издательская группа
Восточно-Сибирская правда

На таланте нельзя экономить

В конце марта стартовал четвёртый окружной этап Всероссийской олимпиады школьников. Здесь соревнуются ребята со всей Сибири, а победители поедут на заключительный, пятый, тур олимпиады. В этом году олимпиада проводится по четырём предметам - физике, математике, химии и биологии. На сегодня известны результаты по всем предметам. Наши старшеклассники показывают очень даже приличные результаты. Команда "физиков и математиков" состояла из 14 человек, и 8 из них заняли призовые места. Из трёх "биологов" двое вернулись домой с дипломами второй степени. Трое "химиков" привезли три диплома - I, II и III степеней. Это солидный результат, который позволяет надеяться на награды в последнем и главном туре. В прошлом году Иркутская область представляла на всероссийскую олимпиаду команду из 30 старшеклассников, 12 из них стали победителями и призёрами. О том, как проходила окружная олимпиада по физике и математике, и об истоках наших побед рассуждает руководитель отдела областного центра образования, руководитель сборной команды Иркутской области по физике и математике Олег Роскин.

— Чтобы стать призёрами олимпиад российского уровня, нужна серьёзная система подготовки. Такая система есть в Иркутске, Ангарске, Братске. И это видно по тому, как выступают дети. Сегодня уровень олимпиад настолько высок, что, имея за плечами только школьную программу, выйти в призёры практически невозможно. Детей готовят именно к олимпиадным заданиям. На самом деле в них есть своя специфика. Они предполагают некое сочетание высокого уровня сложности и при этом требуют от ребёнка оригинального, незашоренного мышления.

В нынешней олимпиаде по физике-математике принимали участие все регионы Сибири, кроме Хакасии. Из тринадцати регионов больше половины уехали домой ни с чем. Это говорит о том, что система подготовки хромает. Например, есть система в Барнауле, так они и по физике, и по математике увезли дипломы. Традиционно хорошо выступают Красноярск, Новосибирск. А другие территории, например, Томская область, Читинская, Бурятия, уехали вовсе без дипломов.

— Из чего складывается эта система и кто за неё отвечает?

— Есть здесь несколько моментов. И управленческий — далеко не последний из них. С моей точки зрения, у нас очень разумно и грамотно проводятся областные олимпиады. На протяжении нескольких последних лет принято деление на лиги. Отдельно соревнуются ребята, которые предмет изучают по углублённой программе, например, лицеи, гимназии, школы с углублённым и профильным изучением предметов. И параллельно идут ребята, которые занимаются по обычной программе. То есть дети, целенаправленно изучающие предмет, не получают преимущества перед остальными.

Это позволяет привлекать на олимпиады ребят из глубинки. Ещё пять-шесть лет назад на олимпиады по математике, например, приезжали в основном школьники из крупных городов, таких как Иркутск, Ангарск, Шелехов. Сейчас всё иначе, появилась масса ребят из районов. Такой подход позволяет «засветиться» талантливым ребятам из глубинки. Потом за этими детками наблюдают и на уровне школы, и на уровне района или муниципалитета. С ними занимаются, отслеживают на городских, районных олимпиадах. Если у родителей есть возможность, привозят в Иркутск. Это очень важно, потому что талантливого ребёнка нужно найти, а потом ещё вырастить.

У нас много таких примеров. Один из ярчайших — Алёша Самонов.

Мы привезли его в Иркутск из Тулунского района, устроили в лицей-интернат 1. Два года назад он был призёром российской олимпиады, кандидатом в национальную сборную. Сейчас учится в Москве в одном из самых престижных вузов. А первым нашим кандидатом в национальную сборную по физике был Саша Звозников. Этого мальчика мы привезли из Чуны.

— Очень важно, что область не жалеет средств на одарённых детей…

— Да, и это чувствуется даже в мелочах. Например, на олимпиады мы ездим только в купе. Никто никогда нам не сказал, что это дорого, можно и в плацкарте. Все понимают, что ребёнок должен нормально, комфортно доехать, чтобы быть в форме и суметь выложиться на 100 процентов. На российскую олимпиаду мы всегда стараемся лететь с учётом разницы во времени. Все эти детали очень хорошо говорят об отношении к детям, которое имеет место быть со стороны администрации области.

Например, есть возможность поехать на олимпиаду — мы берём всех детей по максимуму. Пусть не победят, зато накопят опыт. Мне кажется, это верная политика. Допустим, девятиклассник остался без диплома по математике. Безумно жалко, талантливый мальчик. Но он показал, что не слабее других, это во-первых. И, во-вторых, приобрёл опыт, который дорогого стоит. В будущем году его шансы войти в тройку призёров повышаются.

Не каждая территория может похвастать таким количеством программ, которое идёт у нас, и таким высоким уровнем организации областных олимпиад. Начиная с питания, проживания и заканчивая культурной программой. А это не так легко, если учесть, что в Иркутске собирается в среднем около тысячи школьников. В прошлом году победителями и призёрами региональной олимпиады стали 260 старшеклассников. В этом году ещё больше — около 290 ребят. Сегодня эти дети рассматриваются как некое общеобластное достояние. Это очень важно. Когда-нибудь нам за это воздастся.

— Как вы оцениваете шансы своих подопечных на победу во всероссийской олимпиаде?

— К примеру, у Сергея Зоркина задача даже не в том, чтобы стать призёром Российской олимпиады. Его задача, как минимум, войти в восьмёрку лучших по России. Из этих восьми отбираются пять ребят, которые поедут на международную олимпиаду представлять Россию. Пока по рейтингу он занимает пятое место. До сих пор наши ребята в восьмёрку не попадали. Если Сергей сделает это, будет нашей первой ласточкой.

Очень серьёзные задачи стоят перед Иваном Трифоновым и Андреем Дружининым. Они должны нацелиться на первые места. По крайней мере, им это по силам. Особенно если учитывать, что Ваня Трифонов получил Гран-при по математике как лучший из лучших. Сергей Зоркин получал такую награду в прошлом году по физике. Красивая статуэтка в стиле «Оскара».

P.S. Конечно, успех иркутских команд на российских и окружных олимпиадах строится многими людьми. И всё-таки самый первый и самый главный кирпичик в здание будущего успеха наших ребят закладывают учителя. Именно их воспитанники стали победителями и призёрами окружной олимпиады по физике, математике и биологии. Это Аман Эдуард Гербертович, учитель физики лицея ИГУ; Штыков Николай Николаевич и Рыкова Ольга Михайловна, учителя математики иркутского лицея 2; Маслова Ольга Николаевна, учитель математики школы 10 города Ангарска; Турушева Лидия Михайловна, учитель физики Усть-Илимского экспериментального лицея; Поликарпов Олег Петрович, учитель физики лицея 1 Братска; Бурлак Елена Евгеньевна и Чумак Вера Васильевна, учителя физики лицея-интерната 1; Кузьмина Елена Юрьевна и Кузьмин Олег Викторович, преподаватели математики лицея ИГУ; Индрикова Наталья Витальевна, преподаватель биологии лицея 1 города Братска; Воронова Любовь Петровна — преподаватель биологии школы 24 города Иркутска.

Беседовала Марина СЕРЕБРЯННИКОВА

На снимке: команда Иркутской области по физике и математике

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры