издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Открещиваться до последнего

  • Автор: Андрей МАКСИМОВ

Батюшка со сворой сторожевых псов против 11-летнего школьника из Саянска и его родителей. Противостояние длится уже больше года, но точка ещё не поставлена.

Саянским городским судом вынесено мотивированное решение по гражданскому иску родителей Андрея Уварова к Благовещенскому приходу Иркутской епархии русской православной церкви. Согласно этому решению, церковь должна оплатить 75 тысяч рублей за нанесение морального вреда ребёнку и компенсировать расходы на его лечение.

События, которые довели мальчика до больничной койки, развернулись еще 23 декабря 2006 года. В тот день Андрюша отправился на хозяйственный двор местной церкви купить козьего молока для приболевшего братика. Он вошёл внутрь и стал искать служителей, когда на него неожиданно набросились овчарки. Собаки повалили ребенка на землю и принялись буквально рвать на части. От неминуемой гибели ребёнка спасли плотная зимняя одежда и, прямо скажем, недетская выдержка. Героически терпя впивающиеся клыки огромных собак и не поднимая головы, мальчик прополз около 40 метров, отделяющих его от спасительной калитки. Запаникуй он, встань на ноги и попытайся убежать, озверевшие от крови псы могли бы перегрызть горло. По утверждению свидетелей, пытка длилась не менее 20 минут. Причём на крики мальчика довольно скоро прибежали служители церкви, но… испугались и решили дожидаться женщины, приставленной к хвостатым бестиям. Последняя ушла на службу в расположенную через дорогу церковь.

По мнению специалистов, кавказские и среднеазиатские овчарки действительно являются отличными охранниками. Но без надлежащей дрессуры это и одни из самых опасных для человека созданий.

— Псов этой породы часто изнеживают ещё щенками, — считает владелец иркутского питомника для собак «К-9» Вячеслав Славин. — В результате овчарка вырастает неуправляемой. На фоне её природной агрессивности это чревато самыми печальными последствиями.

Хозяин питомника знает о том, что говорит, не понаслышке. Несколько месяцев назад администрация областного центра заключила с его фирмой договор на отлов хвостатых друзей человека. По его словам, неволить кавказцев и среднеазиатов ему приходится каждую неделю. Причём всё это не бродячие животные. Вызывают профессиональных кинологов обычно сами хозяева, которых кусают их питомцы. Бывали случаи, когда, войдя во вкус, собаки часами не выпускали или, наоборот, не впускали людей в дом.

Именно с такими избалованными бесконтрольными волкодавами столкнулся ребенок из Саянска. Едва мальчик выбрался за калитку, его окружили сердобольные служительницы. Из их рук пострадавшего «вырвали» только врачи «скорой». Вскоре прибыли и милиционеры, которые приступили к опросу свидетелей, и ветеринары, интересовавшиеся, были ли животные привиты от бешенства. Происшествие само по себе наделало в городе немало переполоху. «Неужто не хватило бы голосистых дворняжек, чтобы охранять церковное добро? Где же человеколюбие?» — такие вопросы ставили местные жители и районные газеты.

Однако судебное продолжение трагедии и вовсе лишило многих горожан доверия к православной церкви. Поначалу и приставленная ухаживать за собаками Заболотная, и сам настоятель прихода Серёдин не отрицали, что мальчика покусали принадлежащие церкви собаки. Об этом божьи служители сообщили в день трагедии и милиционерам, и врачам в приёмном отделении больницы. К тому же при осмотре территории хоздвора прихода Благовещенский были обнаружены пятна крови. Однако на заседании суда протоиерей Алексей Серёдин вдруг заявил, что ребенка погрызли какие-то уличные псы. Мол, собаки, принадлежащие приходу, были надежно заперты. Мало того, вслед за батюшкой изменили показания и служители церкви, и некоторые прихожане. Суд признал их подкорректированные свидетельства не соответствующими действительности. Но нарушение заповеди «Не лжесвидетельствуй», кажется, нисколько не смутило божьих людей…

Год, отделявший тот страшный день от судебного заседания, родители Андрюши в основном потратили на лечение сына в больницах Саянска и Иркутска. Много часов ребёнок провёл на приёмах у психологов. «Он до сих пор страдает навязчивыми воспоминаниями, которые вызывают сильный страх. Страх то переходит в ужас, то сменяется состоянием эмоционального оцепенения», — констатирует местный психолог Людмила Мурзина. Перед тем, как выйти из дома, ребенок подолгу высматривает из окна, нет ли на улице собак, и тут же убегает при виде даже безобидной дворняги.

Андрей перенёс ряд сложнейших операций. Особенно врачи опасаются за его ногу. Ткани были так сильно повреждены, что ребенку трудно ходить и он быстро устаёт. Ему ещё предстоит пластическая операция: сильно повреждена ушная раковина. Но батюшка возмещать ущерб не спешит. На суде он сослался на то, что церковная казна практически пуста. И действительно: из предъявленных документов следовало, что на счету церкви — сущие гроши. Однако в перерыве между заседаниями настоятель улучил момент и предложил родителям Андрея 25 тысяч рублей. Взамен просил, чтобы те отвергли сам факт случившегося.

Пытаясь выиграть дело в гражданском суде, батюшка, похоже, забыл, что есть и другой суд — божий. А от этой «инстанции» истину не скроешь…

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры