издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Я обещаю вам сады…

Когда-то наши дачи назывались садоводческими товариществами. И приобрести садовый участок в те времена уже было большим счастьем. Свои заветные шесть соток мы получили в 1983 году в садоводстве «Ветеран войны», которое организовывать и вести на протяжении тринадцати лет мне пришлось вместе с председателем И.Н.Калугиным. Сначала очень долго выбирали место, пока не приглянулась большая красивая поляна, обнесённая лесом, по Московскому тракту в районе посёлка Шароны. Здесь был особый климат по розе ветров.

Сейчас нашему садоводству 24 года. Но для нас это целая жизнь. Помню, как долго на семейном совете мы обсуждали макет нашего дачного домика – хотелось, чтобы он был красивым и удобным для проживания. Но дом построили на удивление быстро. И в этом большая заслуга моего супруга Ивана Григорьевича, где каждая досточка и гвоздь были забиты его умелыми руками.

Одновременно осваивался и сам участок. Однако предпочтение в нашей семье отдавали цветам. Первыми появились пионы, которые я получила от Зинаиды Викторовны Шкилёвой. А мне так не хватало знаний по освоению земельного участка. Вопросов было слишком много, а садоводческой литературы практически никакой. Тогда коллега по работе Тамара Ивановна Воробьёва, видя мою растерянность, рассказала про иркутский клуб садоводов, ныне именуемый томсоновским. Какое это было счастье оказаться среди людей, которые уже научились выращивать не только цветы и овощи, фрукты, но и всякие интересные садово-огородные диковинки, о которых даже и слышать не приходилось. Это был какой-то изматывающе-бодрый ритм жизни, вызывающий неистребимое желание творить. Только теперь, спустя десятилетия, начинаешь осознавать значимость происходившего. Для меня и многих иркутян, независимо от того, были они членами клуба или нет, ведь мы общались на многочисленных садоводческих мероприятиях, например выставках и ярмарках, клуб стал настоящим университетом знаний. Здесь изучалось очень много сортов овощей. А испытание яблонь… Теперь нас вряд ли устроит обычная ранеточка, подавай что-нибудь покрупнее. И сегодня многие иркутяне имеют на своих дачах и яблоко с кулак, и грушу со вкусом как западная, и вёдрами абрикосы собирают. Но на это ушли годы испытаний в нелёгких сибирских условиях. Это сейчас изобилие посадочного материала, а каких-то пятнадцать лет назад и саженца обычной смородины было не достать.

Садоводство настолько сильно увлекло мою семью, что всё свободное время мы стремились провести на даче. У каждого из нас обозначилось своё хобби. Муж строил и занимался овощами, я – цветами и садом, дети были маленькими и также помогали чем могли. Сыну очень нравилось сидеть в ямах, подготовленных для саженцев, и играть в войну. А когда копали подвал, он на своём детском самосвале помогал папе вывозить грунт. Дочь больше работала со мной, помогала закладывать сад и повышать агрофон участка.

Ассортимент цветочных растений у нас самый простой. Коллекция гибридной петунии и красивая пергола из клематисов украшают вход в дом. Вдоль дорожек растут вербена, низкорослый львиный зев и жёлтое солнышко рудбекии Тато. Есть и гортензия метельчатая. Когда-то с Байкала был привезён крупный венерин башмачок, и хотя говорят, что они в садах не живут, у меня, например, и растёт хорошо, и ежегодно обильно цветёт. А в целом участок утопает в россыпи всевозможных по расцветкам моих любимых флоксов. Всё это великолепие создаёт живой сплошной ковёр необычных оттенков и поднимает настроение. И каждый год эта коллекция пополняется.

Перечислять всё, что растёт, можно ещё долго, легче сказать, чего нет. Но самое главное, чтобы всё это непрерывно цвело с ранней весны до поздней осени, и это удаётся, если для каждого цветочка нашлось своё место. Например, тюльпаны. Первое время я не могла добиться их обильного цветения, пока не подобрала им подходящее место. Теперь они цветут обильно, как в Крыму. Особое место отвожу и пионам. Заметила, что нельзя их сажать вблизи строений. А чтобы цвели пышно, под каждый корень необходимо в яму вносить 1-1,5 ведра берёзовых гнилушек.

Вся семья любит розы. Ради них мы жертвуем из своих шести соток целую грядку. Есть и Глория Дей. Храню их простым способом: выкапываю, затариваю в трёхкилограммовые полиэтиленовые пакеты, засыпаю смесью торфа с опилками, неплотно завязываю и опускаю в подвал. Розы любят подкормки монофосфатом калия. А совсем недавно мне посоветовали хранить их несколько иначе: копается траншея, в которую перед морозами укладываются розы, закрываются лутрасилом и засыпаются землёй. В этом году последую именно этому совету.

Сейчас в нашей семье новое увлечение – садовый дизайн. Хотелось бы, чтобы в саду появилось уютное местечко для отдыха, водоём, альпийская горка или сухой ручей. Но, думаю, это дело времени. Ведь садоводство для меня и моей семьи не просто увлечение, это наша жизнь. А когда есть любимое дело, то любые трудности не страшны. Тем более что в семье подрастают новые помощники – внучата Анечка и Максим, которые во всём подражают в первую очередь бабушке и деду.

Я люблю не только свой сад, но и всех садоводов, прежде всего за их любознательность, за искреннее желание что-то вырастить для своей семьи. Мне по роду работы приходится часто сталкиваться с садоводами-любителями, отвечать на их многочисленные вопросы по телефону или в рабочем кабинете, на летних консультациях нашего клуба. И каждый садовод имеет возможность испытать огромную радость и наслаждение от созданного. Во-первых, это красиво! А во-вторых, создано вашими руками. Значит, садам жить. Пусть даже незамысловатым…

Людмила СТРОЦКАЯ, член Иркутского клуба садоводов- опытников имени А.К. Томсона, ведущий агроном областной станции защиты растений

Фото Татьяны ЕРЕМЕЕВОЙ

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры