издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Автопробег в стиле «ретро»

Невероятно, но факт: свеча зажигания в легендарной «полуторке» служит 75-й год

Зрелище довольно редкое по нынешним временам. В сентябрьскую субботу на площади Победы в Качуге выстроились в ряд старинные автомобили. Такие теперь можно увидеть только в забытых советских кинофильмах. Легковушка «Победа», легендарная «полуторка», советский джип военного производства ГАЗ-67... Самая пожилая «дама» появилась на свет аж в 1935 году - ГАЗ-АА.

Все автомобили прибыли на старт автопробега «Суперретро» своим ходом. Рядом с авто стоят хозяева, под внешним спокойствием скрывая заслуженную гордость за свои машины. И им есть чем гордиться — многие автомобили, невзирая на почтенный возраст, продолжают трудиться на благо человека, а основательность и запас прочности, с какими в советские времена строили автомобили, заставляют уважать наших отцов и дедов, наше прошлое.

По словам главы администрации Качугского городского поселения Виктора Липаткина, идея авторетропробега, как и всё гениальное, родилась спонтанно. Поначалу в рамках празднования 320-летия Качуга хотели провести автопробег Качуг — Верхоленск. Прикинули, получилось весьма затратно, да и громоздко. А потом вспомнили, что есть в Качуге старинная любимица — «полуторка», у кого-то ГАЗ-67, у кого-то «Победа», и решили провести зрелищное и в то же время душевное мероприятие — авторетропробег. К тому же, кроме празднования юбилейной даты, имелся и ещё один повод для такого мероприятия — грядущий День автомобилиста. Из своих же, из местных, нашли предпринимателей, которые согласились спонсировать автомобильный праздник. Качугцам на празднике есть что вспомнить, что показать и о чём поведать.

Вот стоит «улыбающаяся» хромированными деталями легковушка. Николай Мишин, её хозяин, рассказывает:

— «Победа», 1956 года выпуска. А купил я её десять лет назад. Машина стояла во дворе одного деревенского дома, в ней куриц держали …

Николай Тихонович вычистил последствия жизнедеятельности домашних птиц, залил в мотор необходимые жидкости, заправил автомобиль бензином. «Победа» легко завелась — двигатель оказался почти новым. После подремонтировал кузов, покрасил машину и ездит на ней и по сей день. Полувековая «Победа» продолжает побеждать время и пространство.

Легендарная «полуторка», ГАЗ-АА. В обычные дни машина стоит на постаменте как памятник самой себе, своему героическому прошлому. Но памятник живой — в торжественные дни «полуторка» покидает почётное место на постаменте и, как в старые времена, отправляется путешествовать по улицам Качуга.

Легендарной «полуторке» 71 год. Самая раритетная деталь в старинном грузовике — свеча зажигания, которая на три года старше самого автомобиля — 1932 года производства. Работает до сих пор. Трудно представить, что современная свеча сможет прослужить 74 года!

Мария Семехина — самая пожилая участница этого неординарного мероприятия. Марии Михайловне, ветерану Великой Отечественной войны, шоферу, водительский стаж которой исчисляется с 1940 года, — 86 лет. Война для неё началась под Сталин-градом, она подвозила на «полуторке» снаряды, вывозила раненых с поля боя. После победы над Германией — путь на восток и война с Японией, и опять за баранкой легендарного грузовика.

— Я езжу лучше, чем хожу, — шутит Мария Михайловна.

Действительно, пожилая женщина передвигается с трудом, с тросточкой. Но это для неё не препятствие, чтобы участвовать в пробеге. Она лихо заняла место в колонне участников ретропробега на своих ухоженных «Жигулях» 1980 года. Кстати, когда в семье Семехиных появился личный автомобиль, за его руль села Мария Михайловна. Муж Иван наотрез отказался: «Я тобой горжусь, когда ты за рулём. Будешь сама ездить и меня возить!»

Мария Семехина до сих пор помнит номер своего первого автомобиля: 24-05. В двадцать лет она села за руль «полуторки» в ШМАСе (школе младших авиационных специалистов).

— А что, — по-девичьи искрясь глазами, рассуждает Мария Михайловна, — на машине ездить — это не пешком ходить. Я и теперь женщин с митингов разных по домам развожу…

Гвоздем программы стал легковой ГАЗ-АА, в народе он более известен как «чёрный ворон», машина, на которой сотрудники НКВД выезжали на аресты. 1938-го года выпуска «воронок» смотрится так, будто бы вчера вышел из ворот Горьковского автомобильного завода. В 30-е годы прошлого века эта машина действительно представлялась советским людям чёрным вороном — птицей, связывающей мир мёртвых и мир живых. Сотни тысяч человек навсегда были унесены «чёрным вороном» в никуда. А сейчас и здесь, в сияющем миром и тишиной Качуге, автомобиль важно, но дружелюбно готовится отвезти хозяина к финишу.

А вот армейский джип, ГАЗ-67Б, 1942 года выпуска.

— Машина мне досталась от деда, — рассказывает Борис Жданов. — Двигатель родной и до сих пор на ходу. Мне нравятся советские машины, потому что они надёжные, с ними не пропадёшь. А на иномарке блокировка сработала — и всё, её уже не заведёшь и никуда не уедешь. В нашей семье есть ещё ЗИЛ-157 «крокодил», он тоже на ходу. Мы на нём в тайгу ездим, лучше для этого дела машины не придумали. Я никогда не променяю советскую машину на иномарку.

Надо сказать, что одним из главных условий пробега было то, что у всех автораритетов должны быть родными не только кузов, внешность, но и «внутренности». За этим строго следило неподкупное и компетентное жюри.

Вера Михайловна Кожемякина скромно стоит рядом со своим ГАЗ-51. Грузовик в прекрасной форме, как будто и нет за «плечами» почти полувековой истории. Сорокапятилетний «газик» по-прежнему незаменим в хозяйстве, он не только возит дрова, но и запросто пробегает полтысячи километров до Иркутска и назад. Вера Михайловна, водитель с 32-летним стажем, заботится о своём автомобиле, каждый год ГАЗ-51 проходит техосмотр. «У меня старшему сыну меньше лет, чем машине», — гордо и с любовью, будто о своём ребёнке, говорит женщина-водитель о грузовике-трудяге.

«Волгу» ГАЗ-21, горбатый «Запорожец», «Москвич-412» наш народ ещё не успел позабыть, потому к ним внимание не столь пристальное. Они, судя по виду этих автомобилей, будут колесить по дорогам Качугского района ещё десятки лет, какие бы ультрасовременные авто не появлялись на наших трассах. Наверное, потому что хозяева заботятся о своих машинах, потому что для них это не просто набор шестерёнок и четыре колеса, а живой организм, пусть и железный.

После торжественного открытия колонна ретроавтомобилей да плюс два присоединившихся мотоцикла — ИЖ-49, 1955 года, и «Урал-62», 1962 года, трогается в сторону природного феномена этих мест — Хромовского ручья. Ручей Хромовский, природный источник воды с повышенным содержанием серебра, вытекает мощным потоком прямо из-под земли в паре километров от Качугского тракта. В самые лютые сибирские морозы вода в нём не замерзает. С ним связан один автомобильный курьёз. Качугцы, народ весёлый, и не прочь подшутить над заезжим людом. Вот, мол, видели ручей по дороге в Качуг? Смотрите, какой мороз, а он не замерзает. Так вот, мы воду из него вместо тосола в радиаторы заливаем! Дёшево и сердито… И ведь нашёлся однажды простак поскупее, поверил: это же задаром антифриз залить в свой автомобиль! Долго потом озадаченно затылок чесал: «Как же так, в ручье вода не замерзает, а в радиаторе замерзла?!»

Примерно 10 километров пути пройдено без приключений. Все машины достигли финишной точки. На берегу Хромовского заварен чай, на столах нехитрая закуска. А перед фуршетом торжественное награждение.

Конечно же, фаворит авторетропробега — ГАЗ-АА «воронок». Его хозяину присудили по справедливости первое место среди легковушек. Приз — набор гаечных ключей. Первое место в номинации «Грузовые автомобили» занял ГАЗ-51, и его хозяйка тоже стала обладательницей набора ключей. Вторые места и в номинации «легковые автомобили», и в номинации «грузовики» также были отмечены дипломами и наборами ключей. За третьи места хозяева получили по новенькому аккумулятору к своим автомашинам.

Впрочем, никто из участников уникального пробега не остался без подарка. Поощрительные призы получили все — по канистре тосола и талону на бесплатные 10 литров бензина. А Яков Нечаев, самый молодой участник «Суперретро», на мотоцикле ИЖ-49, 1955 года выпуска, за первое место в номинации «Мотоциклы» был награждён почётной грамотой и полным баком бензина.

Небо хмурилось, накрапывал дождь, но это лишь усиливало тёплую, душевную атмосферу праздника. Звучали песни под гармонь, велись задушевные беседы о прошлом, строились планы на будущее. Потому что, если люди могут вот так просто и искренне устроить себе праздник, значит, они умеют так же просто и искренне, по-настоящему, работать, ведь только тогда веселье доставляет такую добрую, тёплую радость. А значит — у них есть не просто будущее, а будущее, в котором всегда найдётся место доброте и дружбе, чему-то светлому и вечному, как этот ручей Хромовский, как эти старинные авто…

НА СНИМКАХ: М.М. Семехина; «полуторка» и «воронок»

Фото автора

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры