирует совершенно».

Авторы же законопроекта предлагают ввести отпускную
цену производителя. То есть пусть он сам при
регистрации лекарственного средства поставит свою
отпускную цену. Тогда можно будет точно знать, какие
надбавки могут быть у компании, которая реализует эти
лекарства. Государство же возьмет этот процесс под
свой контроль. Если же производитель намерен изменить
цену, то ему придется выходить в государственный
орган и перерегистрировать ту заявку, которую он
сделал. Стоит отметить, что на мировом рынке лекарств
довольно жесткая конкуренция и ставка на повышение
цен — не самый лучший способ в борьбе за выживание
той или иной компании. Со своей стороны, государство
опять же получает возможность покупать лекарства по
наиболее выгодной цене.

Данная инициатива нашла положительный отклик в
профильном думском Комитете по охране здоровья. Как
считает первый заместитель председателя комитета
Александр Чухраев, борьба с нестабильностью и
неконтролируемым ростом цен на лекарственные
препараты, несомненно, положительное качество данного
законопроекта. «С принятием 122-го закона о
монетизации льгот регуляторные механизмы на
установление цены лекарственных препаратов, к
сожалению, были сняты, хотя во всем мире те или иные
регуляторы на этот сектор рынка действуют, и
действуют довольно жестко, — отмечает он,
подчеркивая при этом и еще одно достоинство
законопроекта. — Есть еще одна проблема, которую
данный закон должен решить, — это разнузданная и
неконтролируемая реклама лекарственных средств,
направленная на получение сверхприбыли, а не на
заботу о здоровье граждан».

Правда, при этом в Комитете по охране здоровья с
горечью констатируют: сегодня сектор лекарственного
обеспечения, к сожалению, имеет столько проблем, что
данный документ не решает и малой толики их. Тем не
менее один из шагов в этом направлении сделан.
Законопроект в первом чтении принят. Скорее всего, на
осенней сессии он пройдет и следующие процедуры,
чтобы окончательно стать законодательным актом. А
значит, «балованных» лекарств, когда вместо таблеток
аспирина в красивой упаковке, грубо говоря,
обыкновенный мел, на рынке должно стать куда меньше.
Правда, это в теории, тогда как на практике давно
известно: у нас куда как сильно развита способность
не очень-то и соблюдать любые законы.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры