издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Бандерши из глубинки

  • Автор: Александр КРЮКОВ, старший преподаватель Юридического института ИГУ

Большинство людей смотрит на старость, как на погоду, о которой можно поговорить, но ничего нельзя сделать. Многих неизбежность смерти смиряет. Как бы высоко человек ни поднялся по социальной лестнице, он знает, что конец его жизни будет таким же, как у всех. Перед смертью все равны. Это знание смиряет гордыню. Такие люди задумываются о жизни после смерти, ходят в церковь, молятся, постятся. Мизерную, не поспевающую за инфляцией пенсию может скрасить какой-никакой доход от продажи связанных рукавичек и носочков, семечек, плодов приусадебного хозяйства. Именно о таких, бедных и беззащитных, заботится государство, разрабатывая программы, которые, по мнению правительства, должны хоть как-то скрасить их жизнь.

Для других же осознание маячащей где-то недалеко смерти, наоборот, придаёт жизни новый смысл, не позволяет потерять себя в суете. Такие люди не забывают, что живут один раз, и стремятся взять от жизни всё. Язык не поднимется назвать их «божьими одуванчиками». Взять хоть столичных бабусек, торгующих ягодами, соленьями, пирожками на Рублёвке. Цена товара у них сопоставима со стоимостью итальянских костюмов. Пожилые бизнес-леди вполне вписываются в современные рыночные условия: научились обходить конкурентов, бороться за «тёплое» место, их не страшат разводки, разборки и т.п. Но встречаются среди людей в возрасте и такие, кто не только сумел адаптироваться к современным реалиям, но и не погнушался встать на криминальную дорожку и промышлять совершением преступлений. Об этом ярко свидетельствует, к сожалению, типичный в наши дни приговор Усть-Удинского районного суда.

69-летняя Маргарита Пахаленко на протяжении длительного времени травила родной посёлок. Поставив в столь почтенном возрасте материальные ценности выше духовных, она, выражаясь языком уголовного кодекса, вступила в предварительный сговор с 47-летней Зинаидой Константиновой, которой поручила «собрать в полимерные мешки на поле близ с. Игжей верхушечные части дикорастущей конопли и принести их в усадьбу». Константинова оказалась надёжным соучастником и под покровом темноты принесла в избушку около шести с половиной килограммов дури. Как выяснилось, это был довесок к десяти уже припасённым килограммам. Таким образом суду было представлено шестнадцать с половиной кило дурмана. Зачем двум старушкам, не употребляющим наркотики, столько травы? Кормить корову? Но бурёнка, наверное, не обиделась бы, если бы вместо конопли ей предложили менее изысканный рацион. Суд фактами сбыта наркотических средств не располагал, поэтому приговор был таков: за незаконное приобретение и хранение наркотического средства (марихуаны) в особо крупном размере (кстати, особо крупный размер для конопли начинается со 100 граммов, а у подружек было в 100 раз больше) обеим бизнес-вумен назначено по 4 года лишения свободы.

Однако Пахаленко не ограничилась незаконным оборотом наркотиков. Бабушка не упустила возможности делать деньги и на других пороках своих земляков. «Травкой» баловалась, как правило, молодёжь, тогда как люди в возрасте предпочитали более традиционное времяпрепровождение: застолье. «Добрая» старушка была готова в любой момент прийти на «помощь» и остудить им «горящие трубы». Одним из основных направлений её бизнеса стала торговля техническим спиртом или «сбыт продукции, не отвечающей требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей» (ст. 238 УК РФ). Жители Усть–Уды охотно пили любезно предоставленную бабой Ритой жидкость с содержанием диэтилфталата – ядовитого вещества, способного повлечь летальный исход. Спиртосодержащий яд она продавала, обменивала на вещи, рассчитывалась им за оказанные услуги. В каком-то смысле спирт заменял ей деньги. За два доказанных случая незаконного оборота суррогата суд назначил не в меру предприимчивой старушке наказание в один год лишения свободы. Сколько жителям посёлка понадобится времени, чтобы хоть частично восстановить своё здоровье, – большой вопрос. Но его решение зависит прежде всего от образа жизни бывших клиентов бабы Риты. А сколько ещё «деловых» бабушек в эту минуту травят людей – вопрос к правоохранительным органам.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры