издательская группа
Восточно-Сибирская правда

В прятки с законом

В этом году представители Фемиды соберутся на всероссийский съезд, чтобы обсудить проблемы третьей власти. Главная среди них, пожалуй, – доверие к суду. Авторитет провозглашённой Конституцией РФ самостоятельной ветви власти растёт явно недостаточными темпами. Оказывается, мало наделить высоким статусом людей в мантиях и обеспечить качество выносимых ими решений. Население всё равно не поверит в справедливый суд, если эти решения не будут исполнены в полном объёме и в кратчайшие сроки.

И этот вопрос, ответственность за который несёт служба судебных приставов, до сих пор остаётся одним из самых слабых мест проводимой в стране судебной реформы. Прежде всего потому, что приставы не обладают достаточными полномочиями для исполнения решений по гражданским делам: дыры в законе так велики, что должникам несложно скрыться от ответственности. С февраля нынешнего года начался процесс постепенного восполнения этих пробелов в праве. Так, судебные исполнители получили возможность ограничивать выезд должников за рубеж. И «бедные» алиментщики, которым никак не удавалось выкроить из своего бюджета немного денег для помощи брошенным ими детям, тут же превратились в платёжеспособных и ответственных отцов. За полгода служба судебных приставов Иркутской области ограничила в праве выезда за границу около 600 ответчиков, задолжавших от 100 рублей до нескольких миллионов. Теперь они сами вынуждены бегать за судебными исполнителями и уговаривать побыстрее принять должок: у одних срываются загранкомандировки, у других «горят» путёвки на отдых, кто-то уже и за билеты уплатил немалые «бабки», а пограничники дают от ворот поворот. Только благодаря новой мере приставами Приангарья взыскано нынче 11 миллионов рублей.

Сегодня федеральной властью рассматриваются и другие возможности найти управу на должников. Варианты разные: ограничение права перерегистрации автомобилей, пользования услугами авиа- и железнодорожного транспорта, сотовой связью, лишение на время водительского удостоверения и т. д. Эти меры ещё только обсуждаются. А вот возможность без разрешения хозяина-должника, играющего с законом в прятки, входить в его квартиру для того, чтобы наложить арест на имущество, приставы уже имеют. Правда, пользуются им, по словам главного судебного пристава области Виктора Щапова, очень осторожно: за полгода был лишь один случай, когда «крепость» должника брали с помощью «болгарки» вместе с сотрудниками МЧС.

Главный пристав Иркутской области результатами службы за полугодие в целом доволен: из 458 тысяч производств, находившихся на исполнении, окончено 287 тысяч (212 тысяч – в полном объёме, а у восьми с половиной тысяч ответчиков долги высчитываются из зарплаты). Взыскано больше денег (на 82,3 млн. рублей), перечислено в бюджет больше средств (на 9 млн. рублей), чем в прошлом году за тот же период.

Однако стоит посмотреть на эти успехи в другом разрезе – глазами людей, выигравших судебный процесс, потратившихся на адвокатов и другие судебные издержки и оставшихся ни с чем. Таких почти 40%. А если добавить к ним «счастливчиков», которым долги возвращаются перечислением с зарплаты виновников их бед, и «удовольствие» это растягивается на годы и даже десятилетия (поскольку реальный заработок, как правило, скрывается), то получается, что половина так называемых ответчиков от ответа как раз и уходят.

И мы вновь возвращаемся к вопросу: есть ли тогда смысл идти за защитой своих законных прав и интересов в суд? Потратишь время, нервы, деньги, получишь долгожданное решение о том, что правда на твоей стороне, и … Как говорится, утрёшься этим решением, оказавшись в той половине правдолюбцев, которые вынуждены терпеть насмешки увернувшихся от ответственности обидчиков.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры