издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Кредит — дело тонкое

  • Автор: Людмила АРТЕМЬЕВА, пресс-служба Роспотребнадзора

В прошлом году в разные контролирующие организации области поступило 39 жалоб на банки. Братчанка Татьяна Сидорова купила в кредит электроплиту. Через семь месяцев, когда выплатила всю сумму, банк «Русский стандарт» прислал ей дисконтную карту с буклетом. Предлагался кредит - 100 тысяч рублей. - В то время я нуждалась в деньгах, - призналась женщина. - Позвонив по указанному телефону, узнала о льготных условиях. Если ежемесячно переводить банку четыре тысячи рублей, то за три года рассчитаюсь. Ничего, что переплачу 50 тысяч, думала я. Эти условия я сочла приемлемыми. И никто из финансистов не объяснил мне, что минимальная сумма включает проценты, комиссию за пользование кредитом и другие платежи. А погашение основного долга начинается только через...27 месяцев.

Разве могла северянка предположить, что платить ей придётся девять с половиной лет и сумма выплат составит… 456 тысяч рублей. Об этом Татьяна Владимировна узнала, лишь получив первый счёт. Ошарашенная новостью, она позвонила в банк.

— Бесплатный сыр бывает только в мышеловке, а сведения о тарифах прочитайте на сайте, — последовал ответ.

— Разобраться с информацией на сайте банка я не смогла и снова позвонила в «Русский стандарт», — говорит Сидорова. — Но разъяснить ситуацию простым человеческим языком там отказались. Оказалось, что я не одна такая непонятливая. Среди моих знакомых человек двадцать попали в такую же кабалу. Может, банк умышленно так преподносит информацию, чтобы простой человек не понял, во что он впутывается? Настолько мудрёно написаны условия кредитования, особенно для тех, кто никогда не сталкивался с банковскими операциями.

Женщина уверяет, что письменный договор о предоставлении дисконтной карты с открытием банковского счёта с нею не заключали. В этом случае сделка считается недействительной, её можно расторгнуть в судебном порядке. А если договор был? Может, она не поняла или не читала его. Такое тоже бывает.

Потребители заблуждаются, думая, что услуги московских банков дешевле. Берут кредит, а выплачивают потом суммы в четыре раза больше. Лучше сначала проконсультироваться у специалиста. В областном центре четыре общественных организации по защите прав потребителей. Можно обратиться и в управление Роспотребнадзора. Сюда тоже поступают жалобы на банки. Недавно, например, обратилась иркутянка, у которой был долг банку… 98 копеек. Казалось бы, ерунда. А через два года этот долг обернулся в две тысячи рублей.

— Надо ужесточить требования к информации о потребительских кредитах, — считает заместитель начальника управления Роспотребнадзора Людмила Пельменева. — Проблема в том, что сегодня люди, не имеющие финансовых знаний и опыта кредитования, столкнулись с агрессивным маркетингом банков. Особенностью рынка банковских услуг является то, что часто не раскрывается полная информация о стоимости кредитов. Только при заключении договора человек узнаёт, что помимо годовой ставки он должен платить проценты за ведение счёта и т.д. А в результате? Кредит обходится не в 19 процентов годовых, а в 66 и более. Иногда клиенты узнают об этом, когда начинают выплачивать кредит. Банки пользуются тем, что клиенты не хотят или не умеют читать условия, набранные на четырёх страницах очень мелким шрифтом. К сожалению, в России пока банки считают кредитные проценты по-разному, единого формата не существует. И проверить банковский процент может не всякий клиент.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры