издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Национальный молочный проект

  • Автор: Виктория ЛЯХОВЕЦ

Вы, знаете, что такое "Школьное молоко"? Скорее всего, нет. Мы о нём расскажем, но чуть позже.

А знаете ли вы, что только четверть наших детей едят пищу два раза в день? И дело не только в том, что воспитанное на покемонах поколение перебивает аппетит пресловутыми чипсами и колой. Просто мамы и папы мало получают денег. Совсем мало. По официальным данным, средняя зарплата в России — чуть больше 8 тысяч рублей. И это среднее, кто не понял, выводится и из доходов чукотского губернатора, и из зарплаты ивановской медсестры.

Сразу после Великой Отечественной войны в голодный 1946 год в наших школах бесплатно выдавались булочки. Причём дочерям и сыновьям не вернувшихся с войны героев порция полагалась двойная. К чему я об этом? А к тому, что моя мама вспоминала об этих булочках всю жизнь. Росла она в небольшом сибирском городе, ребёнком была болезненным и имела старую бабушку, маму, работницу меланжевого комбината, и похоронку на отца, которого даже не помнила. И эта дополнительная булочка очень кстати была. Кто не голодал, наверное, не поймёт.

Сейчас, конечно, не война. Да и проблема школьного питания — парадоксально двойственная. С одной стороны, действительно, в России подавляющее число семей питается по принципу «С голоду не умрём: макарон в доме полно». С другой — газированная и фритюрная гадость, поглощаемая детьми в неограниченных масштабах. Обе крайности не способствуют здоровью будущего нации. А ещё Конфуций говорил: «Кто не задумывается о далёких трудностях, тот непременно столкнётся с близкими неприятностями». Забыв о необходимости здорового питания детей, мы уже сегодня получили ослабленное и больное поколение. А что происходит в мире? С того же 1946 года и до наших дней во многих школах стран Западной Европы, Америки и Азии обязателен стакан бесплатного молока. Причём речь идёт не только об экологически благополучных странах, но и о странах третьего мира.

Стакан молока

Это единственный продукт, предназначенный для полноценного питания людей с первых минут жизни. Можно с полным основанием утверждать, что ничего более совершенного природой не создано, а коль так, то именно этот продукт должен быть в основе питания молодого поколения.

Прежде всего это 15 витаминов и 20 разнообразных минеральных веществ. И главное — это, конечно, соли кальция. Вы, к примеру, в курсе, что ребёнок с 6 до 12 лет должен получать более 1 кг кальция? Иначе — кости слабые, рост маленький, а старость не обойдётся без страшного слова «остеопороз». Так вот учёные подсчитали, что всего лишь один стакан молока содержит половину суточной нормы этого самого кальция. К тому же там есть ещё молочный сахар, или лактоза, которую детский организм усваивает на 98%. А молочный сахар — такой источник энергии, что физика с астрономией пролетят как прекрасная сказка.

Всё это уже давно доказано наукой. Лечили молоком и молочными продуктами даже от туберкулёза и сердечных недугов. И в Древнем Египте при Тутанхамоне лечили, и в России при Петре I, и позже.

И вот эти в общем-то простые истины поняли уже во многих странах, а не только в правильных во всех смыслах Швеции или Финляндии. Существует даже целая программа «Школьное молоко», которая с некоторыми нюансами работает в более чем 45 странах — от Португалии до Японии.

А что у нас?

А у нас… падает производство молока. За последние 15 лет его потребление снизилось почти в два раза. Опять же упираемся в финансовую проблему. Но даже если родители в состоянии «отстёгивать» своему чаду некую сумму на питание в школе, где гарантия, что отпрыск потратит её на котлету, а тем более «малышовое» молоко, когда рядом лежит такой взрослый и заманчивый «сникерс»?

Да, к здоровой пище детей надо приучать. Это понимают даже в суперблагополучных США или Норвегии, где молоко высокого качества — давно неотъемлемая часть школьного бытия. И в других странах много всего разного придумывают, чтобы «скучное» молоко стало интересным: и специальные молочные жетоны, и соревнования по сбору использованных пакетов, и автоматы с молоком в учебных заведениях устанавливаются (из автомата оно кажется продуктом из «настоящей», то есть взрослой, жизни).

Не сказать, что мы совсем уж отмахиваемся от проблемы, но благие порывы в России остаются только порывами, если не подкреплены законодательными актами. Здоровое школьное питание находится в ведении или, если хотите, на балансе местного бюджета. И здесь начинаются проблемы. И не из-за того, что все местные власти такие жадные, а опять же от нищеты: дыры местные надо как-то прикрывать, вот и выбираются самые необходимые. Где уж тут до какого-то стакана молока.

Кстати, о деньгах. Программа «Школьное молоко» не так проста, как кажется на первый взгляд. Её особенность в том, что она стимулирует развитие всей цепочки молочной отрасли. Регулярные поставки в школу нацелены не только на улучшение здоровья детей, но и на поддержку молочных хозяйств, так как школьное молоко создаёт стабильный дополнительный рынок сбыта молочной продукции. В свою очередь формирование потребительского рынка и использование передовых технологий создают предпосылки для инвестиций в животноводство, оборудование для переработки и упрощают расходы на распространение. Долгосрочные социально-экономические дивиденды в области здравоохранения и сельского хозяйства очевидны. Ну, чем не готовый, приоритетный, национальный проект?

В Евросоюзе существуют специальные субсидии для подобных проектов. Но не будем о благополучной во всех отношениях Европе. В Иране, где, кстати, тоже есть нефть и газ, программа «Школьное молоко» проводится с истинно государственным размахом. Правительство Ирана инициировало, контролирует и полностью финансирует программу, в которой принимает участие более 10 миллионов детишек.

Про волю и высокий градус

Технологическая основа «Школьного молока» — УВТ-молоко, обработанное при ультравысокой температуре (135 — 140 град. С) с выдержкой всего в несколько секунд. Этот процесс позволяет увеличить срок хранения молока в современной асептической упаковке до 120 дней без использования консервантов. При этом вкусовые и питательные характеристики молока сохраняются. Удобно в наших условиях. Так вот, этот замечательный продукт, разлитый в порционные (200 мл) пакетики с соломкой, которые намного гигиеничнее и удобнее того самого «стакана с пенкой», способен решить многие детские и недетские проблемы.

Мы обратились к очень уважаемому эксперту — директору НИИ молочной промышленности Владимиру Харитонову.

— И всё-таки, Владимир Дмитриевич, стоит ли возводить молоко на пьедестал национальных приоритетов?

— Безусловно! Ведь среди главных направлений, обозначенных нашим президентом, яи образование, и здравоохранение, и сельское хозяйство. Иногда голос «пророков в своём отечестве» не слышат. Рекомендую в таком случае взглянуть хотя бы на соседний Китай. Страна традиционно не молочная, она с недавних пор поражает весь мир темпами развития молочной отрасли. И всемирный конгресс по «Школьному молоку» в этом году проводился в Китае.

— Чего же, на ваш взгляд, не хватает, чтобы наконец у нас заработала эта программа бесплатного стакана молока? Молока, технологий, денег?

— Проект национального масштаба — как раз тот локомотив, который может вытащить отстающее звено. Технологии производства, переработки и упаковки на современных животноводческих комплексах и молзаводах есть во многих регионах. Деньги? Их всегда не хватает. Но для того, чтобы напоить хотя бы школьников молоком, астрономических сумм не нужно. По-моему, не хватает прежде всего воли, основанной на понимании того, что национальный проект — это не финансирование «своего» ведомства, а нечто большее. Сегодняшние школьники — это завтрашний день страны, её будущий интеллектуальный и генетический потенциал, а следовательно, её безопасность и благополучие.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры