издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Не надейтесь на "авось"

Пожар в селе Оёк, где, напомним, огнём был почти полностью уничтожен храм Успения Божьей Матери, не только наделал много шума в областных средствах массовой информации, но и лишний раз показал состояние противопожарных служб региона. А состояние это, по мнению первого заместителя начальника ГУ МЧС России по Иркутской области (по ГПС) Станислава Омельянчика, на сегодняшний день оставляет желать лучшего.

— О чём можно говорить, если в 788 сельских населённых пунктах полностью отсутствует пожарная охрана? В 660 нет связи, а в 49 отсутствуют подъездные пути (сообщение с ними осуществляется только воздушным или водным транспортом). Наиболее слабо защищёнными в оперативном отношении являются Качугский, Черемховский, Заларинский, Тулунский, Иркутский районы. Здесь неприкрытыми в плане пожарной безопасности остаются более 80% деревень и посёлков. Кстати, а вы знаете, что, по статистике, у нас в области не тушится каждый пятнадцатый пожар? Пожарные просто не могут или не успевают приехать.

— Конечно, маленькой деревушке свою пожарную часть не потянуть, но ведь тот же Оёк — это село, в котором проживает более трёх с половиной тысяч человек. Почему здесь-то отсутствуют пожарно-спасательные подразделения? Наверняка при своевременной помощи церковь можно было спасти.

— Существовавшую в Оёке добровольную пожарную команду не так давно ликвидировали по финансовым соображениям. У нас, кстати, в таком же положении находятся (не имеют пожарных частей) 23 села и посёлка с населением в тысячу человек и более. А девять из них не входят в нормативный радиус выезда пожарных подразделений. То есть ни при каких обстоятельствах пожарные не приедут сюда в нормативные сроки. Самым крупным в этом списке является посёлок Марково с численностью населения почти семь тысяч человек, а самым удалённым — село Онот Черемховского района (1018 жителей), находящееся в 68 километрах от ближайшей пожарной части. Даже при идеальном состоянии дороги (а у нас таких, как мы знаем, не бывает) это почти час езды. О какой своевременной помощи можно говорить!

— Известно, что первыми на пожар в Оёке приехали специалисты из Хомутово, однако помочь по большому счёту они не смогли. Причина — плохая техническая оснащённость. Отсутствовали комплекты газодымозащиты, ту же пожарную лестницу пришлось гнать из Иркутска…

— Материальное и техническое состояние пожарных частей — это ещё одна наша беда. В области функционирует 407 добровольных и ведомственных пожарных формирований. На их вооружении имеется 322 единицы основной, 208 — приспособленной техники, а также 40 мотопомп. В большинстве своём состояние техники не выдерживает никакой критики. Большая проблема — отсутствие горюче-смазочных материалов. Приведу по этому случаю один пример: в Заларинском районе из 16 зарегистрированных формирований реально привлечь к тушению пожара можно только четыре. Как было правильно отмечено, сложная у нас ситуация и с автолестницами. Их на вооружении не имеют не только отдельные подразделения, но и целые населённые пункты.

— Неужели руководители администраций населённых пунктов, где отсутствует должная пожарная охрана, не понимают, что такая жизнь подобна жизни на пороховой бочке? Они ведь и сами живут в этих сёлах, посёлках, деревнях, так что беда может прийти и в их дом.

— Все надеются на русский «авось». Многие сетуют на нехватку денежных средств, забывая при этом, что ущерб от иного пожара заметно превышает средства, необходимые для содержания в данном населённом пункте пусть и небольшой, но хорошо оснащённой в техническом плане пожарной команды. Впрочем, у нас не только созидать не хотят, но и пытаются сломать то, что было создано ранее. Так, в Киренском районе сократили сразу три ведомственные команды, в результате значительно ослабла пожарная безопасность 13 населённых пунктов, в которых проживает более 11 тысяч человек. Это 1327 жилых домов, 3 школы, 4 детсада и множество других социально значимых объектов. Представьте на минуту, что все эти объекты посреди зимы вдруг остались бы без тепла — сколько было бы шуму. А убрали пожарных, и всё спокойно.

— Но не всё же так плохо. Какие-то положительные моменты в работе над улучшением противопожарной безопасности Приангарья, наверное, тоже существуют?

— Главному управлению МЧС России по Иркутской области совместно с руководством административных образований на данном этапе предстоит серьёзная работа по реализации Федерального закона 131, согласно которому органы местного самоуправления любого поселения на территории РФ должны в границах этого самого поселения участвовать в предупреждении и ликвидации последствий ЧС, обеспечивать первичные меры пожарной безопасности, а также создавать, содержать и организовывать деятельность аварийно-спасательных формирований.

Со своей стороны мы готовы помочь в плане обучения специалистов, их стажировки в частях МЧС. Нами уже разработаны и направлены в подразделения области методические рекомендации по созданию пожарных команд, а также программа подготовки пожарных к ведению боевых действий, направленных на ликвидацию пожара. Под патронажем МЧС проведены учебно-тренировочные смотры добровольных пожарных дружин и первенство среди этих подразделений по пожарно-прикладному спорту. На самом высоком уровне решается вопрос о техническом оснащении пожарных команд. За прошедший год на территории Иркутской области создано 8 добровольных пожарных формирований. Капля в море, конечно, но, я думаю, это только начало.

Беседовал Андрей СЕМАКИН

На снимке: Станислав Омельянчик

Фото Александра ВОРОНИНА

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры