издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Патриотизм по контракту

В нынешнем году заканчивается реализация федеральной целевой программы по переводу армии на контрактную основу. По информации пресс-службы Сибирского военного округа (СибВО), к 2008 году количество служащих по контракту в СибВО увеличится более чем на треть и достигнет 11 тысяч. Военных пытаются привлечь стабильной заработной платой и льготами. Однако уже сейчас реформаторы сталкиваются с трудностями перевода на контракт: служивые считают заботу государства недостаточной, а жалованье — низким. Тем не менее реализация программы продолжается. Как будет выглядеть основная часть вооружённых сил после 2008 года, выясняли корреспонденты «Конкурента» ЕКАТЕРИНА АРБУЗОВА и КСЕНИЯ ДОКУКИНА.

Места в строю

Атмосферу военной жизни удалось ощутить только в пределах кабинетов начальников. Строгие правила здесь распространяются и на «гражданских»: к прессе контрактники заходили по одному, нередко беседовали под присмотром командиров, а на многие вопросы отвечали: «Это государственная тайна». В ангарской воинской части 3695 сообщили, что на контрактной основе у них служит более 500 человек, однако процент от общего количества служащих назвать отказались: количество личного состава — тайна. Всего по СибВО около семи тысяч контрактников. В Иркутской области частично или полностью переведены на контрактную основу оперативный полк в Ангарске, бригада в Иркутске и отряд пограничного контроля в аэропорту. Впрочем, служат сибиряки, по выражению начальника отдела по набору служащих по контракту майора Сергея Палия, на территории от Североморска до Петропавловска-Камчатского.

Правда, у прапорщика разведывательной роты воинской части 3695 Андрея Вострикова возможности выбрать место службы не было. Он, как и многие призывники, воспользовался правом заключить контракт после года срочной службы. Вместо двух лет Андрей служит уже четвёртый (минимальный срок контракта — три года), но за жалованье. Такие контрактники остаются там, куда их направили по призыву. «Обычно я «успокаиваю» ребят, что у нас полк постоянной боевой готовности, поэтому приходится служить и в «горячих точках», — говорит заместитель командира ангарского полка по работе с личным составом Константин Радле-Десятник.

«Гражданские», уже прошедшие срочную службу, могут выбирать. Прапорщик отделения пограничного контроля «Иркутск-Аэропорт» отряда пограничного контроля «Байкал» Юрий Большедворский стал контрактником через год после окончания срочной службы. «После армии всегда отдохнуть хочется. Год помотался на «гражданке» и решил в погранотряд пойти», — рассказывает он. «Гражданским» поступить на службу по контракту, да ещё и в привилегированный погранотряд, непросто. Юрий проходил медицинскую комиссию, профотборы, психологические опросы, сдавал нормативы физической подготовки. «Даже если человек подходит по всем показателям, кроме физического, на службу его не возьмут», — комментирует начальник отделения пограничного контроля «Иркутск-Аэропорт» отряда «Байкал» Виктор Сидоров.

Женское счастье

Несмотря на долю профессионального риска и мнение, что у армии не женское лицо, женщин на военной службе довольно много. Все подразделения отряда пограничного контроля «Байкал» на 70% укомплектованы женщинами, иркутское подразделение — наполовину. Женские служебные обязанности от мужских не отличаются: на контрактной основе в погранотряд их, как и мужчин, принимают на должность контролёра. «Женщина — пограничник» звучит гордо», — считает контролёр отделения пограничного контроля «Иркутск-Аэропорт» отряда «Байкал» Галина Репко. В погранслужбу она пошла по стопам отца, который раньше был командиром части. «Многие женщины идут служить вслед за мужьями-офицерами», — отметил Виктор Сидоров.

В ангарском полку постоянной боевой готовности список «женских» профессий шире: делопроизводители, связисты, начальники складов, повара, финансисты, медработники. Физическая подготовка у женщин-контрактников такая же, как у мужчин: боевая, строевая, огневая. «У нас в разведывательной роте служила даже обладательница коричневого пояса по каратэ-до», — рассказал Андрей Востриков.

Легко пойти на контракт

Число военных по договору пополняется в основном за счёт призывников, которые легко идут на контракт после года срочной службы, отмечает Константин Радле-Десятник. По информации областного военкомата, численность контрактников с «гражданки» ниже: за 2006 год в контрактники было принято 600 жителей Иркутской области, в 2005 — на 50 человек меньше. Радле-Десятник считает службу по контракту выгодной. «На «гражданке» безработица, нестабильность, а здесь регулярная зарплата», — говорит он и называет армию «кусочком коммунизма среди демократии».

Считается, что солдатам-контрактникам платят большие деньги, на самом деле они получают 7-8 тыс. рублей, бесплатное питание и паёк, который им выдаётся в денежном эквиваленте. «Зарплата, конечно, невысокая, — признаёт Андрей Востриков. — На мирных профессиях можно заработать гораздо больше, но служба — это призвание». Основная масса военных-контрактников — жители деревень, для которых такая сумма существенна. В командировках заработок увеличивается в два-три раза — 19-20 тыс. руб. Однако, по замечанию майора Палия, в «горячие точки» — Чечню и Дагестан — едет всё меньше контрактников. В прошлом году из региона туда отправились всего 10% от общего числа служащих на контрактной основе.

Повышенную зарплату — в полтора-два раза больше, чем у рядовых контрактников, — получают пограничники. Неудивительно, что желающих работать в отряде пограничного контроля очень много. «В настоящее время в Иркутске должностей вакантных нет. Если люди вдруг увольняются, то это место быстро занимают», — говорит зам. начальника отряда пограничного контроля «Байкал» по кадрам и воспитательной работе отделения пограничного контроля «Иркутск-Аэропорт» отряда «Байкал» Олег Ванхольский.

На службу по контракту людей привлекают и льготы: бесплатный проезд к месту отпуска и обратно, поступление в учебные заведения на внеконкурсной основе, путёвки на юг, ипотечная программа для контрактников. Пенсионный возраст у контрактников начинается раньше, чем у людей мирных профессий, — в 45 лет.

У наёмников есть преимущества и перед обычными призывниками. У первых более свободный распорядок дня: на службу ходят как на работу. «Головной убор контрактника — меховая шапка, — поведали в ангарской воинской части, — а у призывника — «тушканчик», или «чебурашка». Ещё контрактнику разрешено кожаные перчатки носить».

Обратная сторона воинской медали

О минусах службы по контракту свидетельствует статистика. По данным областного военкомата, порядка 20% от поступивших на военную службу разрывают контракт. Обычно это происходит в первые месяцы службы. «Грустная тема», — говорит об увольнениях майор Палий. В основном разрывают или не продлевают контракты офицеры по семейным обстоятельствам. Солдатам, перешедшим со срочной службы на контрактную, увольняться раньше срока невыгодно. Два года службы контрактника равны одному году призывника. Так что дослуживать, но уже без жалованья, всё равно придётся. Зачастую наёмника увольняют за несоблюдение условий контракта (употребление спиртных напитков). Разрывают контракт и с не прошедшими испытательный срок (3 месяца), но таких немного — около 5 %.

Проблемы перевода армии на контрактную основу связаны с тем, что система отрабатывается лишь с 2004 года и ещё не отлажена, считает Константин Радле-Десятник. В погранотряде добавляют, что государство недостаточно заботится о военнослужащих: цены растут быстрее, чем зарплата контрактников. «Будем работать, учиться, набивать шишки», — резюмирует Радле-Десятник. Военные затрудняются ответить на вопрос, оправдан ли перевод армии на контрактную основу. «Это приказ свыше. А в армии, как известно, приказы не обсуждаются, а выполняются».

Фото Дмитрия ДМИТРИЕВА

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры