издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Стимул для науки

Если бы Виктору Рыкову, мальчишке, родившемуся в сельской семье села Гуран Тулунского района, сказали о том, что пройдут годы и станет он учёным, профессором, а годы спустя ещё и директором департамента инновационной деятельности, науки и высшей школы Иркутской области, то рассмеялся бы не только он, но ещё и папа с мамой, проработавшие в селе немало лет. Ибо и они не очень-то представляли, а что это такое — инновационная деятельность? И при чём здесь их Витька, который спит и видит себя только у самолёта, в замасленном комбинезоне, с ключом в руках…

Но в авиацию не взяли (а ведь мечтал, как и все мальчишки, даже о космонавтике!) по причине ухудшения зрения. Хотя до сих пор Виктор Михайлович, проезжая мимо аэропорта на лекцию в сельхозакадемию, не может без душевного волнения смотреть в небо.

Вскоре семья переехала в село Олонки Боханского района (где, кстати, пекут изумительный хлеб, и шофёры делают порядочные крюки, чтобы отведать его прямо в местном магазинчике). Осваивал Виктор самую что ни на есть земную профессию. Да не одну, а несколько. Отец, правда, уточнял: будешь инженером-механиком — профессия на селе самая востребованная.

Школой тогда заведовал замечательный директор Михаил Леонтьевич Дамешек (учёный Лев Дамешек — его сын). Потом отца перевели в Иркутск, и Виктор, не забыв детскую мечту, ходил в 20-ю школу, где учили и на авиамехаников. И специальность авиамеханика получил!

Впрочем, увлекался многим — хотел стать историком, был членом общества «Знание», учился на курсах журналистики во Дворце пионеров у знаменитого Давидсона, старейшего журналиста области.

Но жизнь, как это часто бывает, распорядилась по-своему: отец настоял, чтобы сын поступил в сельхозинститут на факультет механизации. Потом Виктор перешёл на экономический факультет, где его и оставили после окончания вуза в качестве преподавателя. Педагогическое поприще захватило его на двадцать с лишним лет.

Нравилось работать со студентами: вся его дальнейшая деятельность связана с академией: заведовал кафедрой 22 года, был проректором по учебной, потом по научной работе. В село в эти годы властной хозяйкой входила экономика.

— Виктор Михайлович, — спрашиваю его, — лет 30 назад считалось не слишком престижным учиться в сельхозвузе.

— Это совершенно не так. Поступить было непросто. На некоторые факультеты (той же механизации) конкурс был большой. Меня вначале приняли даже не студентом, а кандидатом, и только когда освободилось место, взяли «студенты». Помню, как лучшего студента, в 1967 г. особенно успешно двигавшего НИРС (научно-исследовательская работа студентов), направили выступать на всесоюзной конференции в Киев. Помню даже название работы — «История ленинского кооперативного плана развития Сибири».

— Как вы находите сегодня родную академию?

— Конечно, там многое изменилось за эти годы. Учёные, администрация делают всё по мере своих сил. Но не будем забывать — вуз всеми корнями связан с сельским хозяйством области. Значит, и проблемы общие, и задачи. А они не всегда подвластны волевым решениям. Отсюда проблемы. Я бы не сказал, что там некое подобие стагнации. Многое изменилось. Денег мало, но и при скромном бюджете удаётся строить новые лаборатории, открывать новые специальности. (Впрочем, «Восточка» год назад об этом подробно писала).

Первая моя кандидатская была посвящена теме «Основные направления создания сельскохозяйственной базы в районах нового промышленного и транспортного освоения Восточной Сибири». Представьте, тема была закрытой (понятно, мы, как всегда, перестраховывались), но занимался я ею увлечённо. После этого мне довелось изучить все сельскохозяйственные районы области. Многое в этом плане мне дали работа и учёба в очной аспирантуре Сибирского научно-исследовательского института экономики сельского хозяйства, плотное сотрудничество и обогащение опытом у ведущих учёных области и руководителей хозяйств.

Ну, если вам интересно что-либо из биографии, можно добавить к сказанному, что после окончания Иркутского сельхозинститута был институт повышения квалификации при МГУ; получил учёную степень доктора экономических наук, стал профессором; был младшим, затем старшим научным сотрудником Восточно-Сибирского отдела СибНИИЭСХ ВАСХНИЛ; в 2006 г. назначен помощником губернатора Иркутской области по обеспечению исполнения отдельных полномочий и в том же году был утверждён начальником департамента инновационной деятельности, науки и высшей школы администрации губернатора Иркутской области, кем и на сегодняшний день являюсь. За плечами более 100 научных работ, подготовил 10 кандидатов наук, сейчас осуществляю руководство над 12 аспирантами и соискателями.

— Какие темы, Виктор Михайлович, вас интересуют больше всего?

— Что касается научных работ, то, если очень кратко, это актуальные аграрные проблемы Сибирского региона. Я член диссертационного совета по защите докторских диссертаций БГУЭП; действительный член Международной академии аграрного образования; член-корреспондент Международной академии высшей школы; почётный профессор аграрного университета (г. Хух-Хото, Китай); почётный профессор аграрного университета Монголии, заслуженный экономист РФ, награждён нагрудными знаками России и Иркутской области.

Особенно основательно приходилось заниматься хозрасчётной деятельностью. Немало поездил по хозяйствам области, выступал на конференциях с докладами. Диссертация (я имею в виду докторскую) тоже связана с продовольственным обеспечением Байкальского региона. Докторов наук по экономике, к сожалению, в сельхозакадемии много лет не было, и длительное время я был один.

— Виктор Михайлович, вот у меня в руках отчёт об итогах работы деятельности департамента за 2007 год. Но вполне логично проследить приоритеты, дать хотя бы общую картину интересов науки (в том числе и вузовской) на перспективу.

— Многие «пункты» плана закончившегося года обозначены и на перспективу. Ведь мы речь не о торговле ведём, а о науке. И хотя сюда не входят фундаментальные задачи (это дело государства), о многих других сферах деятельности придётся говорить, думать, работать на них не один год.

Это принципиальная специфика почти каждого вуза. Прикладная наука, решая, кстати, и чисто практические, «областные» задачи, может затратить на них годы и годы. Упрекать сегодня учёных в этом просто нельзя.

Приведу примеры. Одним из первых пунктов плана-2007 стоит «Разработка региональной программы инновационной деятельности на 2007-2010 годы», также «Поддержка в учреждении внебюджетного венчурного фонда», «Организация работы по участию НИИ и вузов области в реализации и разработке приоритетных направлений научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы» и разработка с вузами вопросов создания студенческих бизнес-инкубаторов. Целый комплекс вопросов (я их не буду перечислять) касается развития и эффективности поддержки малого предпринимательства и т.д. Конечно же, это вопросы не одного дня.

Очень много задач стоит перед вузами области — от реализации государственных планов по подготовке управленческих кадров для народного хозяйства до проведения совместно с главным управлением общего и профессионального образования единого государственного экзамена с вузами области. Немало и совместных планов нашей области, Российской Федерации с областями-соседями: правительством Бурятии, Читинской области по проведению региональных конкурсов по Байкалу. Планируется большая совместная работа с Великобританией, Северной Ирландией, Китаем, Германией, Австрией, Францией. Это вузовские проблемы, туризм, 20-летие Восточно-Сибирского научного центра СО РАМН, 50-летие Иркутского научного центра, выставки «Малый бизнес: возможности и совместные перспективы» и многое другое.

Согласно данным Иркутскстата, в области инновационной деятельности насчитывается около 30 предприятий.

— Согласитесь, Виктор Михайлович, цифра не впечатляет. В чём причина?

— По мнению руководителей предприятий области, факторы, препятствующие инновациям, кроются прежде всего в недостатке собственных денежных средств, слабой финансовой поддержке со стороны государства, длительных сроках окупаемости инноваций и т.д. То есть это вопросы, которые не решить «одним махом». Нужна крепкая и целенаправленная работа в этом направлении. С чем пока по всей России проблема. И тем не менее, есть конкретные попытки исправить положение.

Распоряжением администрации Иркутской области от 15 марта 2007 года утверждён новый состав комиссии по проведению конкурсов инновационных проектов по оказанию областной государственной поддержки в форме субсидий.

Разработана «Концепция развития инновационной деятельности Иркутской области на период до 2020 г.», которая является научно-методическим обеспечением программы развития инновационной деятельности на среднесрочную перспективу. Разработчиком концепции на конкурсной основе был выбран ИрГТУ.

Интересен опыт работы региональной школы инновационного менеджмента (РШИМ), созданной при поддержке администрации Иркутской области. Это единственная бизнес-школа в Восточно-Сибирском регионе, которая реализует образовательные программы по подготовке кадров для управления инновационной деятельностью на промышленных предприятиях, в научных и коммерческих организациях, образовательных учреждениях Иркутской области.

В 2007 г. учебный процесс был дополнен практическими аспектами развития венчурного предпринимательства и психологии инновационного бизнеса.

Вручение премий губернатора Иркутской области по науке и технике играет важную стимулирующую роль для развития науки и научных исследований в иркутских научных центрах, прикладных институтах и вузах области, способствует продвижению научно-технической продукции на рынок.

Главное же, что было сделано, — разработана концепция развития высшей школы Иркутской области, где определено будущее университетских комплексов.

Беседовал Борис АБКИН

В январе у Виктора Михайловича — юбилей. Поздравляем!

Фото Николая БРИЛЯ

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры