издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Монголия на выходные

Иркутяне совсем недавно начали открывать Монголию. Эта страна, много лет назад включённая международными туроператорами в программы приключенческого отдыха, пока остаётся большой загадкой для жителей нашего региона. Монголия из разряда стран для делового и частного посещения становится туристической. Иркутские рыбаки уже распробовали Хубсугул. В конце прошлого года местные турфирмы запустили автобусный тур в столицу Монголии. Маршрут продвигается достаточно слабо, признались нам в одной из компаний. Спрос невелик. Но это не помешало нам примерить на себя роль туриста, отправившегося на выходные в путешествие в столицу экзотической страны.

Долгая дорога

Ещё на стадии получения программы пребывания обнаруживаем, что школьные знания требуют некоторой корректировки: вместо известного со времён СССР написания названия столичного Улан-Батора читаю «Улаанбаатар». Не известно, чего ждать от поездки. Столь близкая для нас страна оказалась далёкой в варианте автобусного тура. В один конец 20 часов. Да ещё не в самом комфортабельном автобусе. Примерно половину пути заняла дорога до КПП Кяхта — Алтанбулаг, почти в семистах километрах от Иркутска. Переход через границу занимает значительное время: даже если нет очереди, от двух до четырёх часов, как повезёт. Рассказывают, что на собственном автомобиле это может занять и сутки.

Нельзя сказать, что туристов из Иркутска очень рады здесь видеть. Помещение не приспособлено к тому, чтобы принять сразу более 30 человек, а в нашем автобусе почти сорок. К тому же на пропускном пункте, особенно в выходные, и без нас достаточно оживлённо: жители приграничных городов и посёлков частенько выезжают за границу, в Монголию. Многие предпочитают совершать там большинство покупок. Более того, теперь уже считается нормой просто съездить туда на выходные, чтобы посетить сауну «Гоби», своеобразную усечённую версию SPA, и просто наесться мяса, которое там невероятно дёшево. Попытки, что называется, качать права и таким образом привлекать к себе внимание могут не найти понимания у пограничников, и бывалые туристы советуют вести себя максимально обходительно.

Заметно сглаживает все неудобства перехода наличие на монгольской стороне дьюти-фри. По дороге в Улаанбаатар можно не озадачиваться вопросом приобретения монгольской национальной валюты — тугров. Их можно купить в кассе пропускного пункта за рубли или доллары. А тем, кто не успел обменять деньги в здании КПП, это можно сделать в нескольких метрах от него. Нужно попросить водителя автобуса притормозить и впустить частного менялу, который, в нашем случае, предложил более выгодный курс. Надо сказать, что при обмене следует ориентироваться на то, что за 1 доллар дают в среднем 1200 тугров.

Не разъехаться

От пропускного пункта до Улаанбаатара ещё одна остановка. Дархан. Обед в местном фаст-фуде. Здесь можно сразу попробовать все более-менее известные национальные блюда: хушур (напоминающие чебуреки жаренные в бараньем жиру монгольские пирожки), буузы, лапшу с бараниной, монгольский солёный чай с молоком. Есть и европейские блюда, например, что-то среднее между картофельным салатом и оливье, правда, заправлен он сметаной, а не привычным нам майонезом. В заведении очень людно, но всё организовано так, что очередей практически нет. И это внушает оптимизм. У нас не так много времени — сутки с хвостиком.

Улаанбаатар встретил нас большой пробкой. В столице государства, относящегося к числу самых низко заселённых — 1,7 человека на квадратный километр, не разъехаться. Страна переживает автомобильный бум. Цены на машины из-за особой таможенной практики в Монголии ниже иркутских почти на 30%. Позже, прогуливаясь по городу, проникаемся тем, что обстановка на улицах сродни иркутской, нервная. С непривычки сложно перейти дорогу даже на пешеходном переходе. Водители запросто могут не включить поворотник или проехать на красный, и часто ругают друг друга в открытые окна. И ни в коем случае не надо срезать путь по дворам. Получится только длиннее, поскольку каждый дом имеет свою территорию, обнесённую оградой с единственной калиткой, которую не так-то просто найти.

Городская топонимика

Но, по большому счёту, заблудиться в Улаанбаатаре сложно. Торговая и деловая активность сосредоточена вдоль проспекта Мира. Сам проспект уже давно освоен советскими строителями: по бокам — дома типа хрущёвок. Но теперь здесь возводят и здания из стекла и бетона. Наша гостиница расположена неподалёку от делового центра. Она отстроена совсем недавно и носит имя легендарного полководца — «Атилла». Когда-то монгольские племена хуннов под его руководством прошли через всю Евразию, захватив множество городов, включая Рим. Надо сказать, что в Моноголии с ума сходят по былому величию и воинственности предков, и несколько лет назад на главной площади города на месте, где стоял мавзолей Сухэ-Батора и Чойбалсана, поставили огромную бронзовую фигуру Чингисхана. Полководец, кажется, заменил собой монголам национальную идею. Здесь его почитают как бога. Кстати, все приезжающие в Улаанбаатар посещают одноимённый ресторан.

Мы тоже туда направляемся. Ужин — шведский стол — обходится нам в 10 долларов. Скажем прямо, для Монголии не самый дешёвый чек. Но зато мы получаем возможность видеть и слышать небольшую концертную программу. Гуттаперчевые девочки совершают невероятные трюки на небольшой сцене под аккомпанемент национальных инструментов. Их сменяют вокальные номера, в том числе и горловое пение. После направляемся в злачные места. Нас сопровождает и консультирует в этом вопросе бывшая иркутянка. С группой приехали её подруги.

Анна перебралась в Монголию вслед за любимым человеком. Теперь они женаты. Муж нашей спутницы австралиец, который уже несколько лет работает в Монголии. Наша новая знакомая, хотя и могла бы быть домохозяйкой, является сотрудницей одной из монгольских турфирм. Мы просим показать нам, чем живёт вечерний Улаанбаатар. Выясняем, что найти здесь боулинг и спорт-клуб — затея напрасная. Пока не построили. Зато есть стрип-бары. Самый популярный — в ночном клубе «Марко Поло». Вход — 5 тысяч тугров. Танцовщицы раздеваются не на сцене, а прямо в зале. Среди посетителей много иностранцев, в основном англоговорящих, но сюда часто заходят в том числе и представители российских компаний и посольства. Здоровую альтернативу им составляют новые монголы.

Ночная экскурсия

На обратном пути такси (ночной тариф по центру города не достигает и двух долларов — 2000 тугров) предпочитаем пешую прогулку, благо гостиница, как нам объясняют, находится в считанных метрах от клуба. И, конечно же, заблудились. Найти гостиницу нам помогают прохожие. Слава богу, в ночь с пятницы на субботу назвать улицы пустынными можно с большой натяжкой. Несколько респектабельного вида уланбаторцев любезно нас проводили практически до порога гостиницы. Выясняем, что все трое учились в СССР и прекрасно говорят по-русски. А вот нам в столь позднее время так смело обращаться к прохожим на русском не советуют — можно нарваться на неприятности. Они искренне удивлены, что мы оказались в городе с целью туризма. «Что же вы собираетесь делать здесь, да ещё в межсезонье?» — удивляется один. Тут же нам дают небольшую справку о Монголии. Две цифры ошеломили: оказывается, на 2,5 млн. жителей страны приходится 30 млн. голов скота. «Поэтому тут такое дешёвое мясо», — заключает наш собеседник. По пути видим огромное здание. Наши спутники начинают спорить между собой, что же здесь будет — новый торговый центр или католический храм. Побеждает последняя версия, но ни у кого из монголов это не вызывает воодушевления: католический храм в центре города!

Держи карман

На следующий день запланировано посещение местных достопримечательностей и шопинг, который, к слову, очень однообразен, в отличие, например, от Китая. Хотя следует сказать, что, купив здесь сувениры, можно быть уверенным, что сделали их именно в Монголии. Нас ещё в Иркутске предупредили: берегите свои деньги. Конечно, не в смысле «воздерживайтесь от покупок», просто в городе орудуют банды щипачей. К сожалению, это оказались не пустые запугивания.

Монастырский дворик

Достопримечательность, которую нельзя пропустить, — монастырь Гандантэгчемлин, расположенный в городской черте. Утром мы едем в ту часть города, где люди до сих пор предпочитают жить в юртах. Наши гиды рассказывают, что это 70% городских жителей. Юрты обеспечивают Улаанбаатару основную экологическую проблему. Зимой здесь редко можно увидеть голубое небо. После четырёх часов на город падает серая пелена. Смог образуется, когда в юртах начинают топить. Причём не всегда это бывает уголь, порой в качестве топлива используются кизяки. Но этот район обеспечивает городу определённое обаяние. К слову, рядом с юртой порой можно увидеть и недешёвый автомобиль. Здесь же, в какой-нибудь из юрт, можно попить кумыс.

То, что называется монастырём Гандантэгчемлин, — целый комплекс сооружений. В самом главном его здании находится огромная 26-метровая позолоченная статуя буддийского божества Мэгджида Джанрайсэга. Разрушенный в тридцатых храм был восстановлен на пожертвования жителей всей Монголии в советские времена. Посещение и съёмка здесь платные. На территории комплекса то и дело на глаза попадаются мальчишки, одетые в красные монашеские одежды. До сих пор очень многие монгольские семьи одного из сыновей отдают в монастырь.

Ещё с советских времён обязательными для посещения русских считаются фабрика по производству кашемира «Гоби» и смотровая площадка Зайсан, рядом с которой теперь разбит парк молодого Будды. Отсюда хорошо видно, насколько эклектичен Улаанбаатар. Вот платная стоянка, только вместо домика для охраны — юрта. Особняком стоят новые современные жилые комплексы, они располагаются в экологически более благополучных районах. Жильё здесь стоит порядка 600 — 800 долларов за квадратный метр. Но, например, иностранцы могут его только снимать.

Улаанбаатар открылся

Зарубежных специалистов живёт здесь немало. Монголия открылась для иностранного капитала. Но несмотря на то, что практически все вывески на кириллице, развивается экономика страны на китайские, корейские, японские деньги. Вот и обедаем мы в ресторане, принадлежащем корейцам, здесь побывали практически все знаменитости, посетившие за последнее время столицу. Рассказывают, что в 600-тысячном Улаанбаатаре порядка двухсот ресторанов. На выходе нас встречает мужчина с призывом помочь чем можем, поскольку сгорела юрта. Нам советуют не обращать на это внимания. Он так зарабатывает на жизнь. И, вероятно, неплохо. Одет он в новую дублёнку, а неподалёку, показывают местные, припаркован его автомобиль.

Туристами мы оказались не самыми лучшими, потому что так и не увидели главную достопримечательность города, внесённую во все мировые путеводители по Монголии, — цельный скелет динозавра. Музей естествознания закрылся в 17 часов…

Фото Дмитрия ДМИТРИЕВА

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры