издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Аграрная интеграция

На базе Иркутской сельхозакадемии создан научно-образовательный комплекс

- Приятно встретить столь редкого гостя в стенах нашего учебного заведения, - приветствует меня проректор по учебной работе Иркутской сельскохозяйственной академии Владимир Дорофеев.

— Вы не совсем правы, Владимир Николаевич, — под пристальным вниманием «Восточно-Сибирской правды» — многие ваши выпускники, работающие практически во всех отраслях сельского хозяйства.

— Ну, если так повернуть вопрос, то я пас, — поднял руки Дорофеев, — в любом случае мы рады возможности рассказать читателю, чем живёт сегодня академия, какие задачи ставит перед собой.

— Владимир Николаевич, расскажите немного о себе.

— Родился в деревне Наратай Братского района. После школы поработал в совхозе «Путь Ленина» Баяндаевского района у знаменитого председателя Александра Васильевича Перевалова. А с 1965 года — в нашем вузе. Был ассистентом, потом преподавателем, доцентом. Защитил диссертацию, стал кандидатом технических наук. С 1985 года — на должностях проректора по научной, потом по учебной работе.

— Вы знаете, что меня несколько удивляет, Владимир Николаевич, — сам факт открытия института в тридцатые годы прошлого века именно в Иркутской области — далеко не лучшей для ведения сельского хозяйства по природно-климатическим условиям. Причём он был едва ли не единственным подобным вузом в Восточной Сибири. Так?

— Тогда — единственным. Сюда «прислали» учиться студентов Тихоокеанского института, охотоведческого отделения из Москвы, и вот свыше 70 лет назад первые 125 человек переступили порог здания на улице Тимирязева. А сейчас мы с вами беседуем в окружении учебных корпусов, общежитий, жилых домов в целом посёлке — Молодёжном. За это время с пяти специальностей институт «дорос» до 18, в 1996 году стал академией. У нас сегодня работают десятки докторов и кандидатов наук, имена многих выпускников известны далеко за пределами Приангарья.

— Владимир Николаевич, ещё недавно академия готовила выпускников по восьми специальностям. Понятно, что это основные, базовые, что ли, специальности, годами обкатанные в вузе. А сейчас — уже по восемнадцати. За счёт чего?

— Специфика обучения у нас такова, что любая специальность связана с землёй, — этим мы отличаемся от любого вуза в городе. Да, во многих из них открыты сегодня специальности экономистов, бухгалтеров… У нас тоже. Но наши-то — отраслевики! Они готовятся работать в сельском хозяйстве — значит, надо знать его в нужном объёме: растениеводство, животноводство, машинно-тракторный парк и т.д.

— Академия — вуз двойного подчинения?

— Да. С одной стороны, мы выполняем рекомендации и приказы Министерства сельского хозяйства, с другой — учим студентов по программам Министерства образования. Финансирование идёт из Министерства сельского хозяйства, но нам приходится зарабатывать на жизнь и самим. Всё бытовое и учебное хозяйство на наших плечах. И хотя Минсельхоз в последние годы значительно увеличил финансирование, но денег на многое, что мы хотели бы у себя сделать, конечно же, не хватает. Тем более и коммерческий набор у нас скромнее по сравнению с другими вузами Иркутска. Я думаю, понятно, почему: откуда у сельского жителя деньги на учёбу отпрыска?

— Наверное, не ошибусь, если предположу: в силу разных причин, в том числе и материальных (зарплата в сельском хозяйстве одна из самых низких), у вас, видимо, есть проблемы с набором.

— Да, сейчас он стал меньше. Лет 20 назад мы набирали на первый курс 800 человек. Надо заметить, что сокращение набора прошло по всем сельхозвузам страны — таково решение министерства. Объяснение простое: многие другие вузы готовят специалистов, способных работать в сельском хозяйстве.

— Хотя дефицит таких специалистов есть?

— Безусловно. И во многом это объясняется низкой заработной платой, отсутствием жилья, выпускники ищут места «потеплее». Вот, смотрите, на столе у меня заявка: требуется главный инженер в машинно-тракторный парк. Оклад 500 рублей. Кто пойдёт на такие деньги? Ни разу я не встречал, чтобы предложение было свыше трёх тысяч. Исключая, правда, Усольский район: там картина другая. Есть у нас целевой набор, он несколько выправляет положение: под определённый процент выпускников заключаются договоры с районными администрациями. Такие договоры есть и с Саха-Якутией, Хакасией, Тывой… Власти обязаны трудоустроить такого выпускника, по возможности решить и жилищный вопрос. Но число «целевиков» также, увы, уменьшается.

— Вуз — и не только ваш — по определению должен давать студентам современную методику, разработки, соответствующие требованиям времени. Я понимаю, что, допустим, компьютерами академия оснащена. А как быть с современной сельхозтехникой — ведь она стоит миллионы? Хотя, наверное, деньги выделяет министерство.

— Да на один комбайн, и всё! Приходится зарабатывать, где это возможно, самим: внебюджетные средства, тот же коммерческий набор, довольно активно выступаем с образовательными программами, организуем курсы. Помогает управление сельского хозяйства: по лизингу за три года мы приобрели три зерноуборочных комбайна, четыре трактора, силосоуборочный комбайн. Зимой технику изучаем, летом на ней работаем.

В этом году вводим в строй новейшую животноводческую ферму с современным отечественным и импортным оборудованием. Там будут классы, учебные кабинеты для зоотехников, ветеринаров, инженеров. В Оёке у нас есть участок в 2,5 тысячи гектаров — там зерновые, картофель, опытное поле кафедры земледелия. Имеем учебный парк тракторов, сельхозмашин, по программе студенты должны получить водительские удостоверения. Такую же «обкатку» проходят агрономы, агроэкологи. Основная практика проходит на собственных полях, фермах, в парках. У нас есть учебное хозяйство — в Голоустном получают практические навыки агрономы, биологи, ботаники, зоологи: здесь четыре собственные базы. В СИФИБРе, на мясокомбинате также знают наших практикантов. А производственную практику большая часть студентов проходит в хозяйствах Усольского района, там, где есть чему поучиться. В Белореченске — целый учебно-производственный комплекс. Некоторые студенты проходят практику в своих районах.

— Какие же специальности сейчас наиболее популярны, Владимир Николаевич?

— Пожалуй, самые популярные сегодня — это землеустройство и земельные кадастры; финансы и кредит; бухгалтерский учёт; высокий конкурс на ветеринарию. Сравнительно небольшие конкурсы — на специальности «агрономия», «зоотехния», «механизация сельского хозяйства» и «профессиональное обучение» (подготовка работников для ПТУ). Кстати, все дипломные работы выполняются по результатам научных исследований студентов. Вообще же (этого требуют программы министерства) в ближайшие годы мы постепенно переходим на двухступенчатое обучение: бакалавриат и магистратуру. Специалисты будут готовиться пока только по редким специальностям.

Активно «выращиваем» «собственных» учёных — у нас больше ста аспирантов. В 2006 году защитились 20 кандидатов и двое докторов наук. На базе академии создан аграрный научно-образовательный комплекс, в составе которого Иркутский и Тулунский аграрные техникумы, Иркутский НИИ сельского хозяйства, региональный Институт подготовки и переподготовки кадров, индустриально-педагогический колледж, СХОАО «Белореченское», СИФИБР и другие производственные и учебные организации. Конечно же, за счёт такой интеграции научного, образовательного и инновационного потенциала легче будет добиться движения вперёд.

— Владимир Николаевич, ваши абитуриенты — и это вполне логичное предположение — ребята из села. И, похоже, приходится вам на экзаменах снижать планку требований.

— Здесь есть нюансы. Да, это в основном сельские ребята — процентов 80. Они уже кое-что знают в сельских профессиях, некоторым приходилось и самостоятельно поработать. Но школьная подготовка, что называется, не самая блестящая. Для многих, например, сдача ЕГЭ была просто катастрофой. Но мы считаем: вместо того, чтобы требовать от них невозможного, надо помочь им прежде всего адаптироваться.

— Есть ли у вас хоть какая-то форма распределения?

— Что касается распределения, то его в прямой форме нет — обязать поехать молодого специалиста на село мы не можем. Но в течение учёбы, практики многие студенты уже присмотрелись к тем местам, где им интересно будет «бросить якорь».

На снимке: Владимир Дорофеев

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры