издательская группа
Восточно-Сибирская правда

За кем будет последнее слово

Изменения в Законе «О защите прав потребителей», принятые недавно, существенно усиливают позиции покупателей и клиентов. О нововведениях рассказывает заместитель начальника отдела защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора по Иркутской области Людмила ПЕЛЬМЕНЕВА.

Во-первых, изменения касаются банков. Теперь они при выдаче кредита обязаны не только называть конечную сумму, которую должен погасить гражданин, но и указывать в договоре график погашения суммы. До этого не все банки спешили делиться правдой со своими клиентами. Особенно если учитывать, что фактическая процентная ставка варьируется чуть ли не до 100-120% при заявленных 18 – 29%. Эта информация обязательна и для тех, кто предоставляет потребителю кредит (продавец в рамках договора купли – продажи товара в кредит, в том числе с рассрочкой платежа, либо банк или иная организация в рамках кредитного договора). В управление Роспотребнадзора часто поступали жалобы на то, что после оплаты кредита в течение года потребитель узнавал, что рассчитался только за услуги банка, а сам кредит не уменьшился ни на рубль.

Во-вторых, поставлена точка в долгом споре о маркировке продуктов, содержащих генетически модифицированные организмы. Требование информировать покупателей о наличии ГМО, если их содержание превышает 0,9% от объёма этих добавок, теперь прописано законодательно. Таким образом реализовано право потребителя на своевременное получение необходимой и достоверной информации о составе пищевых продуктов, обеспечивающей правильный выбор.

В-третьих, новшества касаются доставки предварительно оплаченных товаров. Теперь, если покупку вовремя не привезли, поставщик (продавец) должен заплатить неустойку в размере 0,5% от суммы товара за один просроченный день. Считаю, что это одно из наиболее важных введений в законодательство. До этого мы не могли помочь потребителям, которые ждали товар вместо одного обещанного месяца два-четыре. А неустойка (пени) за пользование чужими деньгами составляла копейки, которые без ущерба для себя платил магазин. Как правило, это дорогостоящие покупки (мебель, бытовая техника), за которые потребитель предварительно платил от 60 до 250 тысяч рублей и более.

Ещё две принятые поправки касаются условий гарантийного ремонта. По новым правилам вещь в гарантийном ремонте не должна находиться 30 дней за год. Если за это время организации не удаётся достать нужную запчасть и устранить неполадку, она обязана вернуть потребителю деньги или заменить вещь на новую. Ещё нововведение. Теперь потребитель может вернуть в магазин покупку (если она является технически-сложным товаром) в течение 15 дней при обнаружении в ней не только «существенных» недостатков, как было раньше, но и «несущественных».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры
  все
Свежий номер