издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Роскошь первой необходимости

Автомобильный рынок Иркутска растёт за счёт кредитов

Личный автомобиль для жителей области перестаёт быть просто средством передвижения и становится практически предметом первой необходимости. Об этом свидетельствуют не только периодически возникающие дорожные «пробки», но и статистика автодилеров и дорожной инспекции. Каждый день в регионе продаётся и ставится на учёт до 100 автомобилей. Причём три автомобиля из пяти приобретаются в кредит, рапортуют в дилерских центрах. Эксперты заявляют о «буме» автокредитного спроса, апеллируя к тому, что в областном центре каждый день выдаётся от 40 до 60 кредитов на покупку авто. Оптимистично настроенные дилеры прогнозируют, что в 2007 году число новых иномарок, которые в основном и покупаются в кредит, вырастет не менее чем на 70%.

Ситуацию с обеспеченностью автомобилями в Иркутске можно назвать специфической: с одной стороны — японский «second hand» с Дальнего Востока, которым перегонщики исправно снабжают автомобильный рынок в предместье Рабочее, с другой — новые автомобили иностранной сборки, приобретаемые у дилеров, активно начавших осваивать региональный рынок. На продукцию отечественного автопрома спрос снижается. На 10 приобретённых иномарок приходится только одно отечественное авто, сообщили участники рынка. В конце 2006 года в Иркутской области было зарегистрировано 566164 единицы транспортных средств, большинство из которых — легковые автомобили. В месяц в регионе регистрируется 50 — 100 автомобилей, сообщили «Конкуренту» в пресс-службе ГИБДД Иркутской области. По оценкам ГАИ, ежегодно число регистрируемых авто растёт на 10-15%.

«Ассортимент легковушек на иркутских дорогах отличается, к примеру, от московских, где больше машин европейской сборки. В нашем регионе спросом пользуются подержанные «японки» 1998-1999 года, стоимостью от 7 до 15 тыс. долларов, — рассказала руководитель центра автокредитования Альфа-Банка в Иркутске Маргарита Любовникова.

Автомобильный «second hand» потеснили

Японский «second hand» теснят европейские авто, которые активно завоевывают Иркутск. «Рынок подержанных «японок» стабилен, он не растёт, — заявила редактор журнала «Автолэнд» Светлана Потапчук. — Времена, когда подержанный Land Cruiser был верхом специфического престижа, давно прошли. Отношение к вторичным автомобилям меняется даже быстрее, чем прогнозировали самые оптимистичные продавцы новых автомобилей». «Миф о том, что покупка автомобильного «second hand» позволяет сэкономить, развеивается, — продолжает главный специалист по маркетингу и развитию автохолдинга «Россо» Юлия Меньшикова. — После приобретения машины новый владелец должен выложить ещё до 30% стоимости автомобиля на то, чтобы поменять вышедшие из строя узлы и детали, жидкости, установить дополнительную аппаратуру, привести в порядок салон и другое».

Говоря о стремительном увеличении поклонников новых автомобилей, дилеры апеллируют к количеству проданных машин. «В 2006 году прирост продаж автохолдинга «Россо» составил 78%, в 2005 году — 57%, — рассказала Юлия Меньшикова. — Темп роста продаж брендов Ford (55%), Mitsubishi (71%) и Audi оказался наиболее высоким за последний год».

Представители дилерской компании «Honda» отметили, что в месяц в Иркутске покупается порядка 20 автомобилей. Самой недорогой является сегодня Honda Jazz — по цене порядка 16-19 тыс. долларов, самая высокая стоимость — 69 тыс. долларов — у Honda Legend. В Иркутской области наибольшим спросом пользуются недорогие седаны и хэтчбэки, а также — внедорожники любых марок и уровня цен, отметили в «Россо». Некоторые дилеры говорят о том, что сейчас спрос на отдельные модели превышает предложение. Так, в Иркутске пока невозможно приобрести Honda Civic 5D, стоимость которой в среднем составляет 700 тыс. рублей. На этот автомобиль выделяется небольшая квота, пояснили в дилерской компании.

Кредитный «Focus»

«Половина японского «second hand»», около 50% новых иномарок в среднем ценовом сегменте и до 80-90% в сегменте «премиум» покупается с помощью заёмных средств, — рассказала Светлана Потапчук. — Покупатели новых импортных автомобилей — люди небедные, просто взять кредит в банке значительно выгоднее, чем изымать средства из собственного бизнеса». «Трое из пяти клиентов покупают машины в кредит», — подтвердила менеджер ООО «Автосоюз» (компания продаёт подержанные и новые автомобили) Александра Старостина.

Популярность автокредитов наиболее отчётливо обозначилась в минувшем 2006 году, считает заместитель главного редактора газеты «Город Авто» Татьяна Сулоева. Каждый день 10-15 иркутских банков выдают по три-четыре кредита. Рост популярности услуги можно оценить, познакомившись с отчётами банков. «Если в 2004 году Байкальский банк Сбербанка России предоставил населению региона автокредитов почти на 86 млн. рублей, за 2005 год эта сумма выросла до 134 млн. рублей, в 2006 году — превысила 215 млн. рублей», — рассказала инспектор отдела кредитования частных клиентов Байкальского банка Елена Свичкарь.

При помощи автокредита чаще всего покупаются «европейки» российской сборки, по наблюдениям Татьяны Сулоевой, самой популярной из которых по-прежнему остаётся Ford Focus. «Цена на них не так высока, это новые автомобили с конвейера», — отметила она. Остальная часть — подержанные японские машины не старше семи лет. Позволить себе дорогие автомобили японской и европейской сборки, цена которых начинается от 40-50 тыс. долларов, может топ-менеджмент крупных региональных предприятий, на него и ориентируются дилеры, везущие авто представительского класса.

Интерес клиентов к отечественным транспортным средствам снижается, отметила Елена Свичкарь. «По информации дилеров, которые занимаются реализацией отечественных автомобилей, спрос на них есть, — рассказала Светлана Потапчук. — Невзирая на то, что последние перемены в ценовой политике ВАЗа можно назвать странными (к примеру, в 2006 г. цены на «Лады» в рублях выросли на 6%. — «Конкурент».). Обычно такие авто приобретают люди из глубинки».

Редактор «Автолэнд» отметила, что при покупке отечественного авто в кредит банки не предлагают, к примеру, специальных программ. «На русские авто, как и на «second hand», во всех банках условия кредитования гораздо тяжелее, чем на новые иномарки», — отметил один из наших собеседников. Он обратился в один из банков с просьбой о кредите на «Ниву» на семь лет, и ему отказали, зато предложили взять новую Toyota.

Обратная сторона автоизобилия

«Между банками началась конкурентная борьба за клиента при помощи специальных предложений и скидок, — считает заместитель главного редактора газеты «Город Авто». Хотя редактор «Автолэнд» отмечает, что банки не спешат слишком смягчать свои требования к заёмщику, зато становятся лояльнее в процентных ставках, последнее заметное их снижение произошло летом-осенью прошлого года. Сейчас в некоторых кредитных учреждениях процентные ставки для приобретения подержанных автомобилей составляют 20%, для новых они ниже — 15-16%.

Один из наших собеседников, изучивший возможности автокредитования в Иркутске, уверен, что «такой кредит — сервис для богатых»: «Если брать кредит на семь лет, то ежемесячный платёж для машины, которую я хочу приобрести, вместе со страховкой составит около 7 тыс. рублей. При этом за семь лет придётся выплатить денег в два раза больше, чем стоит машина».

Другой наш собеседник предпочёл для приобретения подержанной машины Renault Symbol воспользоваться кредитом на неотложные нужды. Ставка по автокредиту была на треть меньше, но нужно было выбирать из небольшого списка дилеров и в обязательном порядке страховать жизнь и автомобиль, пояснил он. Кроме того, кредит на неотложные нужды требовал минимум бумаг и дополнительных платежей. Наш эксперт не исключает, что выгода от более низкой процентной ставки не так уж и велика. «По возможности потребительский кредит нужно быстрее погашать: взяли на пять лет — погасите за два. Тогда можно сэкономить на выплатах процентов», — утверждает он. Примерно треть потребительских кредитов была направлена клиентами на приобретение транспортных средств, отметила Елена Свичкарь.

Говоря о перспективах развития рынка автокредитования в регионе, эксперты отметили, что он «имеет большой потенциал и будет активно развиваться в дальнейшем». Возможен пересмотр процентных ставок и условий в сторону их смягчения, полагает Маргарита Любовникова. Она не исключает приход новых автодилеров в регион, в частности, Mazda. «Скорее всего, в 2007 году на рынке Иркутска появятся ещё один-два новых дилерских центра, — прогнозирует Юлия Меньшикова. — Их приход не повлияет на расстановку сил основных игроков, так как рынок практически полностью сложился к концу прошлого года».

По её мнению, в 2007 году региональный рынок новых иномарок вырастет не менее чем на 70%. Хотя уже сейчас некоторые семьи иркутян располагают не одной, а двумя или тремя машинами. Автомобиль перестал быть роскошью и даже средством передвижения, он становится едва ли не предметом первой необходимости, полагают эксперты. Впрочем, налицо и обратная сторона такого положения вещей: Иркутск уже не справляется с существующим количеством автомобилей. «Наш город и так небольшой, с узкими дорогами, уже сейчас идёт застройка с нарушением «красных линий», которые предназначены для расширения дорожной полосы», — отметила Маргарита Любовникова.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры