издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Сергей Худоногов: «Сделать район краше нам вполне по силам»

Крупный район Иркутской области – Нижнеудинский – в недалёком прошлом оказался в центре внимания областной общественности и СМИ. Протест группы депутатов местной городской Думы вызвал новый, поселенческий статус Нижнеудинска, который, по их мнению, мог привести к ухудшению качества жизни людей.

Позже стало ясно, что объединение территорий района и города – процесс во многом конструктивный и, по сути, неизбежный. Более того, Нижнеудинск как был, так и остался городом, а его жители, соответственно, горожанами. Что же касается качества жизни людей… Об этом в беседе со специальным корреспондентом «Восточно-Сибирской правды» рассказывает мэр муниципального образования Нижнеудинского района Сергей Михайлович Худоногов.

— Знаете, я родился в этом городе, прожил здесь немало лет и хорошо знаю историю своего края, – отметил Сергей Михайлович. – Старшее поколение нижнеудинцев помнит то время, когда территория города и района была общей, это был единый хозяйственный организм. Новации начались при Хрущёве, тогда организовали сельский и промышленный партийные комитеты. С помощью партработников хозяйственные вопросы всё-таки решались, но когда в начале 90-х компартии не стало, хозяйственные связи оказались разрушены, предприятия закрывались, образовались огромные долги переработчиков сельхозпродукции перед производителями, многомесячные задолженности по выплате зарплат и т.п. Это теперь тоже наша история.

— Новый Федеральный закон № 131 четко разграничил полномочия администраций поселений и района. Вы проработали в этих законодательных рамках два года. Могли бы сделать некие выводы из собственного хозяйственного опыта этого периода?

— Этот закон, конечно, не снял многих проблем, только действительно разграничил их. ФЗ 131 будет усовершенствован, это всё впереди. Согласно этому закону, администрации поселений сегодня обязаны вкладывать деньги в благоустройство городов и сёл, ремонт дорог и тому подобное.

Для нас с самого начала важно было понять: поселение – лишь место, где исторически селились люди. В словаре Ожегова данный термин имеет именно это значение. В этом смысле и Москва, и Нью-Йорк, и Иркутск, и другие города – поселения. На нашу нижнеудинскую землю более 350 лет назад пришли казаки, образовали поселение. Мне давно было ясно: терминологическая казуистика – неплохое подспорье для определённых политических амбиций. Жить мы всё равно будем в рамках существующих законов страны. Иного просто не дано.

Согласно ФЗ 131, наш бюджет формируется из весьма малодоходных источников. Да, решать громадьё накопившихся вопросов в этих условиях непросто. После того, что уходит в бюджеты разных уровней, здесь, на территории остаётся 6 процентов.

— На решение каких социально значимых проблем направлено сегодня внимание руководителей Нижнеудинского района?

— По федеральному закону о местном самоуправлении, мы занимаемся сегодня проблемами медицинского обслуживания населения, образования, дошкольного воспитания. На территории района находятся 113 учреждений образования, 54 фельдшерско-акушерских пункта, 6 больниц. Естественно, пришлось начать с наиболее проблемных. К примеру, состояние наших диспансеров, где постоянно находятся тяжелобольные люди, – инфекционного, туберкулёзного, кожно-венерологического – не соответствовало никаким требованиям. Эти вопросы решались разными путями. Самый необустроенный – инфекционный диспансер – перенесли за город, разместили в бывшем военном госпитале. Организовали туда автобусный маршрут, остановку, подремонтировали дорогу. Многим сотрудникам диспансера это поначалу не понравилось, и я их понимаю: работать недалеко от дома, конечно, удобнее и привычнее. Но требования Роспотребнадзора мы выполнили, население города обезопасили. Это главное.

В очень плохом состоянии была и центральная районная больница. Жители города и района хорошо помнят и отсутствие горячей воды в роддоме, и безобразные туалеты, холод в корпусах и многое, многое другое. Мы сразу заложили капремонт ЦРБ в бюджет, так дальше жить было нельзя. Сегодня роддом полностью отремонтирован: евроокна, зеркальные двери, новенькие полы, идеальная чистота в палатах. Затем приступили к ремонту главного корпуса. Сразу пришлось менять гнилую кровлю и, согласно плану, заниматься водоводами, трубоводами, канализацией. Сделали хорошие душевые туалетные комнаты и полностью отремонтировали первый этаж – приёмное и терапевтическое отделение. Сегодня там есть охрана, работает буфет, красиво, уютно, люди находятся в хороших условиях. Планируем также капитально отремонтировать и остальные три этажа этого очень старого здания, которому более 40 лет.

Ещё очень важный момент: все подведомственные нам объекты имеют жёсткие противопожарные требования. Выполнение противопожарных мероприятий третий год подряд обходится нам в 20 миллионов рублей. Важно, что по объектам здравоохранения они выполнены почти на 100 процентов. По образовательным учреждениям ситуация такая: в этом году мы вложили туда 10 миллионов, такая же сумма запланирована и на следующий год.

В новом году будет отремонтирована атагайская участковая больница – там в своё время неправильно сделали канализацию, вследствие чего идут зловонные выделения. Сейчас туда уже завезли необходимые ёмкости, ситуация в больнице будет урегулирована.

— Можно ли говорить о столь же позитивных изменениях в образовании?

— В Нижнеудинском районе с давних пор питание детей в школах было бесплатным. К этому мы стремимся в Нижнеудинске и Алзамае. На своих пришкольных участках сельские и многие городские ребятишки выращивают замечательные овощи, готовят соленья-варенья, которые потом сами же и съедают. Вопрос питания детей регулирует, разумеется, Роспотребнадзор, но уверяю вас – продукция, выращенная и приготовленная учителями и школьниками, просто необыкновенно вкусная.

Ещё важно то, что организован подвоз детей к школам. При наших больших расстояниях это особенно важно: есть посёлки, расположенные в ста километрах от райцентра. Сменился и районный руководитель дорожной службы, новый специалист смог отремонтировать наиболее непролазные участки, и теперь по нашим дорогам можно спокойно проехать на легковой машине. Хотя раньше там разве что танк мог пробраться.

— Национальные проекты в медицине и образовании широко обсуждались российской общественностью в минувшем году. Насколько они помогли вам в решении многочисленных поселенческих проблем?

– Знаете, на этот вопрос я отвечу так: да, некоторое внимание в этом смысле было уделено и нам. Но оказанная помощь, образно говоря, – капля в море наших проблем. Она лишь чуть-чуть улучшила положение дел в медицине и образовании: например, на фоне тех огромных затрат, которые идут у нас на ремонт и оснащение больниц, отдельная установка, полученная по нацпроекту, мало что решает в принципе.

Так же и с жильём. Никакое оно не доступное, вернее, доступно для ограниченного круга людей. А при доходах большинства горожан, тем более сельчан, решение жилищной проблемы сейчас почти недоступно. Это, к сожалению, пока наша реальность.

— На территории Нижнеудинского района находится малочисленная народность – тофы. Как строится их нынешняя действительность в контексте произошедших здесь преобразований?

Согласно плану развития этого уникального региона, там строятся школа и спортивный корт. Собственно, корт уже построен и ребятишки вовсю гоняют мячи и шайбы. Важно, что в Тофаларии нам удалось отремонтировать линии электропередач, которым Бог знает сколько лет не уделялось никакого внимания. Отправили туда несколько тракторов, установили более мощную дизельную электростанцию. Сегодня там нормально работают магазины и можно приобрести практически любые необходимые товары.

В Тофаларии ведётся работа по созданию оленеводческого предприятия. Долгое время эта важная отрасль была, что называется, в загоне, теперь она возрождается. Пока там имеется примерно пятьсот голов оленей, нужно наращивать поголовье, возродить полузабытую профессию пастуха, вести отстрел волков, которые уничтожают молодняк, решать другие технические и организационные проблемы. Олени в Тофаларии используются в качестве транспортного средства, это давняя традиция.

Ещё важный момент по Тофаларии: много лет подряд там свирепствовали кишечные заболевания, так как колодцы с питьевой водой находились ниже требуемого уровня, постоянно загрязнялись. Теперь эта проблема тоже решена: наши специалисты подняли их на нужную высоту, обработали, установили прикрытия, постоянно следят за состоянием питьевой воды, берут пробы и т.п.

— Скажите пожалуйста, как развивается малый бизнес в районе? Насколько он выживает в нынешних очень непростых социально-экономических условиях?

— Скажу так: выживает сложно. Здесь много людей занимается торговлей. Только в Нижнеудинске большой перебор торговых точек, хотя, с другой стороны, это придаёт определённое своеобразие нашему поселению, заставляет людей постоянно искать новые формы торговли и т.п. Развивается и лесной бизнес. Наш район всегда был лесным, это общеизвестно. За долгие постперестроечные годы, период хаоса, разрухи здесь вырубили уже немало леса, его запасы сегодня незначительны. Настрой отдельных руководителей области на создание огромных лесоперерабатывающих предприятий в этой связи представляется менее перспективным, чем опора на небольшие лесозаготавливающие предприятия: ООО «Черемшанка», «Альянс» и другие.

— То есть мы можем говорить о наличии собственной позиции нижнеудинцев в отношении заготовки леса?

— Конечно. Наши предприниматели сегодня отказываются от аренды многих лесных участков – невыгодно брать практически опустевшие, вырубленные площади. К тому же надо платить арендную плату, заниматься восстановлением лесных массивов, тушить пожары и т.п. Поэтому наиболее оптимальный там вид работы – торги с аукциона. Конкретные деляны выставляются на торги, покупатели там работают, приводят их в нужное состояние – всем этим довольно успешно занимаются малые предприятия. В каждом из них от 40 до 60 человек, люди получают неплохую зарплату, их близкие сыты, довольны, всё нормально.

Мы ратуем за то, чтобы нашу позицию услышали руководители области, регулярно проводились лесные аукционы, так как это – залог стабильности наших предпринимателей. В декабре уходящего года, например, аукцион не проводился. Если предприниматель бездействует не по своей вине в эти зимние месяцы (а деляны остались здесь только зимние), значит, люди у него не смогут заработать деньги, их семьи будут бедствовать и т.д. Выход один – ежемесячно проводить аукционы, это залог стабильности наших малых предприятий. К тому же сейчас идет реструктуризация лесной отрасли, все лесобилеты с 1 января недействительны. Чем заниматься предпринимателям в январе? Это очень серьезная проблема. Пробуксовки такого рода негативно сказываются в жизнедеятельности бизнеса, предприятий и многих-многих людей.

Раньше эти торги вообще проводились у нас в районе. Но три – четыре года назад область решила взять их под свой контроль, не отработав четко механизм их проведения. Такая политика в отношении людей недопустима.

— Скажите, что радует вас в нынешней нижнеудинской действительности?

— Ростки нового появляются на наших глазах, отрадных перемен немало. Это не может не радовать. Например, развивается производство современных строительных материалов, в том числе и пластиковых окон, успешно идёт переработка древесины в том же Алзамае. Хорошо работает индивидуальный предприниматель Заречный, пилят лес многие малые предприятия – складывается хороший, крепкий костяк лесной промышленности, который выходит на серьёзные бизнес-позиции.

Разработана программа малоэтажного строительства, которая уже работает. Строится несколько зданий, где цена квадратного метра будет примерно 18 тысяч рублей. Ведётся строительство дома, где квадратный метр будет стоить подороже – примерно 27 тысяч рублей. Жилищную проблему надо решать собственными средствами, это будущее нашего края.

Отрадные перемены наступают и в демографии района. Недавно местный ЗАГС зарегистрировал тысячного малыша, вернее, малышку, родившуюся в уходящем году. Нынешний год – явный лидер в этом плане, малышей рождается всё больше. Семьи почувствовали поддержку государства, и, по свидетельству наших специалистов, эта тенденция становится весьма устойчивой.

Строительство жилья в нашем районе – одна из наиболее перспективных отраслей.

К тому же здесь есть для этого практически все условия – например, залежи отличной глины для изготовления кирпича, планируем установить итальянскую линию по его производству. Здесь есть хорошая база, есть подъездные пути и, конечно, хорошие рабочие руки, специалисты, есть большое желание работать. Сделать наш родной край, нашу малую родину лучше и краше вполне по силам живущим здесь людям. Нужно объединение, консолидация нашего производственного, хозяйственного и человеческого потенциала – в этом наша сила, наш успех.

Беседовала Ирина АЛЕКСЕЕВА

Фото автора

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры