издательская группа
Восточно-Сибирская правда

На защите экономических границ

Так уж исторически сложилось, что иркутские таможенники дважды в октябре отмечают ведомственные праздники: в этом году 18 октября – 56-я годовщина образования Иркут-ской таможни, а 25 октября страна будет праздновать День таможенника Российской Федерации. Торжества профессиональные, поэтому их виновники не забывают о работе. О том, чего уже добились защитники экономических границ и над чем ещё предстоит поработать, начальник Иркутской таможни Сергей Поляков рассказал журналисту «ВСП» Ларисе Константиновой.

– Ко дню рождения принято подводить итоги, расскажите о результатах работы за девять месяцев этого года?

– Уже сейчас можно сказать, что на конец года мы подтвердим статус флагмана Сибирского федерального округа и по товарообороту, и по пополнению федерального бюджета. На Иркутскую таможню приходится больше половины таможенных платежей и 21% товарооборота Сибири. Самое главное – увеличились экономические показатели деятельности. За девять месяцев этого года внешнеторговый оборот в стоимостном выражении превысил семь миллиардов долларов и увеличился по сравнению с прошлогодними результатами на 33%. На сегодня Иркутской таможней в федеральный бюджет уже перечислено более 73 миллиардов рублей, тогда как за весь прошлый год эта сумма составила чуть больше 50 миллиардов рублей. Только за третий квартал этого года плановое задание было выполнено на 136%.

– За счёт каких платежей были достигнуты эти цифры?

– Сейчас идёт серьёзное увеличение как экспортного, так и импортного товарооборотов. Сто-имостные показатели импортных операций увеличились за это время на 15%. Стало ввозиться много оборудования, товаров народного потребления, продуктов питания, транспортных средств. Увеличились объёмы импортируемого сырья: оно ввозится крупными партиями Ангарским электролизным и Братским алюминиевым заводами – сотнями вагонов идёт. За счёт Иркутского алюминиевого завода тоже возрастают объёмы поставок. Основные импортёры – это Китай, Корея, Европа.

Показатели экспорта, увеличившиеся в сто-имостном выражении на 34%, существенно обеспечила нефтяная отрасль. В этом году ей досталось 72% от всего экспорта в Иркутскую область. Уже второй год серьёзные объёмы берёт экспортная пошлина по лесу за счёт увеличения её размера.

– Как отразилось на экспорте круглого леса и сумме взысканных платежей апрельское повышение до 25% за кубометр ставки вывозной пошлины на необработанную древесину?

– Естественно, объёмы вывоза «кругляка» сократились – до 69% от результатов аналогичного периода прошлого года, то есть ограничительные меры сработали. Общее снижение количества грузовых таможенных деклараций (ГТД) по лесу составило 23%. Количество экспортёров и мест от-грузки тоже сократилось, то есть происходит укрупнение бизнеса. Зато таможенные платежи за вывоз круглого леса в Иркутской таможне увеличились на 63%, их сумма в этом году перевалила за миллиард. Объёмы экспорта леса резко упадут в начале следующего года с введением пошлин на вывоз «кругляка» в размере 80% от его таможенной стоимости.

Отрадно то, что сейчас одновременно увеличиваются объёмы экспорта пиломатериалов – рост за девять месяцев этого года составил 21%.

Пиломатериалы вывозятся из области более чем в 40 стран, тогда как 90% «кругляка» по-прежнему идёт в Китай. Пошлины за экспорт пиломатериалов с начала этого года не взимаются, хотя сегодня ведётся речь о том, чтобы ввести пошлину, если вывозится не готовая продукция, а матери-алы, прошедшие только грубую обработку. Сейчас Иркутская таможня решает вопрос применения электронного учёта к такого рода продукции.

– Какая доля экспортируемой древесины уже сегодня проходит электронную маркировку?

– Сейчас маркируется круглый лес, вывозимый уже из всей области, в Иркутской и Братской таможнях. В 2005 году мы были инициаторами проведения эксперимента по применению электронного учёта леса на базе Иркутской таможни, потому что объёмы круглого леса вывозились огромные. Раньше ведь только ленивый не торговал «кругляком», а доля экспортируемых пиломатериалов была минимальна. Мы ввели у себя правило: процедура временного периодического декларирования, значительно ускоряющая процесс экспорта леса, предоставляется только тем экспортёрам, которые маркируют лес. Сначала было сложно внедрять эту практику, но текущий год показал, что довольны и лесоэкспортёры. Начав применять электронный учёт, они навели порядок и у себя терминалах. Не секрет, что бесхозная система на складах не позволяла вести строгий учёт леса. Вот их рабочие потихоньку и подворовывали: кто на баньку, кто на домик. Раньше ведь как: вагоном меньше – вагоном больше. А когда начали маркировать лес и вносить его в электронную базу, каждое брёвнышко оказалось на учёте. Сейчас не только соседние таможенные регионы переняли наш опыт, но даже в южном таможенном управлении вводят такую систему учёта.

– В начале эксперимента существовала проблема с адаптацией нового оборудования для маркировки. Решилась ли она сегодня?

– Действительно, раньше был один поставщик, он привозил оборудование в Россию из Австрии. Сегодня изготовителей уже десятки и есть возможность выбрать и по цене, и по качеству. Понятно ведь, что если заказ поступает из Африки или Индонезии, то требования к аппаратуре иные, нежели у заказчиков из Нижнеудинска. Ещё лесоэкспортёров беспокоила высокая стоимость бирки для маркировки. Но дорого всё обходилось потому, что раньше это были единичные заказы. Сейчас, если заказывать оптом, цена на порядок ниже.

– Вы являетесь активным сторонником ещё одного эксперимента Иркутской таможни – электронного декларирования. Насколько удачно применяется эта практика в области?

– Показатели области по оформлению грузов без бумажных носителей значительно превышают средние цифры по округу. В СФО на электронное декларирование в среднем приходится где-то 5-6 % от всего объёма деклараций, а в Приангарье, по результатам работы Иркутской и Братской таможен, этот показатель превысил 16%. Уже два из восьми постов, подконтрольных нашей таможне, применяют только электронное декларирование. Плюс такого декларирования в значительном сокращении времени, которое уходит на оформление грузов. Если оформление обычной бумажной декларации по закону может занимать трое суток, а минимум, на что мы способны, – это три часа, то электронные декларации оформляются в течение тридцати минут. А самое главное обоснование внедрения такой практики в том, что все документы присылаются по электронной почте и обрабатываются специальными компьютерными программами, а значит, исключается возможность дать взятку.

– Какие ещё действия предпринимаются работниками Иркутской таможни для предот-вращения правонарушений, и насколько они удачны?

– Мы проводили серьёзную работу по выявлению контрафактных товаров. Всего за девять месяцев этого года их было изъято более 36 тысяч. В основном все подделки везут из Китая и Таиланда, подделывают рыболовные удочки, одежду и обувь, запчасти для автомобилей, парфюмерию. 13 из 17 возбуждённых в этом году Иркутской таможней дел касались контрабанды. Ещё три дела были заведены по факту невозвращения валютной выручки из-за границы: когда иностранные лица регистрируются здесь на подставное лицо и сами себе поставляют товар. Одно дело было возбуждено по статье «Уклонение от уплаты налоговых платежей в особо крупном размере». Вообще фактически любое предприятие вольно или невольно может попасть под юрисдикцию отдела правонарушений. Святых участников внешнеэкономической деятельности, как оказалось, нет. Но мы не ставим задачу «уничтожать» провинившихся, однако фиксируем и наказываем всех нарушителей, начиная с индивидуального предпринимателя, который возит сухофрукты из Средней Азии, и кончая нашими крупнейшими предприятиями. Здесь подход единый.

– Чтобы обеспечить грамотное выполнение всех этих функций, необходим серьёзный подбор персонала. Какую кадровую политику вы сейчас проводите?

– За полтора года наш коллектив почти не изменился по численности: раньше было 450 сотрудников, сейчас – 470. Но сам возраст таможни – 56 лет – предполагает, что на службе уже есть определённый состав коллектива, который приближается к пенсионному возрасту. Поэтому нужно думать о пополнении кадров. Госслужащие принимаются к нам на конкурсной основе. В комиссию приглашаем и наших специалистов, и экспертов из вузов. Мы выбираем не из двух-трёх кандидатов, а из двадцати. Желающие перейти на выше-стоящую должность наравне со всеми участвуют в этих конкурсах, и были случаи, когда проходит только что пришедший специалист, более подготовленный. Поэтому наши сотрудники за своё место держатся – постоянно повышают свою квалификацию. В таможне стало престижно работать. Вместе с тем мы чтим наших ветеранов, которые, безусловно, играют немаловажную роль в деле подготовки нового поколения специалистов.

И в эти праздничные дни хочется пожелать всем таможенникам, ветеранам службы, членам их семей крепкого здоровья, бодрости духа, счастья и дальнейшей плодотворной деятельности на благо Отечества!

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры