издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Как жильцов мучили за их же деньги

  • Автор: Людмила АРТЕМЬЕВА, пресс-секретарь управления Роспотребнадзора по Иркутской области

В прошлом году более 170 жителей области обратились в управление Роспотребнадзора с жалобами на качество коммунальных услуг. Специалисты проверили около 40 предприятий ЖКХ. Выявлено 49 нарушений прав потребителей.

Взять, к примеру, иркутскую управляющую компанию ООО «Северо-Запад», возглавляемую Константином Маркеловым. Ни в договорах, заключённых с владельцами жилых помещений, ни в Правилах оказания услуг не указано, в какое время можно отремонтировать кран или заменить батарею. Неведомы жильцам ни нормы потребления воды, тепла, электроэнергии, ни сроки устранения неисправностей и аварий. Людей обязывают за свой счёт ремонтировать подъезды. Никто не ознакомил потребителей с правилами предоставления услуг, тарифами, условиями оплаты.

В ОАО «Иркутскэнерго» клиенты вынуждены оплачивать из своего кармана установку, ремонт, государственную поверку счётчиков — хотя они находятся в собственности энергетиков. В Иркутске, кроме того, завышаются нормативы электроэнергии в квартирах, оборудованных электрическими плитами.

Тайшетский предприниматель Иван Хомусяк содержит часть городских домов. У него работают дворники, сантехники, сварщик. Но трудовых договоров с ними нет. Не разработан план подготовки к отопительному сезону. Заявки от жильцов не регистрируются. Наряды на услуги не составляются. Отсутствует информация о режиме работы, правилах предоставления услуг, ценах на сантехнические работы.

Повсеместно встречаются такие нарушения, как несоблюдение температурного режима в помещениях, нагрева воды, сроков устранения недостатков, случаются перепады напряжения в электрической сети, оборудование не обслуживается.

— Низкое качество содержания жилищного фонда объясняется невыполнением предприятиями ЖКХ своих прямых обязанностей, — говорит заместитель начальника отдела по защите прав потребителей Людмила Пельменева.

Не случайно за 2006 год за разные нарушения в сфере ЖКХ заведено 34 административных дела. Оштрафованы 8 юридических и 25 должностных лиц на 107 тысяч рублей. В их числе — тайшетское МУП «Коммунальник», усть-илимское ООО «Санитас», ДЭЗ №1 Иркутска и многие другие. На ОАО «Иркутскэнерго» подано в суд.

Можно ли управлять жильём, не мучая людей за их же деньги? Почему нет. В Ангарске, например, несколько лет назад создали компанию «ДОСТ» — дирекцию объединённых строительных трестов. Она получила незавидное наследство: 40 миллионов долгов перед поставщиками, 20 миллионов рублей убытков и не лучшее состояние жилья. В таких условиях без дополнительных бюджетных средств за полтора года предприятие вышло из кризиса, погасив задолженность и убытки, стало ремонтировать жильё и благоустраивать территорию.

Сейчас «ДОСТ» содержит более миллиона квадратных метров жилья. Причём содержит достойно. Заключён договор на патрулирование и охрану территории с частным агентством, оборудован кабинет участкового милиционера. В 2004 году компания заняла третье место во всероссийском конкурсе. На следующий год ангарчане получили два призовых места в российском конкурсе в номинациях «Лучший проект ЖКХ» и «Лучшее предприятие ЖКХ по соблюдению принципов социальной ответственности». А по итогам года Ангарск назван самым благоустроенным городом России. Премия — девять миллионов рублей — затрачена на благоустройство города. Побелены дома. Радуют глаз новые крыши и водосточные трубы, зелёные, чистые улицы. В чём же секрет успеха?

Весь жилищный фонд обслуживают частные управляющие компании. Большие деньги, которые раньше шли на содержание жилищно-коммунальных предприятий, теперь тратятся на капитальный ремонт домов и объектов социальной сферы, строительство дорог, различные муниципальные программы.

Система расчётов на жилищно-коммунальные услуги определена службой заказчика на основе договоров. За нарушение условий применяются экономические санкции. Заключаются договоры на основе открытых конкурсов и путём размещения муниципальных заказов.

В 2005 году, например, были проведены открытые конкурсы по капитальному ремонту кровли, фасадов, систем отопления и водоснабжения, распределительных и осветительных сетей электроснабжения, замене лифтов, изготовлению контейнеров для мусора, содержанию зелёных насаждений и устройству цветников.

Весной прошлого года в городе проведён конкурс по санитарной очистке и благоустройству территории. В нём приняли участие жилищные организации, промышленные предприятия. Здесь определены лучшие жилищно-эксплуатационная организация, двор, дом, подъезд. Победителям вручены денежные премии.

Управляющие компании устраивают праздники для жителей — «Родной двор», «День труда», «Солнечный город», «Надёжный жилец», велогонки для детей, первенства по футболу среди дворовых команд.

Специалисты Роспотребнадзора не обнаружили при проверке компании «ДОСТ» ни одного нарушения. И жалоб на работу ЖКХ здесь нет.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры