издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Семейный конфликт или преступление?

Психологи советуют бороться с домашним насилием

В одних семьях пьяный папаша разминает свои «чугунные» кулаки на жене и детях. В других жена получает тумаки и затрещины от совершенно трезвого супруга. К сожалению, есть и такие семьи, где отец насилует своих детей. В психологии семейных отношений подобные явления - от обычных оскорблений до грубого склонения к половому акту - называются домашним насилием. К большинству его проявлений мы настолько привыкли, что подчас и не замечаем ненормальности таких отношений.

Стоит ли выносить сор из избы

По оценкам специалистов, домашнее насилие не знает никаких социальных границ: своих жён бьют не только работяги, но и представители интеллигенции, бизнесмены.

— В год к нам обращаются за консультацией около трёх тысяч человек, — рассказывает директор Иркутского кризисного центра Людмила Свистунова. — Но ведь не всякий решится обратиться за помощью в таком деликатном вопросе. А сколько ещё женщин, терпящих побои, унижения? Многие попросту боятся своих мужей.

Тема домашнего насилия до сих пор считается у нас закрытой. В России принято не выносить сор из избы. У нас это — «дело семейное». Ну, бьёт Вася жену свою, ну и пусть дальше бьёт, ведь не убьёт. А то ещё говорят: «Бьёт — значит любит». К насилию у нас отношение традиционно терпимое.

— Мы живём в культуре насилия. Оно всюду. Жестокие сцены мы наблюдаем на улице, по телевизору, — продолжает Людмила Свистунова. — Мы настолько привыкли к таким явлениям, что уже ничего необычного в этом не видим. К сожалению, в нашем обществе «ненорма» стала нормой.

Кстати, к «ненорме» мы привыкаем с самого детства. Если ребёнок видит, как отец бьёт мать, то, скорее всего, повзрослев, будет вести себя так же. Для детей поведение родителей — образец для подражания. Раз мама с папой так делают — значит, это правильно.

Ребёнок — самый уязвимый член семьи. Он чаще всего подвергается насилию. Будь то подзатыльник, шлепок — дети всё принимают близко к сердцу. В это время они получают накапливающуюся травму, которая лишает их базового чувства безопасности, уверенности, доверия к себе, миру. При этом разрушается любовь к родителям. Наше равнодушие к домашнему насилию дети впитывают в себя, как губка.

Сегодня — цветы, завтра — подзатыльники

Не так давно в кризисный центр обратилась за помощью женщина. Ситуация у неё сложная: на работе не ладится, муж отнял ребёнка, сама стала прикладываться к алкоголю. Нет никаких сил жить дальше. После нескольких консультаций с психологом стало понятно, что в детстве ей часто приходилось быть свидетелем кровопролитных семейных разборок между отцом и матерью. Получается, она росла, как на войне. Приняв пережитое в детстве за норму, она повторила историю своей семьи.

— Эта женщина — жертва, которая побои принимает за норму. В этом случае человеку необходимо самому осознать, в каком положении он находится, — говорит Людмила Свистунова. — И либо продолжать терпеть унижения, либо кардинально изменить свою жизнь. Понятно: денег нет, есть страх остаться одной. Но настанет время, когда всё утрясётся. Нужно только понять, что пора переходить на новый уровень жизни. Главное — самой не закрывать глаза на проблемы, а пытаться решать их.

Действительно, женщинам часто нужен очень сильный толчок, чтобы изменить жизнь. Многие надеются на то, что всё пройдёт само собой. После очередной драки муж обычно просит прощения, клянётся, что больше такое никогда не повторится.

— Сначала супруг дал жене пощечину, потом сломал руку. Но после этого зачастую наступает «цветочно-конфетный период»: дорогие подарки, признания в любви на коленях, — рассказывает Людмила Свистунова. — Однако рано или поздно всё это заканчивается, и скандалы с рукоприкладством повторяются вновь и вновь, причём периоды подарков заметно укорачиваются. К сожалению, такая цикличность сильно мешает многим женщинам предпринять решительные шаги. Они находятся в заблуждении.

Как вырваться из домостроя

Юридически факт домашнего насилия доказать достаточно трудно. Ведь женщине порой сложно решиться написать заявление в милицию, просто стыдно. А многие уже загодя знают, что милиция им не поможет. Часто семейные разборки зависают на уровне участкового. Обычно милиционеры отмахиваются от таких дел: мол, подумай хорошо, тебе ещё дальше с ним жить. Но если мужчина один раз смог поднять на женщину руку, то нет никакой гарантии, что он этого не сделает ещё раз. Только при решительном настрое можно вырваться из этих насильственных пут.

— Если женщина решилась идти к освобождению, ей стоит обратиться в Иркутский кризисный центр. По телефону доверия кризисного центра 511-966 можно получить всю необходимую информацию, — советует Людмила Свистунова. — Опытные психологи объясняют, как привлечь обидчика к ответственности, как взаимодействовать с милицией, врачами, что делать, а чего делать не стоит, и, конечно, окажут психологическую помощь. Все консультации для тех, кто испытывает семейно-бытовое насилие, бесплатны. Обратившись в Иркутский кризисный центр по факту домашнего насилия, можно получить поддержку при возбуждении уголовного дела. Домашнее насилие — это не рядовой семейный конфликт, это — преступление.

Телефон доверия Иркутского кризисного центра 511-966.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры