издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Прыгнуть выше головы

Губернатор назвал Усолье самым сложным городом в области

Поездки в Усолье-Сибирское для губернатора Иркутской области Дмитрия Мезенцева никогда не бывают лёгкими. Вот и на минувшей неделе ему пришлось разговаривать с коллективом, которому с лета не платят зарплату. С активом города довелось выяснять, почему на фасадах облупленная краска, воспитателям платят копеечную зарплату, а вечный огонь горит в городе только один день в году – 9 Мая.

Прежде всего губернаторский кортеж отправился на «Усольмаш». Завод, когда-то составлявший силу и гордость Усолья, лихорадит как минимум 15 лет. Лишь месяц назад новый собственник вывел предприятие из процедуры банкротства.Теперь вот наметился перспективный заказ от РЖД, который  может обеспечить людей работой на несколько лет вперёд. 

Но пока это всё лишь планы. В коллективе обстановка, мягко говоря, напряжённая. А как иначе, если с  сентября людям не выплачивают ни  зарплату, ни  отпускные, ни авансы-премии. За последний месяц уволились 120 человек. «Чем жить? – говорят рабочие. – У нас детей из детских садов отчисляют за неуплату. Заказы у завода есть, работа есть, а вот зарплаты нет». Почему так получается,  собравшиеся на ту встречу рабочие объяснить не смогли.  

– Я был у вас месяц назад, – отметил приехавший вместе с Дмитрием Мезенцевым президент корпорации «Иркут» Алексей Фёдоров. – Тогда руководство обещало погасить задолженность до 15 ноября. Не погасили. Теперь обещают выплатить долги до 25 ноября. 

– Не верим, – загудел зал.

Успокаивать народ вышел Бато Татулашвили, один из собственников предприятия. По его словам выходит, что процедура вывода предприятия из кризиса затянулась на три года. Лишь в сентябре завод вывели из банкротства. 

Погашены все долги перед кредиторами, уплачены налоги. Однако без денег бизнес поднять нельзя, и заводу приходится хвататься за любой заказ. Большинство из них идут без предоплаты. 

– Мы кредитуемся у вас, – заявил генеральный директор «Усольмаша» Александр Лаутин. – Ещё полгода назад Сбербанк о нас и слушать не хотел. А теперь нам дают кредит на погашение долгов по зарплате. Потерпите ещё 10 дней, мы всё выплатим. 

– Ну что ж вы раньше нам не сказали, – обрадовались люди. Конечно, они всегда  рады  занять денег родному предприятию. Нужно было только попросить, а то без спросу взяли. Да ещё исполнительный директор Нелюбин  закроется в приёмной и не хочет общаться. 

– Неправда, каждый может ко мне в приёмную прийти. Дверь всегда открыта, – не согласился Нелюбин. 

Вот здесь губернатор сорвал аплодисменты. Он встал на сторону рабочих, а директору не поверил. К  тому же глава области подтвердил, что кредит на самом деле  будет. Работники  радостно захлопали в ладоши. 

– У нас на «Иркуте» тоже не всегда было так хорошо, как сегодня, – заявил Алексей Фёдоров. – В 1996 году пришлось перейти на трёхдневную рабочую неделю и запас мазута был на 2 часа работы. Но мы  верили в себя, искали заказы и выжили. Я вам скажу, что на 80% всё зависит от руководителя – на свой карман он работает или на предприятие.  

Собравшиеся  тут же предложили объединить «Усольмаш» с «Иркутом», но Алексей Фёдоров отказался. Конечно, у него таких предложений в день по пять штук. Остаётся только надеяться, что новое руководство работает на предприятие. 

Встреча с активом города прошла в ДК «Химик». Дмитрий Мезенцев вначале остановился на социальном бюджете области, который назвал «лучшим за последние 20 лет». Например, на будущий год предусмотрено выделение 0,5 млрд. рублей на зарплату воспитателей и нянечек в детских садах, а ещё введён региональный материнский капитал за третьего ребёнка в размере 100 тысяч. Большой плюс также включение сельского хозяйства  в систему инвестпроектов. Наконец, получены реальные инвестпрограммы от крестьян, правда, «ценой потери на этой работе» министра сельского хозяйства.  На создание дорожного фонда, отвечающего за ремонт и содержание дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения,  будет направлено 5 млрд. рублей. Средства дорожного фонда будут поступать в виде субсидий местным бюджетам в целях софинансирования расходных обязательств муниципалитетов.  

– В России, как известно, две проблемы. Вот к решению одной из них, под названием «дороги», мы хотя бы приступим. Когда решим вторую, не могу вам сказать, потому что она имеет просто космический масштаб, – сказал губернатор.

Однако даже извечная российская шутка не смогла разрядить атмосферу в зале. Может быть, жителям  небольшого города кажется, что проблем вовсе не две, а гораздо больше. Того и гляди, задавят. Не случайно Дмитрий Мезенцев назвал Усолье-Сибирское самым сложным городом в области. Понятно, что он стал таким не в одночасье.

Тем не менее городу нужно жить дальше. И вряд ли, в самом деле, никто, кроме губернатора, не может решить вопрос об освещении улицы Ангарской, где разбиты все фонари. Но к губернатору подошла женщина и попросила вернуть свет. Видно, у местных начальников люди уже устали просить. Потратить деньги, выделяемые областным бюджетом, много ума не надо. Перед новым мэром стоит другая задача – прыгнуть выше головы, но найти точки роста и привлечь инвесторов. 

– Будет ли продолжена программа по переселению граждан из аварийного и ветхого жилья? – интересовались  усольчане.

Отвечая на этот вопрос, губернатор заметил, что в бюджете 2012 года впервые предусмотрено выделение 150 млн. рублей на строительство социального жилья. Если появится возможность заняться модернизацией жилого фонда, Усолье будет в числе приоритетных территорий. «Мы систематически не можем вовремя подать документы в Фонд содействия реформированию ЖКХ из-за трёх муниципалитетов, которые затягивают с отчётностью, – сказал губернатор. – Получается, что деньги дают, мы не хотим взять. Но тратить тоже надо с умом. Мы пока ехали, видели облупившуюся краску на только что отремонтированных фасадах. Вот так красить не нужно». 

Можно, конечно, жить с грязными фасадами, без фонарей и говорить,  что денег нет. Но, сдаётся мне,  если в твоём городе вечный огонь горит только 9 Мая, как в Усолье, то на домах совершенно точно будет облупленная краска. Потому что это признак того, что у кого-то в городе погасла воля к жизни. Погасить вечный огонь – это ведь всё равно, что бросить знамя и бежать с поля боя.  

– В течение недели просчитайте, сколько денег нужно для бесперебойной подачи газа к вечному огню. Заверяю вас, что на это денег в области хватит, – сказал Дмитрий Мезенцев. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры