издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Мыльный «пузырь»

В России пытаются запустить новый проект

В России, похоже, стартовал новый проект «доступная водка - каждому». ФГУП «Росспиртпром» запустило в производство водочный бренд под одноимённым названием «Росспиртпром». Оптовики получат водку по единой фиксированной цене - 53 рубля за пол-литровую бутылку, а рекомендуемая розничная цена будет рекордно низкой - всего 65 рублей.

Начальник управления информации и внешних связей «Росспиртпрома» Дмитрий Добров подтвердил, что проект, целью которого стало появление на прилавках качественного и дешёвого продукта, уже реализуется. Производство новой водки началось на прошлой неделе, и ещё в этом году она появится в магазинах.

Недавно эксперты рассчитывали ориентировочную стоимость бутылки самой дешёвой водки. Тогда минимальная цена была названа 65-63 рубля. Ставка акциза сейчас составляет 159 рублей за литр этилового спирта. То есть за бутылку водки нужно заплатить примерно 32 рубля. НДС составит ещё 8 рублей. Расходы на спирт, пробку, бутылку, этикетку — минимум 12-13 рублей. К этому нужно добавить прибыль производителя, оптовую и розничную наценки.

«Цена новой водки будет формироваться исключительно из себестоимости и стоимости акциза», — заявил нашей газете Дмитрий Добров. Он подтвердил также, что в цену водки не будет закладываться прибыль производителя. Зачем предприятию заведомо бесприбыльный проект, представитель «Росспирт-прома» отказался комментировать, пообещав предоставить всю информацию на следующей неделе. Стоит отметить, что финансовое положение ФГУП «Росспиртпром» и без того нельзя назвать хорошим.

Всего лишь неделю назад главный санитарный врач России Геннадий Онищенко заявлял о необходимости установить минимальную цену на водку. По его словам, минимальная цена пол-литровой бутылки в Москве должна составлять 63 рубля, в противном случае покупатель гарантированно приобретает нелегальный продукт. Таким образом, выпуск дешёвой водки государственным предприятием можно считать продолжением государственной кампании по борьбе с нелегальным алкоголем. Это подтверждают и слова Д. Доброва, который считает, что если покупатель увидит на прилавке известную водку «Росспиртпрома» и непонятную «абвгдэйку» по равной цене, то он предпочтёт, конечно, брендовый продукт.

Проблема в том, что этот самый брендовый продукт «Росспиртпрома» не является уникальным. По словам директора по маркетингу и продажам ООО «Моспродукт» Александра Гурьева, оптовая цена самой дешёвой водки «Старорусская» из Кабарды сегодня составляет 55 рублей за пол-литра. Розничная цена той же бутылки — примерно 68 рублей. «Таким образом, появление водки, которая на несколько рублей дешевле, погоды на рынке не сделает, — считает Александр Гурьев. — Может быть, она незначительно потеснит некоторые марки в низком ценовом сегменте. Думаю, всё это делается в рамках единой PR-кампании «Росспиртпрома». Если они успеют запустить новый продукт до новогодних праздников, когда традиционно повышается спрос на алкоголь, то смогут получить прибыль с проекта».

Самая дешёвая водка от местного производителя ООО «Байкальский Кедр» в фирменном магазине стоит 68 рублей 50 копеек. Правда, фирменная торговля сейчас не играет большой роли, потому что у предприятия осталось лишь две собственные точки реализации. В обычном магазине та же бутылка будет стоить дороже. Однако, в Иркутске тоже не боятся «дешёвого конкурента». «Контролировать розничные цены «Росспиртпром» не сможет, — считают в «Байкальском Кедре». — Это значит, что в магазине водка будет стоить ровно столько, сколько покупатель готов за неё заплатить».

К этому стоит добавить, что массовые отравления вызывает не «абвгдэйка» с магазинных прилавков, а та самая «катанка», которая не продаётся в магазинах. Пытаться одолеть теневой рынок алкоголя, опуская цены на легальную продукцию, — исключительно российский рецепт. Всем известно, что бутылка «катьки» стоит 20 рублей. Следуя такой логике, чтобы одолеть «серого» супостата, бутылка брендовой водки не должна стоить дороже.

Этого не может позволить себе даже государственное предприятие «Росспиртпром». Тогда не понятно, о чём идёт речь. Ведь личности, которые с токсическим гепатитом загибаются по больницам страны, в социальном плане никоим образом не пересекаются с той частью населения, которая покупает водку в магазинах. Последние скорее склонны снизить употребление алкоголя при соответствующем увеличении цены на него, но не в коем случае не употреблять внутрь стеклоочиститель. И наоборот, чем более доступным будет алкоголь, тем большие слои населения начнут его употреблять. Например, студенты, которые пока довольствуются дешёвым пивом.

Весь мир, кстати, борется с алкоголизацией населения совсем иначе — ограничивая время торговли спиртными напитками и повышением цены на алкоголь. А теперь для особо непонятливых: какую страну собирается спасти от алкоголизации ФГУП «Росспиртпром» вкупе с главой Роспотребнадзора?

На самом деле, интересно во всём этом другое. Сначала государство решило ввести единую государственную автоматизированную информационную систему учёта производства и оборота алкоголя — ЕГАИС. Система дала сбой, разразился летний алкогольный кризис, когда купить алкоголь в магазине было невозможно. Поляна зачищена. На неё незамедлительно хлынул поток некачественного алкоголя, и мы имеем то, что имеем, — вспышку алкогольных отравлений по всей стране. Общественность требует немедленно принять меры. Законодатели реагируют молниеносно — в Государственной Думе уже идёт обсуждение законопроекта о введении государственной монополии во всех сферах производства и продажи алкоголя. С февраля будущего года ЕГАИС вступает в новую фазу. Все производства и заводы должны будут начать работать в единой информационной системе. Её цель — сделать отрасль абсолютно прозрачной, примерно как та самая жидкость, которую она производит. Например, любой проверяющий в любом магазине сможет взять с полки любую бутылку и через компьютерную систему узнать, на каком заводе и из какого спирта была произведена эта бутылка.

Алкогольные производства уже оснащены приборами учёта. Теперь счётчиками должны обзавестись и спиртовые заводы. Иркутским спиртовикам, впрочем, это не страшно. Они и без того давно стоят, правда, по иным причинам. А что касается страны в целом, по оценкам независимых экспертов, примерно 80% предприятий не готово работать по-новому. Если учесть, что на установку, проверку и тестирование приборов требуется не менее трёх месяцев, то можно сделать определённые выводы. «Вряд ли случится новый кризис, — заявили нам в Иркутской областной налоговой инспекции. — Все знали о новых правилах давно, кто хотел, тот успел подготовиться». Будем надеяться, что это так. Вторая попытка обязательно будет удачней первой, а новый «нацпроект» — «доступная водка» — окажется очередным мыльным пузырём.

Фото Николая БРИЛЯ

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры