издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Мост через память

  • Автор: Александр ТАБАЧНИК, Иркутск

Когда в обществе брожение умов, когда оно расколото на враждебные кланы и классы - на богатых и бедных, на «красных» и «белых», на миролюбцев и экстремистов, то лишь мосты, наведённые через незабываемую память, могут способствовать народному единению. Как точно заметил уважаемый учёный историк Юрий Афанасьев, «Россия всегда была в расколе, с момента крещения Руси». Настало время преодоления этого затянувшегося раскола. Всем нам, гражданам России, пора проявить понимание и терпимость к инакомыслию, отвергая лишь идеологию экстремизма и унижения людей по расовому признаку.

Возведение в сентябре 2005 года памятника адмиралу Колчаку — увенчавшаяся успехом попытка наведения иркутянами одного из таких мостов. Можно по-разному относиться к белому движению и к его вождям. В том числе, и к Колчаку. Но ведь из истории «не вырубить топором» его заслуги как незаурядного флотоводца, полярного исследователя, патриота России. Долгое время на его имени стояло клеймо «кровавого палача». А теперь Александр Васильевич Колчак достойным образом занял своё место… Пока в качестве памятника, но, как знать, в ближайшем будущем его, возможно, признает и весь российский народ. Если историки и пресса объективно оценят его личность.

Но вот ещё один пример из далёкого прошлого. Лев Давидович Троцкий — во всём антипод Колчака. Его идейный враг. Яростный апологет мировой революции, большевистский лидер, ближайший соратник Ленина. Сегодня из молодых мало кто знает, что Троцкий основал Красную гвардию, что руководимые им полки остановили под Казанью в 1918 году наступление Колчака, чем и спасли Москву от захвата белыми. Можно ещё много о чём вспомнить, размышляя о личности Троцкого. В частности, о том, что он отказался подписывать позорный Брестский мир, и ещё о том, что он заложил организационные основы Красной Армии. Его жизнь и политическая деятельность достаточно объективно проанализированы в книге Дмитрия Волкогонова «Лев Троцкий», изданной в 1997 году. Что и послужило одной из причин изгнания Волкогонова из военно-политического руководства Советской Армии. А ведь это случилось уже в конце прошлого века, в эпоху новейшей истории России. Что же говорить о времени культа Сталина — тогда вообще «не было» Троцкого. Троцкизм был, а вот самого Троцкого — политического конкурента вождя — «не было», Вернее, имя это было под запретом. Либо упоминалось только в сопровождении самых отрицательных эпитетов.

Автор этих строк в декабре 2005 года обратился с письмом к министру обороны России с просьбой — дать разъяснение, почему на всех юбилеях Советской Армии игнорируется и по сей час имя Троцкого. Ответ, подписанный доктором исторических наук, профессором, полковником Изоновым, пришёл из Института военной истории. Я получил его спустя 12 месяцев — в январе 2006 года. Приведу строки экспертного заключения, которые кажутся мне важными: «… Л. Д. Троцкий был одним из создателей Красной Армии и флота в условиях гражданской войны. Внёс значительный вклад в организацию разгрома белого движения и интервенции. Несмотря на отдельные ошибки в руководстве военным строительством, в целом его деятельность была положительной. Однако в условиях мирного времени всё более проявляющийся авантюризм Троцкого стал наносить ущерб государственному строительству и безопасности страны».

Оставим на совести профессора-эксперта фразу об авантюризме Троцкого. Главное состоялось — оказывается, Троцкий всё-таки был! Более того, он по совокупности своих деяний как государственный деятель может быть оценен положительно. Что и требовалось доказать. Но с ним история сыграла злую шутку: он стал чужим среди своих, но не стал своим среди чужих.

Дай-то Бог нам скрупулёзно и честно разобраться и с другими историческими персонажами. Ведь не вычеркнуты из истории такие тираны, как Иван Грозный и Пётр Первый. Вот и Сталина надо объективно оценить, пускай в назидание нынешним и будущим поколениям. И памятник Сталину в совокупности с его многочисленными и невинными жертвами должен быть возведён в Москве — в виде мемориального комплекса, в котором вождя надо показать одновременно как тирана и как культовую фигуру в Великой Отечественной войне, которую боготворили и за которую отдали жизни сотни тысяч людей.

Что до Троцкого, то я рискну дать ход своей фантазии. Он ведь не просто и не только был антиподом Колчака. Удивителен такой факт его биографии: Троцкий, как и Колчак, отсидел два месяца в Иркутской пересыльной тюрьме — нынешнем СИЗО. Почему бы не представить, что на левом берегу Ушаковки на собранные иркутянами пожертвования поставлен памятник и ему? И вот они, некогда яростные враги, пытливо и примирительно смотрят друг на друга, разделённые лишь рекой Ушаковкой… В таком случае мост через Ушаковку мог бы стать настоящим символом примирения и согласия, символом единства, которого нам всем сегодня так не хватает…

В заключение я хочу напомнить о том, что не в будущем, а именно сейчас, сегодня может и должно объединять нас: это память о тех, кто храбро сражался на фронтах Великой Отечественной войны. 69 Героев Советского Союза — уроженцы Иркутской области, 13 из них родились в Иркутске. И хотя их имена высечены на граните мемориала, эти люди заслуживают большего. Правильно, видимо, сделали городские власти, присвоив Пятой Советской улице имя Героя Советского Союза Пискунова. Но разве мало в областном центре других улиц, названия которых ничего не говорят ни уму, ни сердцу, или названных именами людей, роль которых в истории нашего города мизерна: Фридриха Энгельса, Карла Маркса, Карла Либкнехта, Розы Люксембург, Урицкого, Володарского, Желябова, Халтурина? В спектре наименований явно преобладает красный цвет, словно отблеск Октябрьской революции и гражданской войны. У многочисленных туристов может сложиться представление об Иркутске чуть ли ни как о столице мирового революционного движения. А ведь история Иркутска началась не с 1917, а с 1661 года. И жили в нём люди, чьи деяния не укладывались в узкие рамки классовых конфликтов и борьбы. Увековечить бы эти имена, оценив по достоинству добрые гражданские, благотворительные и отважные ратные их дела. Подумать бы об этом всем миром. Ведь не хлебом единым живём…

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры