издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Идея «утонула» в поправках

Территории оказались отстранёнными от решения актуальных вопросов

В последнее время всё чаще слышатся голоса критики в адрес федерального законодательства о реформировании местного самоуправления. Последний такой «разбор полётов» прошёл в ходе стажировки депутатов муниципальных образований Иркутской области в Законодательном Собрании региона. На учёбу собрались представители местного самоуправления Ангарского, Братского, Качугского, Жигаловского и Заларинского районов.

Председатель комитета по госстроительству и местному самоуправлению Борис Алексеев говорил о пробелах и коллизиях, которые мешают исполнению закона № 131. Так, в документе недостаточно чётко прописан механизм передачи полномочий от одного уровня власти другому. А имеющиеся положения о передаче полномочий плохо согласуются с другими нормативно-правовыми документами, например с Бюджетным кодексом. Нарекания вызывают и нормы, касающиеся регистрации органов территориального общественного самоуправления (ТОС). Борис Алексеев сообщил, что по просьбе областного парламента Институт законодательства и правовой информации  разработал модельные акты регистрации уставов ТОСов. Ими уже могут пользоваться граждане, решившие задействовать этот инструмент демократии. 

Трудности у муниципалитетов могут возникнуть, если они захотят выделить деньги на поддержку предпринимательства. Федеральный закон о развитии малого и среднего предпринимательства предусматривает создание соответствующих муниципальных фондов. Однако положения 131-го закона не дают таких возможностей. Да и Бюджетный кодекс не планирует такого вида ассигнований из муниципального бюджета, как финансирование фондов. 

Директор Института законодательства и правовой информации Алексей Петров рассказал участникам стажировки о введении системы единой администрации в муниципальном районе и поселении, которое является его административным центром. С нового года вступили в силу поправки, предусматривающие возможность объединения двух управленческих центров. Новацию планируется в качестве эксперимента опробовать в Киренском районе. Юрист подчеркнул, что пока нет ясной картины, администрации в каких ещё муниципальных образованиях нужно объединить. 

Алексей Петров предупреждает, что выгоды от слияния администраций неочевидны даже с точки зрения экономики. Ведь сотрудников администрации уровня поселения необходимо будет устроить на работу. Скорее всего, они перейдут в районную администрацию. Кроме того, потребуются средства на исполнение полномочий, переданных с первого уровня. 

По мнению Алексея Петрова, одним из подводных камней новации является то, что даже при передаче полномочий на районный уровень имущество останется в собственности поселения. Здесь существует опасность при конфликте интересов между районом и поселением разрешения ситуации районом в свою пользу. Федеральный законодатель не предлагает способов защитить интересы поселений. 

Ещё один ряд трудностей лежит в управленческой плоскости. Федеральный закон в новой редакции не предусмотрел возможности органам поселения привлекать к ответственности главу муниципального образования. То есть жители поселения утрачивают рычаги влияния на исполнительно-распорядительную власть. «На мой взгляд, существуют серьёзные риски потери управляемости, по крайней мере её ухудшения на территориях административных центров. Эти риски надо принимать во внимание при выработке решений», – отметил Алексей Петров.

Претензии представителей местного самоуправления свелись к недовольству тем, что муниципалитеты отстранены от решения актуальных вопросов. Один из руководителей поселения, присутствующий на заседании, посетовал на отсутствие у органов местного самоуправления полномочий по экологической защите территории. «Лес тоже у нас забрали. О том, что происходит на нашей территории, мы узнаём из газет, – пожаловался представитель МСУ. И добавил: – Глава поселения не может ничего на своей территории сделать. Он не влияет ни на школу, ни на садик. Приходится ехать в район и там решать вопросы. Мы зря гоняем технику, людей. А ведь цель 131-го закона – приблизить власть к населению, чтобы человек в течение дня мог решить все вопросы», – отметил участник заседания.

Алексей Петров ответил, что, действительно, в силу дефектов в законодательстве поселения, а это базовый уровень местного самоуправления, не обладают возможностью реализации конституционных функций. Но не все проблемы носят правовой характер. Иногда трудности возникают оттого, что сами руководители поселений не смогли наладить работу. 

«К сожалению, при том состоянии закона, в котором он существует – а это состояние усугубляется с каждым годом, – закон становится хуже. Это надо объективно понимать. Я очень позитивно воспринимаю идею разделения местного самоуправления. Но она постепенно утопает в поправках, которые вносятся в закон», – резюмировал Алексей Петров.  

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры