издательская группа
Восточно-Сибирская правда

От проекта до объекта

Иркутскгипродорнии - 50 лет

Диапазон деятельности ведущего в Сибири и на Дальнем Востоке института, занимающегося изысканиями и проектированием автомобильных дорог, мостов и объектов промышленно-гражданской инфраструктуры, строительством жилья и социальных объектов, очень широк. Начав в 1956 году как проектно-изыскательское отделение, сегодня Иркутскгипродорнии - это многопрофильная компания, в которой трудятся 1500 высококлассных специалистов, выполняющих до 1,5 млрд. руб. заказов в год. Сочетание всего лучшего, что удалось накопить за годы работы в условиях государственного управления экономикой с жёстким «западным» рационализмом, постоянной ориентации на новейшие технологии, чёткой организации труда, вдумчивого просчёта вариантов рентабельности, помогло фирме стать авторитетнейшим игроком на строительном рынке. Об этапных событиях в жизни юбиляра, о сегодняшней ситуации в коллективе рассказывает генеральный директор ОАО Анатолий КосЯков.

В юности судьба была не очень благосклонной к уроженцу посёлка Иртыш Омской области. Из-за отсутствия трудового стажа он не попал в Сибирский автомобильный дорожный институт, потом комиссовали из военно-морского училища им. Фрунзе, пришлось идти в школу водителей. Четыре года колесил по дорогам Омской и Тюменской областей, Казахстану. По три-четыре дня сидел в пурге, болотах…

В одну из таких поездок попалась на глаза газета «Омская правда», из которой он узнал об открытии в Сибирском автодорожном институте нового отделения «Мосты и тоннели». Отнёс документы в последний день, 31 июля, а на следующий успешно сдал экзамены.

После окончания получил распределение в иркутский «Гипроавтотранс», где и начинал карьеру инженером с окладом 65 рублей. И вот уже 40 лет в одном коллективе. Его большой опыт, многократно проверенный и перепроверенный в различного рода экспериментах, признан на всех уровнях. Для него честь, профессиональное мастерство превыше всего. Избегая политических страстей, он использует любую возможность сделать что-нибудь полезное для своего дома, своего города, своей страны. Он никогда не ставил себя выше других, доказывал правоту не криком, а деловитостью, убеждённостью, личным примером. Таким он и остался. Окружающие удивляются его умению ухватить суть и, поверив в правильность замысла, всеобъемлюще поддержать инициатора. За четверть века на посту руководителя института Анатолий Яковлевич создал команду, усилиями которой ОАО «Иркутскгипродорнии» вошло в число лучших проектно-строительных компаний России.

Заслуженный строитель России и заслуженный дорожник России Анатолий Косяков награждён орденом Дружбы народов, многими медалями и почётными грамотами.

— Анатолий Яковлевич, накануне 50-летия традиционный вопрос: какими останутся в вашей памяти прожитые вместе с коллективом института годы?

— Интересными, напряжёнными, полными тревог и забот по ходу изменений ситуации в стране. Мы научились быстро перестраиваться, находить своё место и удерживаться на плаву даже в самых сложных ситуациях. Сознание того, что мы нужны людям, придало нам сил выстоять самим и помочь это сделать другим.

— Иркутскгипродорнии никогда не испытывал недостатка в кадрах. А какова обстановка сейчас? Как воспринимаются вашими людьми перемены?

— Люди наши восприняли перемены в основном осознанно. Что касается кадров, то у нас обычно проблем не было. Мы набирали лучших. Правда, последние три года в связи с ликвидацией дорожных фондов, сокращением объёмов работ компания имела некоторые трудности с комплектованием, но сегодня мы это тяжёлое время миновали. На данный момент у нас работает более сотни молодых специалистов. Есть свой учебный центр, где мы обучаем новым технологиям, внедрению приобретённых программных продуктов.

Помогают молодёжи войти в коллектив и наши ветераны, ставшие тем «социальным раствором», который скрепляет веру и верность людей своему коллективу. О таких просто грех умолчать. Это бывший главный геолог Анатолий Дмитриевич Лиманский, высокопрофессиональный дорожник Борис Николаевич Луковников, главный инженер фирмы Гарий Абрамович Белинский, начальник департамента инженерной подготовки Владимир Сергеевич Патрухин, заместитель генерального директора по инновациям и системам качества Дмитрий Петрович Беспалов, ведущий специалист по маркетингу Екатерина Михайловна Козлова, опытнейшие мостовики Владимир Абрамович Светник и Олег Григорьевич Труфанов…

Полагаю, что ситуация нормализовалась и смена кадров, на которых все эти годы держался и продолжает держаться коллектив, пройдёт безболезненно.

— Какие факторы оказывают на работу коллектива решающее воздействие?

— Высокий профессионализм старшего поколения. На нём — решение всех проблем и сложных вопросов. Фактор высокой квалификации старого состава является основополагающим, на его опыте мы продвигаемся вперёд.

Другой элемент — социальный. У нас приличный уровень ведомственного жилья, квартир, которые мы предоставляем молодым семьям. Это позволяет нам решать задачи по удержанию кадров, их врастанию в коллектив. На данный момент у нас 36 ведомственных квартир, нынче вводим ещё 24. Это 80% от потребности семей молодых работников. Сегодня закладываем новое общежитие.

— Иркутскгипродорнии называют «семейной» фирмой. Насколько это соответствует действительности?

— Пожалуй, это в самом деле так. У нас трудятся дети многих наших сотрудников, кстати, и оба моих сына. Преемственность поколений мы приветствуем, поощряем и всячески поддерживаем, что предусмотрено в нашей социальной программе. К примеру, оплачиваем обучение в институтах, после окончания устраиваем на работу и т.д.

— Критерием высокой производительности, сжатых сроков и качества всегда считались концентрация и специализация… Насколько оправдана столь широкая разнопрофильность в работе института?

— За последние 10 лет мы развили строительное направление. Вновь созданный строительный комплекс «Гипродорстрой», в котором сегодня трудится около 500 человек, имеет солидную базу, хорошую технику, новые технологии по пластиковым окнам, мебельному производству. У него сформировался свой стиль. Особо хочу отметить быстрый рост профессионального уровня коллектива. Там много и молодых работников, и опытных, пришедших к нам из других строительных фирм и компаний. В их активе многие узнаваемые объекты, в том числе и офис нашей фирмы, высотные 5-9-этажные жилые дома на улицах Волжской, Александра Невского в Иркутске. За год СК «Гипродорстрой» осваивает до 650 млн. руб. На 2007 год планируем построить 30-35 тыс. кв. м. Заказчиками являются небольшие инвестиционные компании, УКСы областной и городской администраций, дольщики.

Основные силы «Гипродорстроя» задействованы сейчас на строительстве регионального онкологического центра. Нынче на нём будут завершены наиболее сложные работы по инженерному обеспечению новостройки — подведено всё сетевое хозяйство. К концу года доведём до ума хирургический блок с тем, чтобы в первом квартале следующего приступить к насыщению его медицинским оборудованием. Остальные четыре корпуса за лето подтянем до сдаточного состояния и к середине 2008-го будем готовить к полному завершению работ.

— В последнее время много нареканий на дороговизну проектных работ. Дескать, они не соответствуют мировым ценам и стандартам. Насколько сопоставимы ваши услуги со стоимостью объекта?

— Цены на проектные работы по дорожному строительству у нас самые низкие во всём мире. Стоимость ПИР на дорожные объекты — от 1,5 до 3% от стоимости строительства. В мировой практике это 10-12%. Говорят, у нас дорогие дороги. Они не дороже, чем должны быть, и нельзя сравнивать с Западом, где дороги все построены, идёт лишь их реконструкция. Наши же дороги старые, были сделаны либо для телег, либо для слабеньких машин. Их надо приводить в соответствие с нагрузками на полотно, которые сегодня есть, то есть строить заново. Причём грунты у нас далеко не лучшие, условия — тяжелейшие. Поэтому хождение подобных слухов — от незнания.

В жилищном строительстве цена вопроса повыше, но она адекватна, оправдывает истинные затраты на производство ПИР. К тому же у нас в стране её параметры определяются Росстроем. Обычно это 5-7% от стоимости объекта. Хочу также заметить, что чем меньше денег на проектные работы, тем больше заказчик несёт потерь на стадии строительства и эксплуатации объекта. Дешёвый объект никогда долго не живёт. Я был в Израиле, Италии, Франции, изучал ценовые показатели на проектирование и строительство. По проектам у них 5% — редчайший случай, а вообще — 10-12% от стоимости объекта.

— Гипродорнии награждён многочисленными дипломами, завоёванными на различных конкурсах, грамотами, благодарностями. Какими проектами последних лет вы гордитесь?

— Наиболее интересные для нас, значимые и важные для страны и Приангарья — это мостовые переходы через Ангару и Лену, автодорога Чита — Хабаровск («Амур»), ряд объектов в Новосибирской области и Красноярском крае. Хочу также назвать нашу родную дорогу Иркутск — Ангарск. Она — единственная в области, которая радует глаз и по которой приятно проехать. Таким должен быть Московский тракт до границы с Красноярским краем. Надеемся, что с передачей дороги Иркутск — Листвянка в ведение упрдор «Прибайкалье» будет для нас заказ и на этот объект. К Байкалу, куда устремляются потоки туристов, нужна 4-6-полосная дорога, то есть необходимо расширение полосы. А как это сделать, если в десяти метрах от бровки стоят здания? За счёт выкупа этой земли и сноса придорожных строений будет удорожание в три-четыре раза, как минимум. Говорим о дорогих дорогах, а сами ничего не делаем для удешевления: разрешаем строить и тут же ставим знак, ограничивающий скорость до 50 км в час. Это на дороге, по которой «летать» надо! Такими же должны быть дороги на Большое Голоустное, Слюдянку и Качуг. Надеемся, что будет достаточно хорошим и спроектированный нами обход города Иркутска.

— Ну и ещё один традиционный вопрос — о ближайших планах и перспективах. Ведь что ни говори, а 50 лет — это пора зрелости, когда всё по плечу и хочется сделать ещё больше и лучше.

— Наша цель — скорейший перевод дорог Приангарья в современные магистрали. Это и мечты, и задумка, и цель нашей деятельности. Есть ещё одна мечта — развить базу департамента промышленно-гражданского строительства до современного уровня. Сами «квадраты» ничего не решают, их надо наполнить техникой, современным оборудованием, программным обеспечением, грамотными специалистами… Рынок есть рынок, нужно соответствовать его уровню.

Вот такие у нас планы — сделать то, что сегодня необходимо людям, городу, стране. В заключение хочу сказать: я горжусь, что работал в таком коллективе в годы его расцвета, горжусь, что вместе с ним выстоял в тяжкие времена реформ, и всегда ощущал и продолжаю ощущать свою необходимость окружающим.

В канун 50-летия хочу пожелать нашим работникам, их семьям больше уверенности в завтрашнем дне, крепкого здоровья, семейного счастья. Всего вам самого лучшего, друзья и коллеги!

— Коллектив «Восточки» присоединяется к этим замечательным словам, желает успехов вашим строителям и зодчим, крепкого здоровья и новых объектов!

— Спасибо.

Беседовал Александр АНТОНЕНКО, «Восточно-Сибирская правда»

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры