издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Иркутяне сведут счёты

Жителям региона придётся по-новому распределять доходы на проживание

В предстоящий Новый год на столе у части населения Иркутской области, вероятно, поубавится продуктов, а под ёлками – подарков. За ноябрь покупательская способность снизилась на 5–20% практически по всем группам товаров. На упавший средний доход житель региона теперь купит на 12% меньше пшеничного хлеба, на 6% меньше молока, на 21% – крупы и более чем на треть – риса. Сейчас на приобретение товаров и услуг уходит более половины доходов, и в следующем году на этом вряд ли удастся сэкономить. Наоборот, предупреждают эксперты, в будущем году денег придётся тратить больше, при этом покупать – меньше.

Привычный рост реальных доходов на 5–20% в течение года сменился стремительным падением, констатируют в Иркутскстате. Средний заработок одного человека в ноябре сократился сразу на 1,051 тыс. – до 12,319 тыс. рублей. Совокупно жители Иркутской области заработали на 1,66 млрд. рублей, или на 15%, меньше, чем в предыдущем месяце. Несмотря на это, средняя зарплата пока ещё демонстрирует незначительный рост. В ноябре по сравнению с прошлым месяцем номинальное жалованье увеличилось на 1,9%, реальное – на 1,2%. Сейчас они равняются 17,9 и 17,6 тыс. рублей соответственно.

Больше всех с зарплатой повезло, как всегда, финансистам (28,8 тыс. рублей), чиновникам (27,6 тыс.), металлургам (23, 7 тыс.), транспортникам и связистам (22,4 тыс.), химикам (22,1 тыс.). Впрочем, сейчас в финансовой сфере и химическом производстве, где раньше зарплаты ежемесячно росли примерно на 20%, жалованье снизилось на 2,7 и 3,6%. Больше всех – примерно на 10% – заработок упал в производстве неметаллических минеральных продуктов, текстильно-швейной промышленности и деревообработке. Зато зарплата в государственном управлении прибавила в весе 8,3%.  Безусловным лидером по темпам роста стало производство кожи и обуви – 11,1%, хотя сам размер зарплаты остаётся на уровне 4,4 тыс. рублей.

Многим жителям в ноябре вообще не заплатили. По данным Иркутскстата на 1 декабря, численность таких работников выросла в 4,4 раза – до 10 тыс. человек. Из них более трёх месяцев зарплату не получали 800 человек. Суммарная задолженность достигла 105,7 млн. рублей, увеличившись только за ноябрь в 4,8 раза. В расчёте на одного работника сумма просрочки составила 10,526 рубля. Все рекорды побили долги по зарплате строителям – сумасшедший рост в 32 раза. На втором месте сельское хозяйство, где задолженность увеличилась в 8 раз. В пятёрку лидеров-должников вошли обрабатывающее производство с ростом в 7,6 раза, транспорт – в 5,2 раза и предприятия по удалению сточных вод – в 2,2 раза. Между тем, по мнению депутата Законодательного Собрания Иркутской области четвёртого созыва Павла Зорина, ситуация пока не катастрофична. Говорить о нестабильной ситуации в регионе можно будет, когда уровень номинальной задолженности превысит размер двухмесячной заработной платы. Попросту – когда люди два месяца просидят без зарплаты. Сейчас задержка жалованья составляет в среднем около месяца. Дольше всего – 8,2 месяца – зарплату не получают на предприятиях по добыче полезных ископаемых. В сфере научных исследований и разработок – 2,7 месяца, на предприятиях по удалению сточных вод – 1,3 месяца.

Пятая часть задолженности по зарплате приходится на областной бюджет. «Полагаю, это связано с дефицитом бюджета уходящего года. Кредиторская задолженность на всех уровнях растёт, а источник для её погашения отсутствует,  поэтому увеличивается сумма невыплат по подрядам», – считает Зорин. У муниципальных бюджетов долговая нагрузка в шесть раз меньше. Доцент Байкальского государственного университета экономики и права Ирина Жижко связывает это с тем, что местные бюджеты живут за счёт налогов на землю и аренды, а областной – с налога на прибыль. «Сейчас, когда прибыль в большинстве отраслей экономики падает, снижаются и доходы области», – пояснила экономист. Она прогнозирует дальнейшее увеличение задолженности областного бюджета, так как, в отличие от работников частных предприятий, учителей и врачей в бессрочный отпуск отправить нельзя.

В попытке замедлить падение уровня жизни население вынуждено тратить накопления. Хотя ещё летом статистика фиксировала рост сбережений на будущее и увеличивающуюся разницу между доходами и расходами. Профицит бюджета жителей области в ноябре сократился на 1,6 млрд. рублей. Резкое изменение этой цифры экономисты объясняют не только падением реальных доходов, но и своеобразной «антикризисной психологией» – стремлением встретить кризис во всеоружии. «Наши люди не раз оказывались в явных и скрытых кризисных ситуациях за последние годы, поэтому сейчас они принимают превентивные меры, чтобы избежать серьёзных последствий», – считает Павел Зорин. Отсюда рост трат на долго хранящиеся товары, которые иркутяне теперь предпочитают закупать в «промышленных объёмах», и затоваривание продуктами первой необходимости. Так будет проще пережить кризис,  уверены потребители. Эксперты успокаивают народ: полного краха не произойдёт, мы просто будем меньше покупать, объёмы производства снизятся, но не упадут до нуля. «Голода точно не будет, откуда взялись эти слухи?» – недоумевает Ирина Жижко.

Потребительское возбуждение уже отразилось на структуре расходов. Жители области потратили на товары и услуги в ноябре 68,1% от своего дохода, что на 4,8% превышает сентябрьские траты по этой статье. На обязательные платежи и взносы пришлось 13,2%, на накопление сбережений во вкладах и ценных бумагах – всего 3,7%. В октябре этот показатель был в минусе, тогда как весь 2008 год он не опускался ниже уровня 6,6%. По словам Зорина, в октябре объём вложений действительно сократился по всем банкам в регионе примерно на 2-3%. Кадровые и финансовые сокращения заставили жителей региона забирать вклады и жить на накопления. Кроме того, в октябре они переоценили риски вкладов, пока ходили слухи о кризисе банковского сектора. «Выстраивались очереди вкладчиков, но когда паника прекратилась, некоторые положили деньги обратно», – отметил Зорин. Так что в ноябре уровень депозитов стабилизировался. Активность покупателей проявилась и в скупке валюты. Особенно население области «лихорадило» в октябре. Тогда люди потратили около 9% от доходов на приобретение иностранной валюты – это самый высокий показатель за последние два года. В ноябре эта цифра снизилась до 7%.

Между тем банкиры говорят о том, что население отдышалось после первых проявлений кризиса: теперь оно постепенно возвращает вклады в банки и вновь начинает сберегать деньги. По словам председателя правления Байкальского банка Сбербанка РФ Максима Полетаева,  если в октябре в банке, работающем на территории Иркутской области, Бурятии и Забайкальского края, наблюдался отток денежных средств со счетов физических лиц – 2,4 млрд. рублей, или 2,7% от объёма вкладов, то уже в ноябре – пусть незначительный, но всё-таки рост. Не заметили банкиры и массовых дефолтов. Население исправно платит по кредитам. В Сбербанке, например, размер просроченной задолженности увеличился с 0,64% на начало года до 0,68% к ноябрю. Хотя следует заметить, что это один из самых низких показателей. В среднем по российским банкам он  в 2,5 раза выше.

Не ожидают экономисты кардинальных изменений и в распределении доходов населения в 2009 году. С повышением тарифов в новом году увеличатся расходы на обязательные платежи. Доля трат на валюту останется на высоком уровне и в следующем году, ожидают эксперты. По возможности население продолжит переводить деньги в доллары, пока валюта будет дорожать, а рубль – дешеветь. Однако это  будут, вероятнее всего, короткие деньги вместо сбережений на будущее. Доля трат на товары и услуги тоже вряд ли снизится, хотя не исключено, что потребителю придётся либо переориентироваться с товаров высокого класса на товары более низкого,  либо покупать меньше.

Привыкать к новым стандартам приходится уже сейчас. В ноябре покупательская способность оказалась на 10 – 15% ниже, чем год назад. Сейчас человек со средним доходом  в 12,319 тыс. рублей в духе «антикризисной психологии»  может купить на всю сумму примерно 156 литров подсолнечного масла, или 162 килограмма маргарина, или 413 литров молока, или 600 килограммов муки высшего сорта. Если мерить доход населения непродовольственными товарами, то он равен, например, 0,8 холодильника или 1,3 телевизора. На эти же деньги можно приобрести 4,4 мужских зимних куртки или 2,3 женских демисезонных пальто. Хотя, чтобы купить товары по столь низким ценам, сначала придётся отправиться на их поиски и потратиться либо на бензин (доход равен 504,3 литра бензина), либо на проезд в автобусе (1664,4 поездки).

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры