издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Правая рука начальника

Так называют в милиции психолога. Психологическая служба в Восточно-Сибирском УВДТ образовалась 10 лет назад. И сегодня можно сказать с уверенностью, что деятельность этого подразделения в конечном счёте позитивно отражается на результатах работы милиции. О роли психологической службы в органах внутренних дел беседа нашего внештатного корреспондента с начальником отделения по воспитательной работе Восточно-Сибирского УВДТ на транспорте, полковником милиции Сергеем ЖЕЛНОВЫМ.

— Психолог должен стать правой рукой руководителя. В большом коллективе далеко не всегда удаётся хорошо узнать подчинённых. А одна из главных задач руководителя любого уровня — сплотить коллектив, сформировать благоприятный микроклимат, сделать команду работоспособной. И специалист-психолог мог бы не только восполнить пробелы в процессе формирования коллектива, но и поднять на новый уровень воспитательную работу.

Психологическая служба должна не только реально влиять на процесс отбора кандидатов, но и помогать формировать резерв руководящего звена. Пока что претендент на вышестоящую должность проходит только военно-врачебную комиссию, а какова мотивация карьерного роста? Какие цели преследует сотрудник, поднимаясь на новую ступеньку служебной лестницы? Эти важные вопросы помогут выяснить психологи.

— Как сегодня отбирают кандидатов на службу в органы внутренних дел?

— Основными критериями являются профессиональная, физическая и морально-психологическая пригодность к службе. На этой основе выносится заключение. В результате многоуровневой системы отбора уже кадровиками отсеивается каждый шестой-седьмой из желающих работать в органах. Кроме этого, ещё около 15 процентов кандидатов отбраковываются после всех предусмотренных проверок. Так что действующая система отбора представляет собой достаточно надёжный заслон для непригодных к службе.

А в скором будущем планируем применять при профотборе специальные психофизиологические исследования с использованием полиграфа. Этот признанный во всём мире «детектор лжи» позволит избежать приёма людей случайных, нечестных, стремящихся использовать статус милиционера в корыстных, а подчас и заведомо преступных целях.

— Известно, что сотрудники силовых служб испытывают не только большие физические нагрузки, но и психологические. Здесь, как нигде, велика вероятность срывов. Есть ли подобные проблемы в транспортной милиции?

— Если вы имеете в виду попытки суицида, то за прошлый и текущий годы случаев самоубийств у нас не было. Профилактика таких чрезвычайных происшествий включает в себя и консультации, и, при необходимости, релаксационные и реабилитационные мероприятия. Так, в прошлом году несколько сотрудников были направлены в центр психологической реабилитации. Им действительно требовалась квалифицированная помощь.

— А как комплектуется сама психологическая служба?

— Служба эта появилась сравнительно недавно. И поначалу на местах психологов использовали как кадровиков, не имея представления о том, чем они должны заниматься. Были некоторые проблемы, к примеру, с правовыми аспектами их работы. До сих пор не утихают споры в отношении кадрового комплектования психологической службы: одни считают, что там должны работать психотерапевты, другие допускают, что с этими обязанностями справятся социальные психологи. Сейчас у нас работают шесть психологов, все имеют соответствующее высшее образование. Но вопросов, так или иначе, возникает немало.

— Сегодня существует угроза совершения терактов на объектах транспорта. Что в связи с этим требуется от милиционера-психолога?

— Актуальность этой проблемы вызвала необходимость обучения личного состава навыкам психологического опроса пассажиров — так называемому профайлингу, визуальной диагностике. Читаем лекции о методах выявления граждан с асоциальными намерениями, проводим деловые игры, отрабатывая на практике полученные знания.

Летом прошлого года наши коллеги из Самары провели антитеррористические учения с привлечением психологов-переговорщиков. В этом году нам также предстоит организовать подобный тренинг, обучающий грамотно вести переговоры с террористами. Ведь во многом именно от психологов зависит успех или провал операций по освобождению заложников. Нельзя забывать и о работе психологов при ликвидации последствий природных катастроф и стихийных бедствий. Если потребуется, то необходимая поддержка будет оказана всем нуждающимся.

Беседовал Артём ИВАНОВ

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры