издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Утомлённые пашней

Неожиданные итоги Всероссийской сельскохозяйственной переписи

  • Автор: Ирина ОВСЯННИКОВА, Иркутскстат

Проблемы аграрного сектора стали притчей во языцех. Но эти проблемы, как и врагов, надо знать в лицо, а не- понаслышке. Такую возможность предоставляет Всероссийская сельскохозяйственная перепись. Её первые итоги - порою неожиданные и парадоксальные - подвёл Росстат.

В Иркутской области переписью учтено 702 сельскохозяйственные организации (312 крупных и средних, 249 малых и 141 подсобное хозяйство), 3339 крестьянских (фермерских) хозяйств, 91 индивидуальный предприниматель. Казалось бы, совсем немало. При успешной работе всех перечисленных субъектов хозяйствования, созданных для ведения товарного хозяйства с целью реализации полученной продукции, глядишь, и перешли бы на полное самообеспечение, отказавшись от ввоза основных продуктов из-за пределов региона. Продукции собственного производства должно быть, по крайней мере, вдвое больше. Ведь каждая вторая организация, будь то крупная или малая, в минувшем году не работала. Не трудились и половина предпринимателей без образования юридического лица. Из числа фермеров лишь 27% фактически осуществляли деятельность. На этом фоне самыми «работящими» оказались подсобные хозяйства непрофильных (несельскохозяйственных) организаций, 89% их занимались тем, ради чего и созданы.

Разумеется, это проблема не местного масштаба. Но в нашем регионе, к сожалению, она более актуальна. В целом по России удельный вес сельхозпроизводителей, фактически работавших на момент переписи, заметно выше (на 12-22 процентных пункта). Лишь подсобные хозяйства региона составляют приятное исключение.

Часть хозяйств (1-4% в Приангарье и 4-11% в целом по стране) приостановила деятельность на этом поприще. А другая их часть, столкнувшись с неразрешимыми проблемами, приняла кардинальное решение не просто о приостановке, а о прекращении сельскохозяйственной деятельности. Причём общее оживление экономики, наблюдаемое в последние годы, похоже, меньше всего коснулось данной сферы деятельности. Во всяком случае, если в 1998-2000гг. свернули свою деятельность 6,8% сельхозорганизаций, то за следующие три года (2001-2003) — уже 16,8% и в 2004 -2006гг. почти столько же — 15,1%. Не затих этот «отказной» процесс и среди фермеров с предпринимателями.

Главный ресурс — земля — сжимается как шагреневая кожа, но и в усечённом виде используется слабо. С 2000 по 2005 год площадь сельхозугодий в сельскохозяйственных организациях сократилась в 2,4 раза, однако только половина используется по прямому назначению. По данному показателю Иркутская область находится в конце списка — 73-е место из 88 регионов. Равняться желательно на Татарстан, где земля-кормилица работает в полную силу, используется 99% площадей (на Таймыре и в Корякском автономном округе — лишь пятая часть).

На момент переписи в сельскохозяйственных организациях области 443 тысячи гектаров бывшей пашни «отдыхали» более года. Особенно велик размер залежи в малых предприятиях — 39% их сельхозугодий.

За годы реформирования забота о плодородии земли оказалась почти снята с повестки дня. Несмотря на некоторые позитивные подвижки последних лет, каждый гектар посевных площадей в сельхозорганизациях получает минеральной подкормки на 31% меньше, чем в 1995г., органической — на 59%. В ходе переписи выявлена интересная закономерность: больше минеральных веществ получают земли наиболее крупных сельхозпроизводителей.

Самым пёстрым ассортиментом выращиваемых сельхозкультур отличаются фермеры, на их участках рядом с привычными морковкой и капустой растут чеснок и тыква, капризные баклажаны и перцы. Охотно выращивают фермеры и вкусную витаминную продукцию, кое в чём превосходя сельхозорганизации. В сравнении с другими категориями хозяйств фермеры Приангарья имеют максимальную площадь, занятую отнюдь не сибирскими культурами: яблоней (3,3 га), трудоёмкой земляникой (3 га), абрикосом и сливой. Незнакомая многим айва растёт только у фермеров, другие хозяйства (личные участки населения не в счёт) разведением этой семечковой культуры не занимаются.

И в животноводстве наблюдается интересная картина. Значительная часть (42-43%) сельскохозяйственных организаций (крупных, средних и малых), фермеров и предпринимателей не имеют крупного рогатого скота (КРС). И далеко не всегда этот факт объясняется принципиально иной специализацией: разведением пушных зверей, выращиванием ягодных культур или чем-то иным. Каждая четвёртая сельхозорганизация ограничилась стадом до 100 голов, с таким наличием скота даже одной приличной фермы не получится. Из фермерских хозяйств и индивидуальных предпринимателей каждый шестой имеет не более 5 голов крупного рогатого скота.

С наличием свиней ситуация ещё печальнее. Этих животных не имеют большинство (62-76%) субъектов хозяйствования. В каждой пятой сельхозорганизации хрюкающее поголовье — в пределах двухсот голов, а у такой же части фермеров с предпринимателями — не более десятка хавроний. Сравнение с российскими итогами даёт невесёлый вывод: у нас модно держать небольшое стадо. «Гигантоманией» страдают немногие: переписью учтено 3 сельхозорганизации, каждая из которых имеет более 3 тыс. голов крупного рогатого скота и столько же — с наличием более 1000 свиней. Для фермеров и пред-принимателей пределом является 500 голов КРС или свиней, но столь серьёзные масштабы ведения хозяйства — редкое явление.

Кроме того, имеется мелкий рогатый скот: овцы (13 тыс. голов в хозяйствах всех категорий) и козы (417 голов). Учтено 8 тыс. лошадей, 350 северных оленей (в подсобных хозяйствах), 9,5 тыс. голов кроликов, 1720 пчелосемей. В зверохозяйствах содержатся норки и голубые песцы.

Самым многочисленным является поголовье птицы — в общей сложности 5,3 млн. пернатых. Причём не только куры. Имеются также утки и гуси, индейки, цесарки и перепёлки. Диковинные цесарки африканского происхождения общим числом 28 голов проживают исключительно на фермерских подворьях. А неприметные перепёлки, несущие мелкие, но чрезвычайно полезные яйца, «прописаны» в основном в крупных и средних организациях. Их стая — почти 62 тысячи голов.

Фото Николая БРИЛЯ

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры