издательская группа
Восточно-Сибирская правда

По одну сторону «круглого стола»

Открытый диалог между участниками строительного рынка

  • Автор: Сергей ДОЗОРИН

Во время встречи за «круглым столом» цементники, бетонщики и строители Приангарья выяснили, что запас карман не тянет, один в поле не воин и пора выводить сотрудничество с железной дорогой на более конструктивный уровень. И в первую очередь гости убедились, что, вопреки многочисленным слухам, Ангарский цемзавод, управляемый ОАО «ХК «Сибирский цемент», стоит на прежнем месте, работает и выпускает продукцию в полном объёме. Кстати, «круглые столы» прошли и на других предприятиях «Сибирского цемента», ведь полное обеспечение потребностей клиентов в цементе - приоритетное направление в работе холдинга. А об этих потребностях нужно знать.

Не за горами начало нового строительного сезона. В отличие от Красноярского края, Новосибирской и Кемеровской областей в Приангарье строители пока не имеют возможности возводить жильё в холодное время года. В связи с этим на летние месяцы приходится пик потребления цемента. Таким образом, единственный в Иркутской области цементный завод, производящий продукцию круглый год, вынужден продавать часть цемента за пределы региона. Учитывая медленное, но верное увеличение объёмов строительства, такое положение дел может привести к тому, что цемента в области будет хватать не всем. Дабы избежать острых ситуаций, когда стройка может быть лишена цемента вообще, руководство Ангарского цементно-горного комбината (АЦГК) предложило своим основным партнёрам уже сейчас позаботиться о товарном запасе. Этот и другие вопросы были обсуждены в рамках «круглого стола».

В конференц-зале заводоуправления АЦГК 26 января собрались представители 14 крупнейших строительных предприятий и бетонных заводов Иркутской области. Среди них «Иркутскжилстрой», компания «Современный бетон», «Бетон ШИК», Ангарское управление строительства, Приангарская строительная компания.

Деятельность организаций, являющихся основными потребителями цемента в Иркутской области, напрямую зависит от поставок продукции Ангарского цемзавода. Первая встреча за «круглым столом» состоялась минувшим летом, она показала, что открытые диалоги между участниками рынка не просто возможны, а необходимы. Если выстраивать деловые взаимоотношения с партнёрами в одностороннем порядке, это рано или поздно может привести к сбоям и непониманию. Один в поле не воин — эта поговорка как нельзя лучше отображает специфику строительной индустрии, где множество предприятий замкнуты в единую неразрывную цепь. Увы, в настоящий момент строители Приангарья зачастую вынуждены преодолевать свои проблемы в одиночку. Тем ценнее опыт «круглых столов», где «глаза в глаза» партнёры находят пути для дальнейшего продуктивного сотрудничества.

Генеральный директор ОАО «Ангарскцемент» Сергей Соколов рассказал, каких результатов предприятию удалось добиться в 2006 году и какие планы завод намерен реализовать в ближайшем будущем. Так, например, по востребованному цементу марки 500 ожидается прирост более чем на 30 процентов. Ангарск планирует выпускать не менее 40 тысяч тонн «пятисотки» в месяц. С учётом того, что ежемесячный выпуск марки ПЦ-400-Д20 превышает 80 тысяч тонн, можно поздравить АЦГК с тем, что он не только вышел на проектную мощность, но и начал наращивать объёмы производства. Это стало возможным благодаря инвестиционным программам холдинга «Сибирский цемент», который, по сути, осуществляет управление предприятием. На заводе уже реализован ряд проектов по реконструкции и модернизации. В настоящий момент заключены контракты или объявлены тендеры на дальнейшие работы в этом направлении.

И всё же местные потребители цемента должны понимать, что 120-125 тысяч тонн продукции в месяц — это всё, что сейчас может предложить Ангарский цемзавод. Несмотря на разговоры о дефиците цемента на рынке Иркутской области, «Ангарскцемент» зачастую сталкивается с ситуацией, когда его продукция просто-напросто оказывается невостребованной. Естественно, следуя законам рынка, предприятие вынуждено отвечать на предложения о покупке, поступающие из других регионов. Уже в этом году в Красноярск отгружено 17 тысяч тонн. Для сравнения: иркутские потребители в течение января приобрели всего 14 тысяч тонн. Это служит наглядным показателем, какими темпами ведётся строительство у нас и наших соседей. Стоит учесть, что на территории Красноярского края работает собственный цемзавод.

На этом фоне цементники предложили крупным потребителям области уже сейчас начинать приобретать цемент, создавая некий запас, призванный подстраховать предприятия от перебоев в работе, в случае если позже, в пик сезона, возникнут какие-либо проблемы с поставками. Несмотря на то, что сейчас строителям цемент просто не нужен, они не должны игнорировать необходимость вкладывать деньги в заблаговременное приобретение стройматериалов. Таким образом, они получат гарантию, что цемент не уйдёт по другим направлениям и в области не возникнет острый дефицит. Разумеется, в преддверии сезона, дабы не допустить серьёзных срывов по отгрузке, цемзавод наполнит «стратегическим» запасом и свои склады.

— Мы все находимся в условиях рынка. Мы все должны как-то выживать, — прокомментировал предложение Сергей Соколов. — В первую очередь отгрузка будет осуществляться в Иркутскую область, это направление приоритетно. Но если в мае, когда завод начнёт работать в полную силу, Иркутску снова окажется не нужен навальный цемент, что же тут поделаешь — будем продавать кому-то ещё.

Запас так же необходим в связи с тем, что в пик сезона, когда спрос на цемент будет огромный, на железной дороге может возникнуть нехватка подвижного парка. Эта проблема давно является одной из острейших. Вопросам, связанным с железной дорогой, участники «круглого стола» уделили особое внимание.

Обсуждая сбытовую политику АЦГК по итогам 2006 года, участники «круглого стола» отметили, что около 70 процентов возникавших проблем связано с перебоями в поставке железнодорожным транспортом.

— Это достаточно слабое звено нашей работы, — признала Галина Головик, директор ООО «Торговый Дом Цемент».

Несмотря на то, что «Ангарскцемент» увеличил количество собственных хопров (вагонов для транспортировки цемента) до 120 штук, подвижного состава для отгрузки продукции остро не хватает. Случалось, что по этой причине поставки задерживались более чем на две недели. Сейчас в процессе согласования находится предоставление железной дорогой на нужды цементной промышленности 70 зерновозов. Для перевозки пищевых продуктов они уже не пригодны, а вот строителям пришлись бы в самый раз. Конечно, потребуется некоторая доработка этих вагонов под цемент. Но «Сибцем» поддерживает Ангарский завод в дополнительных вложениях, направленных на оптимизацию работы в пик строительного сезона. Вопрос будет окончательно решён в середине февраля. Если железнодорожники не подведут, то за каждой крупной строительной организацией будет закреплено по нескольку вагонов, которые будут пущены «по короткому плечу».

Впрочем, нехваткой вагонов проблемы, связанные с железной дорогой, не ограничиваются. Даже если цемзавод производит отгрузку тому или иному клиенту в срок, это не всегда означает, что вагоны с цементом оказываются на станции назначения согласно договору. Железнодорожникам не интересно работать с ежедневными поставками, состоящими, как правило, из трёх-четырёх вагонов. Поэтому они в течение какого-то времени собирают их на сортировочных станциях, а затем отправляют составом. В некоторых организациях железнодорожные тупики рассчитаны на небольшое количество вагонов, поэтому, когда им привозят сразу целый поезд из девяти-десяти вагонов, руководителям приходится немало поломать голову над тем, как развязывать образовавшийся узел. При этом следом идут другие отгрузки, образовывается настоящий вал, хотя до этого вагоны по нескольку дней отстаивались на Суховской или на станции Иркутск-Сортировочный.

С аналогичными проблемами сталкивается и сам цемзавод, на который по железной дороге поступает уголь для печей и мрамор из Слюдянки. В прошедшем году возникла ситуация, когда из-за недопоставки сырья по вине железнодорожников завод чуть было не остановился. Тогда руководство АЦГК вступило в спор с транспортниками и добилось положительных результатов.

— Железной дорогой должны заниматься не только мы, как грузоотправители, но и вы, как грузополучатели, — обратился к присутствующим Сергей Соколов. — Тогда, возможно, диалог будет более продуктивным.

В ответ на это кто-то заметил, что существует Союз строителей Иркутской области, который может стать консолидированным органом, отстаивающим интересы индустрии, в том числе и в вопросах, связанных с железнодорожниками. Ведь из-за задержки поставок по цепочке страдает вся стройка. Будем надеяться, что это замечание не останется без внимания в той организации, на которую уповают участники «круглого стола».

— Пришло время более жёстко работать с железной дорогой, — подчеркнул Сергей Валентинович. — Нельзя ставить себя в ситуацию, когда мы вообще ничего не можем сделать.

В рамках встречи «Ангарскцемент» предложил обсудить типовой договор на 2007 год. Немалое место в документе уделено гарантированности заявок. Теперь стороны будут нести ответственность за сбои в поставках вплоть до штрафных санкций.

— Испытывая большие трудности с недоподачей железнодорожного транспорта, мы столкнулись с ещё одной проблемой — необязательностью покупателей выполнять поданные заявки, — констатировала Галина Головик. — В 2006 году железная дорога нас постоянно штрафовала за то, что мы «снимали» поданные вагоны из-за того, что сделавшие заявку клиенты в дальнейшем отказывались эти вагоны забирать. Согласитесь, получается не очень справедливо. На сегодняшний день мы приняли решение переложить эту ответственность на недобросовестных клиентов. Штрафы по итогам года складываются в весьма внушительные суммы. Мы не можем нести потери из-за чьей-то необязательности.

После обсуждения новых условий по подаче и оплате заявок участники «круглого стола» в целом с нововведениями согласились. Теперь заявка будет считаться гарантированной, если за пять дней до начала отгрузки будет произведена 100-процентная предоплата партии. Если клиент сделает заявку, но не оплатит её, согласно договору, цемзавод оставляет за собой право взыскать с покупателя неустойку или вовсе отказаться от выполнения заявки.

— Эти меры призваны дисциплинировать участников рынка, — отметил Сергей Соколов. — Мы ни в коей мере не хотим каким-то образом ущемлять чьи-то интересы. Напротив, взаимоотношения между партнёрами должны стать более гибкими, мобильными и цивилизованными.

Генерального директора АЦГК полностью поддержала Галина Головик:

— Новые условия, по нашему мнению, гарантируют чёткое понимание между сторонами. То есть вы подаёте определённую заявку, мы, принимая и согласовывая её, гарантируем вам поставку указанного объёма, проводим всю работу для того, чтобы эту заявку выполнить. На сегодняшний момент, когда область подходит к реальному дефициту цемента, мы заинтересованы, чтобы наши договорные обязательства выполнялись на 100 процентов.

Строители, со своей стороны, выразили готовность обсуждать предлагаемые условия и находить взаимовыгодные варианты сотрудничества.

По сравнению с предыдущим годом ёмкость потребления цемента в Иркутской области выросла на 25 процентов. То есть если в 2005 году в регион было поставлено 419 тысяч тонн цемента, то в минувшем году эта цифра составила 614 тысяч тонн. При этом доля присутствия Ангарска на рынке области уменьшилась с 94 до 86 процентов.

— Это связано прежде всего с началом поставок с Тимлюйского цементного завода, — уточнила Галина Головик.

Продолжатся поставки цемента из Бурятии и в этом году. Ангарские цементники ни в коем случае не считают своих забайкальских коллег конкурентами. Ведь Тимлюйский завод также входит в состав «Сибирского цемента». И то, что ранее декларировалось, сегодня воплощается в жизнь: предприятия холдинга способны справиться с ростом потребностей в цементе общими усилиями. Поставки «Тимлюйцемента» — подспорье для всей стройиндустрии Иркутской области. В рамках холдинга ангарчане намерены даже оказать содействие «Тимлюйцементу» в регулировании его отношений с прибайкальскими партнёрами.

Диалог за «круглым столом» длился более полутора часов. Было затронуто много узкопрофессиональных вопросов. Подробно изучены определённые моменты по документообороту. Но главное, пожалуй, то, что беседа в целом получилась конструктивной. Цементники, бетонщики и строители ещё раз убедились, что любые проблемы разрешимы и практически на все вопросы можно найти ответы. Вероятно, и в дальнейшем они начнут выстраивать свои диалоги друг с другом таким образом, что любой стол, даже самый прямо-угольный, будет становиться «круглым», когда нет противоположных сторон, а есть единомышленники и партнёры.

Итоговой резолюцией встречи на АЦГК можно назвать решение участников о совместном праздновании Дня строителя. И хотя до августа ещё далеко и предстоит проделать немало работы, будем надеяться, что данный неформальный договор останется в силе. Ведь это будет означать, что в стройиндустрии Приангарья всё более или менее в порядке и нет серьёзных разногласий. От этого, согласитесь, выиграет весь регион, которому необходимо жильё, новые заводы и прочие «замешенные на цементе» объекты. А значит, нужны крепкие компании, способные ставить перед собой чёткие задачи и решать их. Такие, как «Сибирский цемент» и «Ангарскцемент», будут весьма кстати.

На снимке: Сергей Соколов и Галина Головик на «круглом столе»

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры