издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Проедать не модно

Городская казна впервые названа «бюджетом развития»

Сегодня будет принято решение о финансовом будущем Иркутска на 2008 год. Депутаты городской Думы обсуждают проект бюджета. Объём финансовых вливаний в этом году увеличился более чем на 1,4 млрд. рублей, расходы – на 2,2 млрд. рублей. Мэрия продолжает политику прошлого года – более 50% городской казны будет отдано на социальные нужды, около 40% — на благоустройство города. А эксперты «ВСП» впервые за последние несколько лет решились назвать проект «бюджетом развития».

В минувший вторник 196 представителей общественности Иркутска дали оценку главному финансовому документу города. По словам первого заместителя главы администрации, председателя комитета по экономике и финансам Галины Зюбр, доходы муниципального бюджета составят 10,4 млрд. рублей, расходы – 11,5 млрд. рублей. Дефицит – 1,1 млрд. рублей, или более 10% от общей суммы расходов.

Жить на свои

Доходы казны выросли на 15%, или на 1,4 млрд. рублей. Для сравнения — бюджет 2007 года был утверждён с разницей в 1 млрд. рублей. Собственные доходы увеличены на 1,1 млрд. рублей и составили 8,9 млрд. рублей. Налоги в этом году дали только 15% подъёма, или 692 млн. рублей (общая сумма — около 5,9 млрд. рублей). Основной объём, или 43%, даёт налог на доходы физлиц. Для сравнения, в 2007 году он составлял только 2,1 млрд. рублей, сегодня — 3,8 млрд. рублей. Доходы от использования и продажи муниципального имущества выросли на 7% (2,3 млрд. рублей). Земельный налог дал 750 млн. рублей (в прошлом году – около 490 млн. рублей), а налоги на совокупный доход – чуть менее 1 млрд. рублей.

На 72%, или на 1,6 млрд. рублей, увеличились собственные неналоговые сборы (2,8 млрд. рублей). В прошлом году эта статья была сокращена до 1,4 млрд. рублей. Тогда депутаты предлагали увеличить объёмы продаж муниципального имущества со 150 до 450 млн. рублей. Но мэр Владимир Якубовский заявил, что основная продаваемая масса придётся на 2007 год – поступления в казну города снизятся из-за новых нормативов вёрстки областного бюджета. Прогнозы оказались вёрны – федеральные и региональные зачисления в общей структуре бюджета снизились с 24% до 17% (межбюджетные трансферты составили 1,8 млрд. рублей). А вот собственные доходы бюджета уже приблизились к 83% от общего объёма казны. На фоне сокращения безвозмездных поступлений на 665 млн. рублей доходы от продажи имущества выросли в 2,5 раза.

Вечный приоритет

Расходы по сравнению с прошлым годом выросли на 23,9% (2,2 млрд. рублей). Это почти на 6% выше, чем рост 2007 года к 2006-му. По словам Галины Зюбр, рост обусловлен повышением коммунальных тарифов и скачком потребительских цен на 7,7%.

Траты за счёт собственных доходов по сравнению с 2007 годом выросли с 77 до 85%, львиная доля из них по традиции отдана на социалку. Она занимает более 52% бюджета. В структуре нынешней муниципальной казны социальная составляющая на 5,8% выше. Однако в цифрах «социальный» бюджет-2008 вырос на 1,6 млрд. рублей (5,9 млрд. рублей). Только на 37 программ и планов уйдёт 47% бюджета. Впервые город отдаст 397 млн. рублей на так называемые публично-нормативные обязательства (прямые расходы на бюджетников, прописанные в соцзаконах). Основная статья социальных расходов – зарплата бюджетников. Она отнимет 28,5% бюджета (более 3,2 млрд. рублей). Увеличение по сравнению с 2007 годом – на 560 млн. рублей.

Около 3,8 млрд. рублей власти намерены направить на социальные учреждения, что на 300 млн. выше, чем в нынешнем году. Из них 177 млн. – на материально-техническое оснащение социальной сферы. 168 млн. рублей пойдут на создание 64 новых групп в детсадах Иркутска, ещё 50 млн. – на питание малышей.

Образование и культура оцениваются в 667 млн. рублей (рост по сравнению с 2007 годом – 298 млн. рублей). Более трёх сотен миллионов уйдёт на ремонт 17 школ, семи детских садов, четырёх больниц и здания бывшего кинотеатра «Байкал». По словам Галины Зюбр, около 4 млн. рублей будет направлено на программу развития культуры. К культуре городские власти относят, к примеру, Дом ремёсел, который откроется в следующем году ко Дню города. Ещё одна новая программа – развитие туризма — тоже оценена в 4 млн. рублей. В три раза больше направят на развитие физкультуры.

Около 100 млн. рублей по традиции будут отданы пенсионерам, не получающим поддержки от области и федерации. 258 семей получат в следующем году субсидии на оплату покупки квартир. 1,1 млрд. рублей уйдёт на строительство и капитальный ремонт 13 социальных объектов. Среди них – городские больницы №№ 10, 2, музыкальная школа в Академгородке.

Стройка не закончится

Вторая по объёмам статья расходов, занимающая 39% городского бюджета, – это городское хозяйство (рост на 756 млн. рублей). 64% из этой суммы уйдёт на благоустройство города. Общая сумма — более 2,8 млрд. рублей, что на 500 млн. выше, чем в 2007 году. Около 1,7 млрд. рублей мэрия направит на строительство, ремонт и реконструкцию городских дорог. В проектные работы включена ушаковская развязка и четыре подземных перехода. 731 млн. направят на обустройство различных объектов. В 2008 году будут реконструированы Центральный парк культуры и отдыха и семь иркутских скверов. В следующем году начнётся второй этап монтажа комплексной системы городского освещения, проект оценивается в 154 млн. рублей.

658 млн. рублей уйдёт на коммунальное хозяйство (15% от общих затрат на городское хозяйство). 853 млн. рублей город готов потратить на улучшение жилищной системы. Капитальный ремонт многоквартирных домов потребует 209 млн. рублей. Около 64 млн. рублей будут направлены на постройку 140 детских площадок. К концу 2008 года в городе должны появиться 732 такие площадки. По словам Галины Зюбр, в два раза будут увеличены траты на землеустройство. Более 38 млн. рублей направят на архитектурное планирование Ленинского и части Свердловского округов, Второго Иркутска, Марата и Рабочего, полуострова Кирова и пади Топка. К концу 2008 года в городе должна появиться транспортная схема.

Особый дефицит

Дефицит бюджета оказался более 10% от суммы городской казны, что противоречит нормам Бюджетного кодекса. Однако, как пояснила глава Контрольно-счётной палаты Иркутска Ирина Данько, такое повышение допустимо, если городские власти представят источники покрытия дефицита. Данько считает, что заявленные мэрией кредитные заимствования на 667 млн. рублей — достаточное основание, чтобы признать реальный дефицит в 4%. В 2007 году мэрия вышла на рекордно низкий показатель — 4,8% (266,2 млн. рублей). Дефицит закрывался за счёт продажи имущества на 80 млн. рублей и 182 млн. кредитов.

Участники слушаний сошлись во мнении, что увеличение расходов на социальные программы – однозначный плюс. В прошлом году на слушаниях часто звучал термин «бюджет проедания», теперь же эксперты впервые решились назвать городскую казну «бюджетом развития». Однако, по мнению участников, в бюджете пока не хватает расходов на формирование имиджа Иркутска. «Пополнение казны за счёт продажи имущества – это разовая мера, и нужно думать, где искать долгосрочные источники доходов», — считает научный сотрудник Института географии СО РАН Алексей Белов.

Вице-спикер ЗС Геннадий Истомин заявил, что городским властям стоит более внимательно отнестись к социально-экономическому прогнозу, на базе которого создан бюджет. «Программа празднования 350-летия Иркутска пока находится на доработке, и мы не успеем получить средства из областного и федерального бюджетов», — отметил он. Впрочем, городские власти намерены готовить юбилей собственными силами. «Следующий год будет переломным для культурной жизни города, — заявила глава Музея истории Иркутска Ирина Терновая. – Если 10 лет назад у меня было ощущение, что мы теряем статус культурной столицы Восточной Сибири, теперь ясно – власти готовы вкладываться в духовную сферу. Город переходит от политики выживания к нормальной жизни».

Участники общественных слушаний одобрили проект, вчера документ прошёл обсуждение на думских комиссиях, и сегодня депутаты планируют завершить над ним работу в парламенте.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры