издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Движение без опасности

  • Автор: Георгий Дробинин, журналист

- Нет, не случайно! - отвечает на мой вопрос о выборе профессии старший лейтенант, госинспектор автотехнического надзора ГИБДД Сергей Хороших. - Случайные в нашей службе не задерживаются. Поначалу привлекала романтика: погони, красивые задержания. Всё это было и сейчас бывает. Хотя суть нашей работы и главный её интерес, как понял я через несколько лет, заключается в другом…

3 июля Государственной автомобильной инспекции России (теперь — Государственной инспекции безопасности дорожного движения) исполняется 70 лет. Желая поздравить инспекторов с юбилеем, мы не стали выяснять у высокого областного начальства, о ком стоило бы рассказать в газете и какое подразделение считается лучшим. Общество, в конце концов, складывается не из лучших, а из «обычных» его представителей. И потому, чтобы избежать парадности и юбилейной помпезности, решили с нашим фотокорреспондентом действовать наугад. Приехать, увидеть, поговорить и рассказать обо всём как есть, а не как принято в преддверии праздников. Выбор пал на отделение Государственной инспекции безопасности дорожного движения Куйбышевского РОВД г. Иркутска.

Приехали. Но, как показалось вначале, неудачно. Начальник отделения, главный государственный инспектор Юрий Ашарапов уехал в отпуск. А его заместитель, Иван Могучий, занят с людьми.

— Да не расстраивайтесь, — успокоил Иван Васильевич. — Я скоро освобожусь. А пока поговорите с кем-нибудь из наших, об отделении любой рассказать может. Сергей Анатольевич, подойди, — тут же окликнул он проходящего по коридору старшего лейтенанта. — Расскажи журналистам о нашей работе…

— Госинспектор Хороших, — представился старший лейтенант, не удивившись неожиданному поручению. И предупредил: — Только времени у меня мало, поэтому задавайте конкретные вопросы.

Сергей Анатольевич показался мне вначале чрезмерно деловым и серьёзным. На первые вопросы отвечал коротко, однозначно. Но скоро скованность прошла. Появилась улыбка.

— Да нет, наша главная задача — не наказать водителя за нарушение правил дорожного движения или эксплуатацию неисправного транспортного средства, как думают многие, а создать такую обстановку, чтобы этих нарушений было как можно меньше. Чтобы и водители, и пешеходы на наших переполненных транспортом улицах чувствовали себя безопасно, спокойно и уверенно. Но грубые нарушения и, тем более, преступления должны быть обязательно выявлены, а лица, совершившие их, — наказаны.

— И что вы можете предложить для обеспечения безопасного движения на дорогах, кроме штрафов и других видов наказания недисциплинированных водителей?

— Ну, во-первых, можно ограничиться устным замечанием, которое иногда, особенно на пожилых и опытных водителей, действует лучше штрафов, — ответил С. Хороших. — А во-вторых, надо не перевоспитывать, а воспитывать человека. С детства. Тогда ему, уже взрослому, просто не придёт в голову нарушать правила. В нашем районе 10 школ, и в каждой созданы отряды ЮИД — юных инспекторов движения. Наша команда ЮИД из 31-й школы, между прочим, на общероссийских соревнованиях заняла пятое место!

Кто-то из инспекторов, слушавший нас, поправил: «Не пятое, а второе…». Поспорили и согласились, что главное всё-таки не в занятом месте, а в том, что из этих ребятишек наверняка вырастут дисциплинированные водители. Кто-то, может быть, станет даже профессиональным инспектором ГИБДД и в свободное от основной работы время тоже будет заниматься с ребятишками из соседней школы, чтобы обеспечить безопасность улиц на будущее.

— Ребятишки соревнуются, а кто и как определяет сейчас коллективы подразделений ГИБДД и конкретных инспекторов, которые лучше других справляются со своими профессиональными обязанностями? — спрашиваю своих собеседников.

— Раньше было социалистическое соревнование. Помните: «Дадим стране и городу больше всех». Над ним теперь любят подсмеиваться, а дело, между прочим, было стоящее. Был стимул работать лучше, и опыт распространялся быстро. Поэтому соревнование у нас, я имею в виду всю ГИБДД России, сохранилось, хоть и не называется теперь социалистическим. Оно стало профессиональным. Наше отделение по Иркутску не в последних рядах, а самым удачным был, пожалуй, 2004 год, когда мы заняли первое место по городу и третье по области.

Участие в профессиональных соревнованиях, как понял я из рассказа инспекторов ГИБДД, это не погоня за премиями и славой. Это желание определить степень собственного профессионализма и научиться чему-то новому у коллег из других коллективов.

— Вот как раз сейчас, когда мы с вами разговариваем, двое наших ребят уже «бьются» на областных соревнованиях за звания «Лучший госинспектор» и «Лучший инспектор ДПС». Они стали победителями в нашем внутреннем соревновании, теперь участвуют в областных…

Оказалось, что получить звание лучшего — крайне сложно. Для этого необходимо продемонстрировать глубокие знания всего комплекса нормативных документов, которые используются в работе. Умение безошибочно пользоваться специальными приборами, техникой. Надо лучше своих коллег стрелять, бегать, владеть приёмами борьбы самбо, знать техническую часть и виртуозно водить машину. Ну и, конечно же, святая святых — назубок помнить правила дорожного движения.

Без этого всего, как понял я из рассказа своих новых знакомых, без этих знаний, умений и навыков в ГИБДД работать невозможно. Но для достижения максимальной эффективности, оказывается, и этого мало. Ещё нужно научиться видеть в участниках дорожного движения своих партнёров и научить их уважать друг друга. Тогда улицы станут безопаснее.

На снимке Николая БРИЛЯ: госинспектора за работой

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры