издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Большая тропа

475 километров тропы построили за четыре года участники проектов межрегиональной общественной организации «Большая байкальская тропа» (ББТ). Организаторы уже привыкли адаптировать единицы измерения, культуру поведения и язык к работе волонтёров из разных стран – России, США, Германии, Франции, Австралии, Бельгии, Испании, Швейцарии, Англии. Строительство системы троп на Байкале – дебют для российского и давняя практика для иностранного экологического туризма. О растущей популярности нового вида отдыха свидетельствует количество участников: в начале проекта насчитывалось всего две группы, сейчас их около 25. Наравне с волонтёрами маршрутного проекта «Таёжный край Прибайкалья» в течение двух дней лопатами и кирками работали ЕКАТЕРИНА АРБУЗОВА и КСЕНИЯ ДОКУКИНА.

Через тернии в лагерь

5 июля в полдень мы прибыли в пос. Листвянка, откуда предстояло добраться до лагеря ББТ, расположенного в Прибайкальском национальном парке, в пади Емельяниха, на участке от пос. Листвянка до пос. Большие Коты. По карте это расстояние равно четырём километрам, но горный коэффициент (1,3) и длина серпантина увеличили наш путь до восьми километров. Перед подъёмом остановились выпить чаю в местной гостинице. Там к нам подошёл обросший щетиной, поджарый мужчина с бензопилой, скептически оглядел наши огромные рюкзаки и представился: «Владимир Хидекель». Оказалось, это руководитель одного из 28 проектов ББТ. Вместе с ним из лагеря пришла немецкая журналистка Кристин. На смешанном англо-немецко-русском говоре она сообщила, что приехала в Россию впервые, дабы «понять рашн политикс, экономик, Путин». После недельного пребывания на строительстве тропы Кристин сформулировала основные, по её мнению, отличия немцев от русских: германцы более энергичные и практичные, а русские – народ ленивый и щедрый, «всё готовы раздать». Познавать дальше сибирский менталитет Кристин отправилась на Алтай.

Тропа до лагеря ББТшников идёт почти всё время вверх под уклоном около 45 градусов. По пути мы расчищаем дорогу будущим туристам – растаскиваем распиленные деревья. «Чтобы не сильно уставать от ходьбы», — совершенно серьёзно поясняет Владимир Хидекель. На ходу, пока мы молча пыхтим под тяжестью рюкзаков, он показывает на сооружённые ББТшниками структуры и добавляет: «Кстати, по-английски «ББТ» – «GBT» переводится даже не как «большая», а как «great» – «великая» тропа». После подъёма – долгий спуск по серпантину, который был построен только в 2004 году. «Раньше по крутому склону (угол 50-60 градусов) приходилось сбегать чуть ли не кувырком, — рассказывает Владимир. – Иностранцы, которых заманивали сюда обещаниями «экологического туризма», кое-как добирались до подножия склона и платили любые деньги, лишь бы вернуться по Байкалу на катере».

Тропы. Connecting people

[ title=»Словарь волонтёра ББТ» pos=»ABS» width=»50%»]
МАРКИРОВКА – особое обозначение тропы, расстановка указательных знаков на деревьях – затёсов, помеченных краской.

ПУЛАСКИ – мотыга, топор.

РАЗМЕТКА – расстановка столбцов на месте будущего появления тропы.

РЕ-РАУТ – процесс изменения маршрута или перенесения тропы.

СВИЧ-БЭК – серпантин.

СТРУКТУРА – любое сооружение, которое не является полотном тропы. Например, мост или ступени.

ТЁРН-ПАЙП – укрепительное бревно.

Через четыре с половиной часа мы наконец добрались до стоянки. На месте этой стоянки группа работала три дня, а с начала проекта прошла уже неделя. Растяжка с опознавательной надписью «ББТ», пять палаток, а чуть поодаль — сооружённые волонтёрами душ и туалет. В лагере тишина: мы попали как раз на обеденный перерыв. После обеда часть группы ушла на песчаный пляж, часть была на кухне, прямо на берегу Байкала. И только Котя – кошка Владимира Хидекеля и его жены, бригадира проекта Натальи Лужковой, – бегает между палаток. «У нас тут и работа, и хобби, и семья, и дом», — пояснила позже Наталья Лужкова.

Знакомство с группой состоялось перед началом работы. Каждый должен был назвать имя, город, из которого он прибыл, и размер обуви. Выяснилось, что размер ботинок варьировался от 36 до 44, а география участников – от Иркутска до Сиэтла. Обычно в группах по 15 волонтёров, и как минимум половина из них – иностранцы. Однако в этот раз российских участников было четверо: Светлана Золотарёва (Воронеж), Светлана Саватеева (Чита), Олег Леонов (Омск), Александр Калашников (Москва), а иностранцев – всего трое: Алан (США), Элисон (Шотландия) и Кристин (Германия). Возраст участников этого проекта – от 21 до 49 лет. Самым молодым волонтёрам ББТ 18 лет, а самому пожилому – 71.

Набор добровольцев происходит на сайте ББТ: там будущие участники заполняют анкеты и посылают их координаторам, коих у проекта трое – в Улан-Удэ, Северобайкальске и Иркутске. А организованные группы российских и иностранных волонтёров на проекты поставляют партнёры ББТ — московская молодёжно-студенческая ассоциация «Карп», благо-творительное общество «Rotary International». С 2005 года особые транзитные группы по 60-80 человек для ББТ организует екатеринбургский бригадир Евгений Скворцов. Волонтёры со всей России и стран Прибалтики работают на тропе только три дня. «За это время мы выполняем работу, на которую на обычных проектах тратится две недели», — говорит Евгений Скворцов.

При знакомстве Алан заметил, что система размеров обуви у россиян и американцев разная, так что необходимо было переводить не только язык, но и единицы измерения. Впрочем, во время работы волонтёрам самим приходилось искать общий язык, обходясь без синхронного перевода. Так, Олег, не зная английского, а Элисон – русского, в один из дней долго не могли договориться, почистить ли картошку в суп: Олег просил об этом шотландку, но та жестами объяснила, что картошка с кожурой полезна для кожи. В итоге мужчина так ничего не понял и овощи пошли в суп нечищеными, однако Элисон заявила, что шеф-поваром был Олег.

Байкальские стахановцы

Посчитав, что для начала работы мы уже достаточно влились в коллектив, Наталья Лужкова рассказала о технике строительства троп, которую бригадиры ББТ изучают за рубежом, и торжественно вручила кирку, лопату и лоперсы. На каменистых участках к ним прибавляются кувалда и лом, с которыми надо работать в специальных очках. Первое задание – снять дёрн с тропы. Следуя детальной разметке, мы прокладывали тропу шириной около 80-90 см и глубиной 5 см. «По бокам тропы ничего не должно расти на расстоянии вытянутых рук, чтоб можно было беспрепятственно пройти с рюкзаком», — инструктировала Наталья Лужкова. В день, по наблюдению бригадиров, наша группа строила от 100 до 180 метров тропы при норме в сотню метров. Последний штрих – маркировка маршрута. Тропу, на строительство которой попали мы, собираются маркировать в этом году, но уже сейчас в выходной день по ней проходит не менее 20 туристов, в основном иностранных. Как заметил Евгений Скворцов, самое приятное в труде волонтёра – благодарность проходящих мимо путешественников.

Тем временем рядом с нами киркой энергично работала Светлана Саватеева из Читы. На проекте она занимает должность помощника бригадира и переводчика, что неудивительно: Светлана учится в инязе, изучает французский и английский. Изначально она приехала с целью попрактиковаться в языках, но теперь хочет попрактиковаться в строительстве троп и на других проектах. Светлана Золотарёва из Воронежа тоже прибыла на Байкал с образовательным интересом. Студентка готовит диплом, в котором сравнивает сибирское озеро с водоёмами Поволжья. Александр Калашников, напротив, не преследовал особых целей. «Я путешественник, — заявил москвич. – Был на Камчатке, Кавказе, Алтае. Теперь захотел посетить Байкал». Природа озера впечатлила Олега Леонова настолько, что он готов переехать из родного Омска в Листвянку. «Сложность лишь в том, что у вас очень дорогая недвижимость. В нашем городе она дешевле почти в два раза», — сетует Олег.

После того как волонтёры закончили прокладывать лесную дорогу на участке рядом с лагерем, приступили к замене четырёх мостов. Для этого к протокам реки переносили брёвна – одно из них было настолько тяжёлым, что пришлось тащить восьмером. Одним из самых активных и улыбчивых участников на протяжении всего времени был Алан, или Эл. Он приехал работать на тропе на всё лето, а после одного из ужинов – омуля, запечённого на рожнах, — заявил, что готов остаться здесь навсегда. Эл работает учителем в школе и в следующем году планирует привезти на ББТ десять своих учеников.

Романтики с большой дороги

Привлекать иностранных волонтёров – в интересах ББТ, признаётся Наталья Лужкова. Зарубежные участники делают более высокие взносы – 7-8,5 тыс. рублей (россияне платят 1,2 тыс. рублей). Бюджет проекта также составляют гранты, пожертвования и вложения спонсоров. «Финансируют строительство троп представители среднего и малого бизнеса, в основном бывшие туристы, — говорит Евгений Скворцов. – Они помогают ББТ снаряжением, инструментами, продуктами. В один из сезонов мы насчитали около сорока спонсоров». На каждую группу тратится порядка 30-40 тыс. рублей, не включая снаряжение. Организаторы говорят, что строительство не каждого участка тропы окупается сразу, однако к концу сезона проект подходит без убытков.

Иностранцы оживляют не только финансовые дела на проекте, но и сердечные. В процессе международного общения иногда возникают интернациональные браки.

«Был случай, когда на строительстве тропы встретились американец Алан, не говорящий по-русски, и россиянка Таня, почти не понимавшая английскую речь. После проекта они поженились и уехали жить в Америку», — рассказывает Наталья Лужкова. Бывает и наоборот. На проекте в 2004 году молодой человек из Усть-Баргузина познакомился с немкой. Сейчас она перебралась к любимому в Усть-Баргузин, где они открыли гончарную мастерскую. На ББТ три года назад начался роман Натальи Лужковой и Владимира Хидекеля. «Тропы связывают места и людей», — заключил Владимир Хидекель.

Наутро третьего дня нам пора было уходить, а оставшейся группе – переносить лагерь на следующий пункт строительства. На прощание волонтёры вручили нам по пакету с мусором: «Выбросите в Листвянке, чтобы нам до Больших Котов не тащить». Туризм-то экологический.

Фото Ксении ДОКУКИНОЙ

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры